Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".
35.Понятие, юридическое
Посредством
правовых актов управления как нормативного,
так и индивидуального
Официальность акта исполнительной власти состоит в том, что решение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полномочий. Отсюда – властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность.
Основными признаками правового (административного) акта является то, что он:
— имеет юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Правовой характер акта управления — общая черта актов органов государства. Специфика юридического характера акта управления заключается в том, что в нем содержится государственно-властное правовое разрешение вопросов управления;
— принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления. Причем это качество акта сохраняется и при принятии его несколькими субъектами управления по соглашению. В этом случае речь идет о выражении коллективной воли субъектов управления в одностороннем порядке;
— устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения. В последнем случае влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Следовательно, акт управления регулирует как абстрактные, так и казуистические (конкретные) общественные отношения в сфере управления. И в этом смысле акт государственного управления является актом-регулятором;
— носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов. От субъекта управления, разрешающего дело, требуются: творческий, научный подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных;
— принимается
субъектом управления только по тем
вопросам, которые относятся к
его компетенции, и в порядке,
установленном правовыми
Следовательно, правовой акт управления — это юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (вопрос), персонально определяющий поведение адресата, обладающий государственно-властным творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.
Виды актов исполнительной власти.
2. По юридическому содержанию акты, исполнительной власти делятся:
на нормативные акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам. К ним
относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские). межведомственные акты, внутриведомственные (в т. ч. локальные);
индивидуальные
акты - решения субъектов
• общие акты, содержащие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, призыве на службу и т. д.) либо общие требования ("повысить", "усилить" и пр.);
смешанные (акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже и общие требования).
В зависимости от субъектов, принявших акты исполнительной власти,
они делятся:
• на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления и другие акты центральных органов Российской Федерации; акты территориальных федеральных органов; постановления и другие акты мэров, губернаторов; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);
• акты субъектов власти, не находящихся в системе аппарата исполнительной власти (постановления судей по делам об административных правонарушениях; приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центрального банка РФ);
• акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.
По форме выражения различают акты:
• письменные (являются разновидностью служебных документов);
• устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);
• конклюдентные - выраженные в знаках, световых и звуковых сигналах (например, жесты работника милиции, регулирующего уличное движение).
Исходя из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:
• плановыми;
• методическими;
• кадровыми;
• финансовыми;
• учетными и т. д..
Б зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в
силу:
немедленно, с даты подписания, принятия;
с даты, указанной в акте;
с даты, указанной в другом акте;
после государственной регистрации и официального опубликования.
По степени сложности различают:
простые (рутинные);
сложные;
уникальные акты.
В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся:
на дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
принимаемые при отсутствии выбора.
В зависимости от порядка принятия административные акты подразде-
ляются:
на коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа кол-
легиального органа);
единоличные акты.
36.Действие правовых актов
Правовые акты управления вызывают соответствующие юридические последствия тогда, когда они действуют.
приобретает законную силу с момента его издания либо опубликования. Иногда специально оговаривается определенный срок вступления акта в юридическую силу.
Так, нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Другие акты вступают в силу со дня их подписания. Вступление в силу постановлений Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления и распоряжения вступают в силу со дня их подписания.
Датой официального
опубликования считается дата первой
публикации текста акта в одном из
официальных изданий РФ. Как правило,
эти акты публикуются не позднее
пятнадцати дней со дня их принятия
либо при необходимости их широкого
обнародования –
Публикуются правовые акты управления в Собрании законодательства Российской Федерации и в «Российской газете». Не опубликованные акты, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, по общему правилу не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию правовых актов управления, а также к порядку их издания и опубликования дает основание для признания их недействительными.
Обжалование правовых актов управления возможно в административном либо в судебном порядке. Как правило, в роли жалобщиков выступают граждане, считающие, что данным актом нарушены их субъективные права или законные интересы. Жалобы могут поступать от общественных объединений и иных негосударственных формирований, а также от государственных предприятий и учреждений.
Опротестование правовых актов управления – это, как правило, функция прокурорского надзора. В протесте мотивируется вывод о неправомерности опротестованного акта.
В случае признания акта изданным с нарушением требований законности возможна отмена его действия. По существу, акт признается недействительным, что лишает его юридической силы. Естественно, что отсутствие фактов, свидетельствующих о неправомерности акта, не влечет таких последствий. Это имеет место при признании жалобы необоснованной и при отклонении протеста прокурора ввиду его юридической неубедительности.
Наиболее известны следующие варианты отмены правовых актов управления и, соответственно, лишения их юридической силы:
а) Президент РФ отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ;
б) Правительство РФ отменяет противоречащие законодательству акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ (кроме актов органов республик);
в) руководители органов исполнительной власти отменяют неправомерные акты, принимаемые на нижестоящем уровне порученных им сфер деятельности (например, акты своих территориальных органов);
г) Конституционный Суд РФ вправе признать правовой акт неконституционным, что влечет за собой утрату им юридической силы, т.е. отмену;
д) суды
общей юрисдикции и арбитражные суды также
могут признавать акты управления недействительными
(только индивидуальные).
Кроме отмены
возможно приостановление
37.Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти.
Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.
Законность актов означает, что:
всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа;
предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти;
при издании
акта должны применяться лишь те его
формы и наименования, которые
предусмотрены
должен
соблюдаться установленный
В соответствующих случаях правовой акт управления должен основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений.
Целесообразность правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов. Поэтому акты управления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамотными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь.