Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, шпаргалка
Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18 лет передаются
в комиссии по делам несовершеннолетних.
Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.
Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности)
действий АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К -
конечный момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38
КобАП АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения
правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения правонарушения,
конец срока - день, когда вынесено постановление о наложении взыскания. Имеется
2 исключения:
а) при неоконченном длящемся
правонарушении срок
дня обнаружения; б) при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии
признаков проступка - не позже 1 месяца со дня, следующего за днем отказа.
Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а)
наличие нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные
деяния совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую
значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.
Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к
ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после
привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная
совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких
составов нарушений. Реальная совокупность - система составов,
выполненными разными действиями, разновременно.
1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права
По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же
обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,
т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового
статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность
прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит: «Иностранные граждане и
лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с
гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или МНД РФ».
Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и
апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где
они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.
Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить по
кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и
индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не
являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие
особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать
некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и
др.), работать в милиции; б) они не допускаются к деятельности, связанной с
государственной тайной; в) на них не распространяется воинская обязанность;
г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к
ответственности могут привлекать только иностранцев и апатридов, только к ним
может применяться такое административное взыскание, как выдворение); д)
иностранные граждане и апатриды (за исключением граждан стран, с которыми
заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при
наличии разрешения (визы); е) они проживают и осуществляют свою деятельность
на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных
паспортов и др.); ж) для них могут быть установлены ограничения в
передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения
государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных
интересов граждан; з) по территории, открытой для иностранцев, они могут
свободно
передвигаться при условии
организации, по прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое
временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской
организации; и) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по
лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств,
гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в
течение 5 дней со дня приобретения; к) выезд из РФ им может быть не разрешен
при наличии
обстоятельств, установленных
государственной безопасности, привлечение к УО).
В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
регулируется Законами РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О
правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 г., утвержденными
Кабинетом Министров СССР 26.04.91 г. «Правилами пребывания иностранных
граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.
Групповые особенности АП положения иностранных граждан и лиц без гражданства
обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью
пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой
страны прибыл иностранец и т.д.
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц
без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно
пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.
Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД субъекта РФ. Лица,
желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии
обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а при его
отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства
лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона РФ «О
гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не
имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Временно
прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в
пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на
регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие
круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в
законе.
2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих
права граждан
Процедуры обжалования бывают 2 видов: судебное обжалование или специальная
жалоба.
Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на
положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи
свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают
необходимой
квалификацией для
процедура
судебного разбирательства
истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои
интересы как равноправная сторона.
Ключевое значение имеет закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.
Обжалуются действия, в результате которых: а) нарушены права и свободы; б)
созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; в) на
гражданина
была незаконно возложена
привлечен к ответственности; д) гражданин вправе обжаловать бездействие
государственных органов и т.д. если возникли те же последствия. Закон
устанавливает альтернативу (ст.4): Гражданин вправе обратиться с
жалобой к вышестоящему ГО или ОМСУ.
По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо
в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица,
государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих: они также
имеют право обратиться в порядке подчиненности; также вправе обратиться в
военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и
воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Но в отличие от
общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе военнослужащего
или по своей инициативе вправе приостановить действие обжалуемого решения.
Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня получения
гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа. Пропущенные
сроки могут быть восстановлены судом. Уважительные причины для восстановления
сроков: любые обстоятельства затруднившие получение информации об обжалуемых
действиях и решениях и их последствиях.
Процессуальная
обязанность документально
действий
или решений возлагается
организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности
доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать факт
нарушения своих прав (защита личных интересов). Суд может признать обжалуемое
действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить требования