Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, шпаргалка
Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских
юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось публичным.
Сейчас нами перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним
относится к публичному и только следующая ступень деления права (внутри
подсистемы публичного права) по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это управленческое
право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и
функционирования государственной администрации, обслуживает сферу
государственного управления, т.е. регулирует управленческие отношения.
Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как функция
всех систем, в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает взаимодействие
элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);
в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления; г) управление может
быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри- и
внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении
(социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г) властные
полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта – органа
государства, осуществляющего управленческую деятельность.
В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было
органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного
управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются управлением.
Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время
основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас,
основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин вправе предъявить иск
даже государству в случае ущемления его прав). Изменились экономические
отношения,
появились различные формы
управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и
появились новые правовые отношения.
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности
органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а
также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных
органах государства. Предмет правового воздействия определяет специфику
метода регулирования. Человек – существо общественное. Совместная
деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют
постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление
предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и
подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим
объясняются
особенности административно-
Главные признаки метода АП: а) юридическое положение сторон:
юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что
связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным
(«начальник
– подчиненный»), б) функциональным
(«инспектор – контролируемый»)
б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями,
односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности субъектов
административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности
сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права
участников, споры между ними решаются: в административном порядке ( управляющим
субъектом) или в судебном порядке.
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим
ориентирован
на способы правового
право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической
деятельности
Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся:
. к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,
международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)
внешнеэкономические отношения Российской Федерации; .».
Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а)
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет
переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в)
подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные
грамоты
аккредитуемых при нем
Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской
Федерации: . д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; .».
Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: . о) координация
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,
выполнение
международных договоров
Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от
13.10.95 г.
Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ (Указ
Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического развития и
торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ), Министерство
ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и Федеральной служба
России
по валютному и экспортному
не принято.
1. Система административного права
АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим
предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с
другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую терминологию.
Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы (общих и
специальных) и в целом отрасль создает специфический (административно-
правовой) режим регулирования, который строится на обязывание как способе
правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие
управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах
отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана
общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих
административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б)
регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-
правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность
деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по
административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие
обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-
политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную
деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-
культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной
администрации по организации и осуществлению политических, экономических и
иных связей с другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что
предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП –
самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой
не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно
стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют
управленческие отношения и в которых широко используется административно-
правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся:
. к) внешняя
политика и международные
международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)
внешнеэкономические отношения Российской Федерации; .».
Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а)
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет
переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в)
подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные
грамоты
аккредитуемых при нем
Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской
Федерации: . д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; .».
Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской