Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

35.Понятие, юридическое значение  и виды правовых актов органов  исполнительной власти.

Посредством правовых актов управления как нормативного, так и индивидуального характера  реализуется компетенция органов  исполнительной власти в правовой форме. Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом  исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной  процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом  форму и порождающее юридические  последствия

Официальность акта исполнительной власти состоит  в том, что решение принимается  органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в  актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полномочий. Отсюда – властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую  ответственность.

Основными признаками правового (административного) акта является то, что он:

— имеет  юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Правовой характер акта управления — общая черта актов органов государства. Специфика юридического характера акта управления заключается в том, что в нем содержится государственно-властное правовое разрешение вопросов управления;

— принимается  в одностороннем порядке, исходит  из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного  субъекта государственного управления. Причем это качество акта сохраняется  и при принятии его несколькими  субъектами управления по соглашению. В этом случае речь идет о выражении  коллективной воли субъектов управления в одностороннем порядке;

— устанавливает  обязательные правила поведения  либо регулирует конкретные управленческие отношения. В последнем случае влечет возникновение, изменение или прекращение  правовых отношений. Следовательно, акт  управления регулирует как абстрактные, так и казуистические (конкретные) общественные отношения в сфере  управления. И в этом смысле акт  государственного управления является актом-регулятором;

— носит  творческий характер, поскольку направлен  на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов. От субъекта управления, разрешающего дело, требуются: творческий, научный подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических  данных;

— принимается  субъектом управления только по тем  вопросам, которые относятся к  его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами. 

Следовательно, правовой акт управления — это юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (вопрос), персонально определяющий поведение адресата, обладающий государственно-властным творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Виды актов исполнительной власти.

2. По  юридическому содержанию акты, исполнительной  власти делятся: 

на нормативные  акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам. К ним

относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские). межведомственные акты, внутриведомственные (в т. ч. локальные);  

 индивидуальные  акты - решения субъектов административной  власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам;

•   общие акты, содержащие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, призыве на службу и т. д.) либо общие требования ("повысить", "усилить" и пр.); 

 смешанные  (акты, в которых содержатся нормы  права и правоприменительные  решения либо даже и общие  требования).

В зависимости  от субъектов, принявших акты исполнительной власти,

они делятся:

•   на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления и другие акты центральных органов Российской Федерации; акты территориальных федеральных органов; постановления и другие акты мэров, губернаторов; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);

•   акты субъектов власти, не находящихся в системе аппарата исполнительной власти (постановления судей по делам об административных правонарушениях; приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центрального банка РФ);

•   акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.

По форме  выражения различают акты:

•   письменные (являются разновидностью служебных документов);

•   устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);

•   конклюдентные - выраженные в знаках, световых и звуковых сигналах (например, жесты работника милиции, регулирующего уличное движение).

Исходя  из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:

•   плановыми;

•   методическими;

•   кадровыми;

•   финансовыми;                                       .

•   учетными и т. д..       

Б зависимости  от даты начала действия акты делятся  на вступающие в

силу:

немедленно, с даты подписания, принятия;

с даты, указанной в акте;

с даты, указанной в другом акте;

после государственной  регистрации и официального опубликования.

По степени  сложности различают:

простые (рутинные);

сложные;

уникальные  акты.

В зависимости  от объема полномочий субъекта власти акты делятся:

на дискреционные (принимаемые в условиях свободы  усмотрения, широкой самостоятельности  органа, должностного лица);

принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность  выбора одного из нескольких указанных  в норме права вариантов;

принимаемые при отсутствии выбора.

В зависимости  от порядка принятия административные акты подразде-

ляются:

на коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа кол-

легиального органа);

единоличные акты.

 

36.Действие правовых актов органов  исполнительной власти.

Правовые  акты управления вызывают соответствующие  юридические последствия тогда, когда они действуют. 

приобретает законную силу с момента его издания  либо опубликования. Иногда специально оговаривается определенный срок вступления акта в юридическую силу.     

Так, нормативные  акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после дня  их первого официального опубликования. Другие акты вступают в силу со дня  их подписания. Вступление в силу постановлений  Правительства РФ, затрагивающих  права, свободы и обязанности  граждан, вступают в силу не ранее  дня их официального опубликования. Иные постановления и распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

Датой официального опубликования считается дата первой публикации текста акта в одном из официальных изданий РФ. Как правило, эти акты публикуются не позднее  пятнадцати дней со дня их принятия либо при необходимости их широкого обнародования – безотлагательно.        

Публикуются правовые акты управления в Собрании законодательства Российской Федерации  и в «Российской газете». Не опубликованные акты, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, по общему правилу  не влекут правовых последствий как  не вступившие в силу.

Несоблюдение  установленных требований к юридическому содержанию правовых актов управления, а также к порядку их издания  и опубликования дает основание  для признания их недействительными. 

Обжалование правовых актов управления возможно в административном либо в судебном порядке. Как правило, в роли жалобщиков выступают граждане, считающие, что данным актом нарушены их субъективные права или законные интересы. Жалобы могут поступать от общественных объединений и иных негосударственных формирований, а также от государственных предприятий и учреждений.

Опротестование правовых актов управления – это, как правило, функция прокурорского надзора. В протесте мотивируется вывод о неправомерности опротестованного акта.

В случае признания акта изданным с нарушением требований законности возможна отмена его действия. По существу, акт признается недействительным, что лишает его юридической силы. Естественно, что отсутствие фактов, свидетельствующих о неправомерности акта, не влечет таких последствий. Это имеет место при признании жалобы необоснованной и при отклонении протеста прокурора ввиду его юридической неубедительности.

Наиболее  известны следующие варианты отмены правовых актов управления и, соответственно, лишения их юридической силы:

а) Президент  РФ отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ;

б) Правительство РФ отменяет противоречащие законодательству акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ (кроме актов органов республик);

в) руководители органов исполнительной власти отменяют неправомерные акты, принимаемые на нижестоящем уровне порученных им сфер деятельности (например, акты своих территориальных органов);

г) Конституционный  Суд РФ вправе признать правовой акт  неконституционным, что влечет за собой утрату им юридической силы, т.е. отмену;

д) суды общей юрисдикции и арбитражные суды также могут признавать акты управления недействительными (только индивидуальные).                                             

Кроме отмены возможно приостановление действия или исполнения правового акта управления. Оно не влечет утрату актом юридической силы. Временно, т.е. до определенных выводов по мотивам, вызвавшим приостановление акта, прекращается его действие. Если выясняется, что акт противоправен, он будет отменен в установленном порядке. Если акт не отменен, а его дефекты устранены, то, приостановленный ранее, он продолжает действовать. Если же приостанавливается исполнение акта (например, постановления о наложении административного взыскания), то после соответствующей проверки акт либо отменяется, что влечет за собой и отмену всех действий, совершенных во исполнение его (например, отмену наложенного административного взыскания), либо его исполнение продолжается.

 

37.Требования, предъявляемые к актам  органов исполнительной власти.

Важнейшими  требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.

Законность  актов означает, что:

всякий  акт управления может быть издан  лишь в пределах компетенции соответствующего органа;

предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих  органов исполнительной власти;

при издании  акта должны применяться лишь те его  формы и наименования, которые  предусмотрены законодательством  в отношении данного органа (соблюдение единых реквизитов);

должен  соблюдаться установленный порядок  подготовки, принятия и издания актов.

В соответствующих  случаях правовой акт управления должен основываться на конституционном  и договорном разграничении предметов  ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов  Федерации.

Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, негосударственных организаций  и других участников административно-правовых отношений.

Целесообразность  правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов. Поэтому  акты управления должны быть научно обоснованными  по содержанию и грамотными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и  механизм их претворения в жизнь.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"