Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, шпаргалка
Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
предприятий, учреждений субъектов РФ.
5) Акты местного самоуправления.
6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):
1. Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового
мореплавания и др.);
2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об утверждении
Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);
3. Постановления
и распоряжения Совета
4. Приказы,
постановления, инструкции
и других центральных органов СССР.
7) Международные акты, которые в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными
актами
регулируются, некоторые вопросы
безвизового пересечения
таможенного контроля, дорожного движения.
2. Понятие государственной службы
Государственная служба - профессиональная деятельность государственных
служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это
центральный институт АП.
В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ
РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ;
Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. № 32;
Указ Президента
РФ «О реестре государственных
государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и
воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от
27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от
24.06.93 г. № 5238-1.
Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев): Принцип
федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную
государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов РФ. В
совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и
правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ);
Принцип разделения властей: служба в органах представительной,
исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и
милитаризованную.
Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть
до государственных предприятий.
Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ
и ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных
обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в)
принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов
ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей; д)
принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а)
принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых
вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований предъявляемых к
госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции госслужащих; г) принцип
гласности; д) принцип ответственности за принимаемые решения и неисполнение
служебных обязанностей; е) принцип внепартийности госслужащих, отделение
религиозных объединений от государства; ж) принцип стабильности кадров
государственных служащих.
Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен,
поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые
следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный круг
служащих, не меняются при перемене власти).
1. Граждане как субъекты административного права
Для характеристики
административно-правового
такие понятия, как административная правоспособность и административная
дееспособность.
Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью.
Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь
права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС)
можно определить, как способность гражданина иметь административные права и
нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина
и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают
равным объёмом прав и обязанностей: «Государство гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности».
В отличие от АПС, административная дееспособность (АДС - способность
граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть
одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16
лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и
административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц
(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того,
определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации
своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители
транспорта.
Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на
участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих
представителей; право граждан на объединение (закон об общественных
объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);
политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);
право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями
и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно
лишь по решению судебных органов); право на неприкосновенность жилища; право на
передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое
ограничение); право иметь доступ, передавать и производить информацию
(ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);
право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и
должностными лицами за счёт казны.
Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать
отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и
обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.
Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами,
за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества,
поступление на государственную службу и т.д.).
Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от
24.06.81 г.
«О правовом положении
пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.
Основные
конституционные права и
административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.
2. Порядок наложения административных взысканий
Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение административного
взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы) АВ: законность,
целесообразность и своевременность (оперативность) воздействия, сложение
взысканий, налагаемых за совокупность нарушений
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание
может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав
проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации
кары и экономии репрессии.
Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние
виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или
добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение
правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых
обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной
женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является открытым.
Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного
деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года
совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего в
ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях стихийного
бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.
КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности
правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть
освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;
материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их командирам