Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВО»
В самом широком
смысле управление означает руководство
чем-либо (или кем-либо). В подобном
понимании оно трактуется и в
наши дни. Однако ограничиться такой констатацией
недостаточно. Возникает потребность
раскрытия содержания этого руководства,
его функционального значения.
Общетеоретические
позиции, включая кибернетические,
дают достаточные основания для
следующих выводов:
Таковы основные
черты, характеризующие общее понятие
управления. Они полностью приемлемы и
для понимания управления в социальной
(общественной) сфере, где в роли субъектов
и объектов управления выступают люди
и их различные объединения (например,
государство, общество, территориальное
образование, общественные объединения,
производственные и непроизводственные
объекты, семья и т. п.)
Административно-правовое
отношение - представляет собой урегулированное
административно-правовой нормой управленческое
общественное отношение, в котором стороны
выступают в качестве носителей взаимных
прав и обязанностей, установленных и
гарантированных административно-правовой
нормой.
Сторонами этих правовых отношений могут быть граждане России, иностранцы и лица без гражданства, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия и учреждения, государственные служащие, органы исполнительной власти.
Административно-правовые
отношения напрямую связаны с практической
реализацией задач, функций и полномочий
исполнительной власти в процессе государственно-управленческой
деятельности. Эта их особенность накладывает
определенный отпечаток на поведение
любых участников такого рода правовых
отношений; их обязанности и права непременно
связаны с практической реализацией исполнительной
власти в центре и на местах. Интересы
другого рода, небезразличные для государства
и общества, обеспечиваются, если у них
имеется четко выраженная специфика, в
рамках иных правоотношений. Поэтому,
определяющая черта административно-правовых
отношений состоит в том, что они складываются
преимущественно в особой сфере государственной
и общественной жизни - в сфере государственного
управления.
Стоит отметить
также, что административные правоотношения
характеризуются определенным субъектом.
Всегда одной из сторон является официальный
или полномочный субъект исполнительной
власти (в широком смысле государственного
управления).
Государственное
управление - деятельность органов государственной
власти и их должностных лиц по практическому
воплощению выработанного на основе соответствующих
процедур политического курса. Деятельность
по государственному управлению традиционно
противопоставляется, с одной стороны,
политической деятельности, а с другой
стороны, — деятельности по формулированию
политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
Субъект управления
есть структурно-организованная социальная
общность, выполняющая функции руководства
и воздействующая на объект с целью перевода
его в новое состояние. Субъектами государственного
и муниципального управления являются
соответствующие органы, должностные
лица.
Сущность
государственного управления проявляется
в его необходимости, общественной обусловленности
и целевой направленности. Необходимость
государственного управления вытекает
из необходимости обеспечения реализации
политики государства, направленной на
эффективное использование природных,
трудовых, материальных, информационных
ресурсов, гарантирование прав и свобод
человека.
Административно-правовые отношения различаются :
Исполнительная
власть — один из видов самостоятельной
и независимой публичной власти в государстве,
представляющий собой совокупность полномочий
по управлению государственными делами.
Таким образом, исполнительная власть
представляет собой систему государственных
органов, осуществляющих эти полномочия.
Функции исполнительной власти :
В настоящее
время, начиная с момента вступления
в силу Конституции РФ 1993 г., в
основе определения сущности исполнительной
власти лежит принцип (теория) разделения
властей. В практическом воплощении данная
теория представляет собой структурно-функциональную
определенность каждого из высших органов
власти, степень которой зависит от установленных
нормами права полномочий того или иного
субъекта государственной власти, а также
от его реального функционирования в случае
недостаточной регламентации его полномочий
в нормах права. Исполнительная власть
обладает значительным числом как конституционных,
так и закрепленных в иных нормативных
правовых актах полномочий во всех сферах
осуществления государственной власти.
Возрастание роли исполнительной власти
— это закономерный процесс, происходящий
не только в нашей стране, но и других государствах.
Главным средством исполнения должно
служить основанное на законе распорядительство,
т.е. осуществление практических мер по
реализации (в первую очередь) законодательных
норм. Нормотворчество, иными словами
разработка и издание подзаконных нормативных
актов органами исполнительной власти
должны служить средством правоприменения
(исполнения).
Возникновение конкретного административного правоотношения между его субъектами обусловливается определенными событиями или действиями, которые предусмотрены административно–правовыми нормами. Эти события, действия называются юридическими фактами, т.е. такими фактами, с которыми государство связывает возникновение, изменение или прекращение административно–правовых отношений.
Юридические факты, возникающие в результате сознательного поведения людей, проявления их воли, именуются юридическими действиями. Они подразделяются на законные (правомерные) действия и незаконные (неправомерные) действия (или бездействие) субъектов административного права. Юридические факты могут возникать и независимо от воли людей. В этом случае они обычно именуются юридическими событиями.
Юридическими
фактами являются такие события,
как рождение, смерть человека. К
событиям относятся стихийные бедствия
(землетрясения, наводнения, эпизоотии,
эпидемии, пожары и т.п.).
Отрасль административного права – это система административно – правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, организации и реализации исполнительной власти.
Административное право является одной из основных, самостоятельных, крупных, публичных отраслей российского права.
Отрасли права разграничиваются по предмету, то есть кругу общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.
Предмет отрасли
административного права
Метод – совокупность приемов и способов.
Выделяют следующие
методы: