Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".
1. Предметом
административного
права, как и любой другой отрасли права,
являются общественные отношения. Специфика
предмета заключается в том, что регулируются
только общественные отношения, которые
складываются по поводу и в связи с осуществлением
исполнительной власти в процессе государственного
управления, наиболее важные и нуждающиеся
в правовом регулировании.
Границы сферы
Общественные
отношения в сфере
a. по составу
субъектов участвующих в
вертикальные
отношения – между
горизонтальные
отношения - между субъектами
исполнительной власти не
между
субъектами исполнительной
между
субъектами исполнительной
между
субъектами исполнительной
между
субъектами исполнительной
между
субъектами исполнительной
b. в зависимости
от государственно-
- между исполнительными
органами федерального уровня
и субъектов федерации;
- между исполнительными
органами субъектов федерации
одного уровня;
- между исполнительными
органами субъектов федерации
разного уровня;
c. по направленности
воздействия:
= внутренние, внутриорганизационные,
внутрисистемные;
= внешние, внесистемные;
d. по характеру
юридических фактов:
порождаемые правомерными действиями;
порождаемые
неправомерными действиями;
e. по содержанию:
материальные
– отношения, регулируемые
процессуальные
– отношения, складывающиеся
в сфере управления в связи
с разрешением конкретных дел,
регулируемых административно-
В
предмет административного
Внутренний
контроль (административный) – он
осуществляется внутри системы
исполнительной власти её
Внешний
контроль за деятельностью органов исполнительной
власти осуществляется со стороны двух
других ветвей – судебной и законодательной.
Важнейшей
составной частью предмета
Если категория «предмет права»
В
теории права различают два
противоположных метода
Авторитарный
метод базируется на
Метод
автономии предоставляет
2.коцепция
бельского
этой связи К. С. Бельский справедливо указывает, что в
сочинениях А. И. Елистратова, изданных как до 1917 года, так и в 1920-х годах административно-
правовой материал излагается в соответствии с институционной системой права, которая распределяла
административно-правовые институты по трем разделам: субъекты административного права, объекты,
формы административной деятельности (акты, принуждение, обеспечение законности). А. И.
Елистратов создал в основных чертах ту часть административного права, которая позже под именем
общей части
займет место в советских учебниках
административного права 1940 – 90-х
годов.
3.Особенности
административно-правового
регулирования
Административное
право - совокупность правовых норм, с
помощью которых государство
регулирует общественные отношения, возникающие
в связи и по поводу практической
реализации исполнительной власти.
Дело в том,
что, как уже на это обращалось
внимание, отношения управленческого
характера могут возникать за
пределами государственно-
Так, несомненно,
управленческий характер имеют внутрипартийные
или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие
своей целью организацию «собственных
дел» (самоорганизация). Например, это
образование соответствующих органов
управления, установление внутриорганизационных
правил и т.п. на основе уставных норм.
За пределами
государственно-управленческой деятельности
складываются достаточно разнообразные,
управленческие по своему назначению,
общественные отношения также в
системе местного самоуправления.
Нас же интересуют
такие общественные отношения управленческого
характера, в которых ввиду их
прямой связи с государственно-
В предложенном
ранее определении
Что означает возникновение
управленческих отношений, регулируемых
административным правом, в связи
с реализацией исполнительной власти?
То (и это весьма
существенно), что имеются в виду
только те отношения, в которых непременно
участвует тот или иной исполнительный
орган, т.е. соответствующий субъект
исполнительной власти.
Без их участия
общественные отношения выходят
за рамки административно-
Это объясняется
тем, что в названных отношениях
нет участника, способного в юридической
форме выражать волю и интересы государства,
практически реализовать в
Таким образом,
в регулируемых административным правом
общественных отношениях всегда предполагается
участие субъекта, наделенного исполнительно-
Что означает возникновение
управленческих отношений, регулируемых
административным правом, по поводу реализации
исполнительной власти?
Одно лишь наличие
органа исполнительной власти (исполнительного
органа) далеко не во всех случаях может
служить достаточным основанием
для того, чтобы данное общественное
отношение безоговорочно
Дело в том,
что такие органы нередко совершают
действия, которые в соответствии
с российским законодательством
регламентируются не административным,
а иными отраслями права. Например,
они могут заключать
Только тогда,
когда данный исполнительный орган
фактически реализует свою управленческую
компетенцию, он реально выступает
в качестве субъекта исполнительной
власти. Иначе говоря, имеется в
виду, что им реализуются юридически
властные полномочия, которые и составляют
содержание его компетенции. А таковой
он наделяется именно для того, чтобы
быть способным осуществлять государственно-управленческую
деятельность.
Таким образом,
в регулируемых административным правом
общественных отношениях всегда предполагается
не только участие того или иного
исполнительного органа, но и прежде
всего его функционирование в
качестве выступающего от имени государства
субъекта исполнительной ветви государственной
власти.
В целом управленческие
отношения в интересующем нас
смысле являются «полем» осуществления
исполнительно-распорядительных функций
и применения соответствующих им
юридически властных полномочий. Ни граждане,
ни негосударственные формирования
подобными полномочиями не обладают.
Изложенные положения
в определенной степени помогают
пониманию содержания такого понятия,
как «сфера государственного управления».
Тем не менее, административно-правовому
регулированию общественных отношений
свойственны некоторые весьма специфические
черты, проявляющиеся и в предмете
административного права.
Фактически имеется
в виду следующее. В буквальном смысле
сфера государственного управления
охватывает любые проявления государственно-управленческой
деятельности. Это бесспорно. Однако
на практике дело обстоит таким образом,
что в эту сферу включаются
все основные проявления экономической,
социально-культурной и административно-политической
жизни страны.
Соответственно
управленческие отношения, составляющие
предмет административного