Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:57, шпаргалка
1. Понятие и система мер административного принуждения.
2. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях
3. Общая характеристика способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор как способы обеспечения законности.
4. Понятие и общая характеристика ответственности по административному праву.
5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
6. Понятие и система административных наказаний. Правила назначения административных наказаний.
7. Правовые основы и общая характеристика дисциплинарной ответственности по административному праву.
8. Материальная ответственность по административному праву.
Административное право
1в.Понятие
и система мер
Административное
принуждение – метод
Цели административного принуждения: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.
Виды мер административного принуждения
1. По характеру и специфике правонарушения:
меры психического воздействия;
меры физического воздействия;
меры материального (имущественного) воздействия;
меры организационного воздействия.
2. По субъекту применения:
применяемые индивидуальными субъектами;
применяемые коллективными субъектами.
3. По нормативным основаниям:
основанные на законах;
основанные на подзаконных актах.
4. По порядку применения:
применяемые в административном (внесудебном) порядке;
применяемые в судебном порядке.
5. По фактическим основаниям:
основанные на правонарушениях;
основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
6. По сфере воздействия:
внутриорганизационные меры;
внешневластные меры.
7. По способу
обеспечения общественного
меры административного предупреждения;
меры административного пресечения;
меры административно-
административные правовосстановительные меры (меры защиты);
меры административного наказания.
Административно-
1) меры, применяемые
в целях предотвращения угрозы
наступления возможных вредных,
2) меры, направленные
на предупреждение
3) меры, препятствующие
уклонению соответствующих
Меры административного пресечения можно сгруппировать следующим образом:
1) меры, применяемые
непосредственно к личности
2) меры имущественного
характера (изъятие
3) меры технического
характера (запрещение
4) меры финансового
характера (прекращение
2в. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях
Задачами
производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее,
полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств
Меры обеспечения
производства применяются в целях
пресечения правонарушения, установления
личности правонарушителя, составления
протокола об административном правонарушении
при невозможности его
К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся:
доставление
— принудительное препровождение физического
лица в целях составления протокола
об административном правонарушении при
невозможности его составления
на месте выявления
административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
осмотр принадлежащих
юридическому лицу помещений, территорий,
находящихся там вещей и
изъятие вещей и документов, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения или имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении;
отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, т.е. запрещение лицу совершать действия, приводящие в движение это средство, является также мерой административного пресечения правонарушения;
медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
арест товаров,
транспортных средств и иных вещей,
явившихся орудиями совершения или
предметами административного
привод состоит
в принудительном доставлении физического
лица, законного представителя
временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
3в.Общая
характеристика способов
В Российской Федерации в целях обеспечения точного соблюдения законности создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов:
1) организационно-правовых
методов, т.е. особых видов
2) организационно-структурных формирований (государственных органов и общественных объединений).
Обобщенно эти методы определяются как способы обеспечения законности.
Различают следующие
способы обеспечения
1) контроль;
2) надзор;
3) контрольно-надзорная деятельность.
Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности.
Посредством
контроля его субъекты выясняют, соответствуют
ли деятельность органов исполнительной
власти, действия должностных лиц, граждан
и их объединений, осуществляемые в
сфере управления, установленным
правовым нормам. При этом между
контролирующим органом и подконтрольным
объектом, как правило, существуют отношения
подчиненности или
Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.
Сущность и назначение контроля:
объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;
наблюдение
за функционированием
получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;
принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;
принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Надзор —
это функция специальных
Надзор в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.
Функции по контролю и надзору возложены на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в организационно-правовой форме федеральной службы
4в.
Понятие и общая
Административная ответственность является основным видом ответственности по административному праву. Она представляет собой вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Для административной
ответственности присущи
основанием административной ответственности является административное правонарушение;
за административное
правонарушение предусмотрено административное
наказание. Перечень и виды этих наказаний
изложены КоАП РФ [27], а сама административная
ответственность может
административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц в отношении неподчиненных им правонарушителей;