Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 10:27, дипломная работа
1. Готовая продукция и ее значение в хозяйственном обороте предприятия
1.1 Значение готовой продукции в составе оборотных активов и основные методы ее оценки
1.2 Правовое обеспечение оценки качества готовой продукции. Нормативно- правовое регулирование операций по движению готовой продукции
1.3. Цель, задачи и принципы учета готовой продукции в отечественной и зарубежной учетной практике
2. УЧЕТ Готовой продукции ОАО «ОМКК»
2.1 Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
2.2. Аналитический учет готовой продукции в местах хранения
2.4. Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объектах производства и реализации готовой продукции
3.АНАЛИЗ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
3.1. Показатели, характеризующие движение готовой продукции и ее качество
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по данным, представленных в таблице3.2.
Таблица
3.2. Анализ выполнения плана по выпуску
и реализации продукции за 2008 г. (на
примере четырех изделий)
Продукция | Объем производства, млн.руб. | Объем реализации, млн. руб. | ||||||
план | Факт | +, - | % к плану | план | факт | +, - | % к плану | |
Прима по-Оршански | 83200 | 85000 | + 1800 | + 2,2 | 83200 | 83500 | + 300 | + 0,4 |
Мускатная | 62500 | 56000 | - 6500 | - 10,4 | 60000 | 56000 | - 4000 | - 6,7 |
Аппетитная | 100000 | 120300 | +20300 | + 20,3 | 98500 | 118500 | +20000 | + 20,3 |
Останкинская люкс | 68800 | 66800 | - 2000 | - 2,9 | 68000 | 66800 | - 1200 | - 1,8 |
ИТОГО | 314500 | 328100 | +13600 | + 4,3 | 309700 | 324800 | +15100 | + 4,9 |
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.
Анализ
реализации продукции тесно связан
с анализом выполнения плана по поставкам
продукции. Недовыполнение плана по
договорам для предприятия
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В
процессе анализа определяется выполнение
плана поставок за месяц нарастающим
итогом в целом по предприятию, в
разрезе отдельных потребителей
и видов продукции, выясняются причины
невыполнения плана и дается оценка деятельности
по выполнению договорных обязательств.
Данные приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2008 г. (на примере двух изделий), млн.руб.
Изде-
лие |
Покупа-тель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
Закусочная пряная 2с | ООО «Рыбинск» | 1500 | 1900 | 1500 | |
ОДО «кавалак» | 1800 | 1500 | - 300 | 1500 | |
ООО «Раубичи» | 1500 | 1900 | 1500 | ||
Элитная 1с | ООО «Северный» | 2600 | 3100 | - 200 | 2600 |
ООО «Рублевский» | 2800 | 2600 | 2600 | ||
ИТОГ | 10200 | 11000 | -500 | 9700 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):
К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (10200 - 500): 10200 = 0,95 или 95 %.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
3.3.1. Анализ ассортимента и структуры
продукции
Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции. Данные приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Оценка выполнения плана по ассортименту за 2008 г. (плановые данные - 2007 г.)
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. | Процент выполнения плана, % | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, млн. руб. | |
план | факт | |||
Чайная новая 2 с. | 83200 | 85000 | 102,2 | 83200 |
Домашняя 2с (кольцо) | 62500 | 56000 | 89,6 | 56000 |
Популярная м/р (кольцо) | 100 000 | 120 300 | 120,3 | 100000 |
Пикантная мр | 68 800 | 66 800 | 97,1 | 66800 |
Беловежская мр 2с(кольцо) | 54 900 | 60 390 | 110,00 | 54 900 |
Печёночная 2с (кольцо) | 67 123 | 73 835 | 110,00 | 73 835 |
Столовая нежная м/р 2 с. | 96 200 | 107 744 | 112,00 | 107 744 |
Смачная люкс б/с | 76 341 | 73 287 | 96,00 | 76 341 |
Спасская б/с (амифлекс) | 71 656 | 69 506 | 97,00 | 71 656 |
Закусочная пряная 2с | 66 341 | 65 678 | 99,00 | 65 678 |
Оршанская экстра 1с | 59 089 | 64 998 | 110,00 | 59 089 |
Аппетитная бс( нат.обол) | 56 800 | 63 048 | 111,00 | 63 048 |
Молочная новая 1с | 55 099 | 60 058 | 109,00 | 60 058 |
Элитная 1с | 61 900 | 61 281 | 99,00 | 61 900 |
Днепровская б/с | 80 390 | 76 371 | 95,00 | 76 371 |
Днепровская новая б/с | 85 677 | 75 396 | 88,00 | 85 677 |
Берестье б/с | 81 709 | 71 087 | 87,00 | 71 087 |
Аршански гастинец кв вс | 71 290 | 81 271 | 114,00 | 71290 |
Сервелат московский люкс в/с | 74 232 | 81 507 | 109,80 | 74 232 |
Сервелат московский к/в в вак.упак | 73 788 | 84 118 | 114,00 | 73788 |
Славянская пк мр | 64 735 | 58 909 | 91,00 | 58909 |
Колбаски одесские особые | 59 080 | 54 944 | 93,00 | 54 944 |
ИТОГО | 1 570 850 | 1 611 527 | 97 | 1 566 546 |
Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99 % (1566546 : 1 570 850 * 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Далее
проведем анализ структуры товарной
продукции ОАО «ОМКК» за 2008 год, представленной
в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Анализ структуры товарной продукции за 2008 г.
(плановые данные - 2007 г.)
Оптовая
цена за 1 кг. в руб. |
Объем производства продукции, кг. |
Товарная продукция в ценах плана, руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, руб. | ||||
план | факт | план | факт при план. структур. | факт | |||
Чайная новая 2 с. |
12890 | 52900 | 53100 | 8 320 000 | 8 310 301 | 8 500 000 | 189 699 |
Домашняя 2с (кольцо) | 13100 | 98100 | 96756 | 6 250 000 | 6 242 714 | 5 600 000 | -642 714 |
Популярная м/р (кольцо) | 10789 | 141000 | 152877 | 10 000 000 | 9 988 342 | 12 000 300 | 2 011 958 |
Пикантная мр | 11900 | 132897 | 133990 | 6 880 000 | 6 871 979 | 6 600 800 | -271 179 |
Беловежская мр 2с(кольцо) | 15342 | 133525 | 121560 | 5 490 000 | 5 483 600 | 6 039 000 | 555 400 |
Печёночная 2с (кольцо) | 12940 | 101737 | 99500 | 6 712 003 | 6 704 178 | 7 383 203 | 679 025 |
Столовая нежная м/р 2 с. | 16098 | 132122 | 139643 | 9 620 000 | 9 608 785 | 10 774 400 | 1 165 615 |
Смачная люкс б/с | 14325 | 133626 | 135781 | 7 634 100 | 7 625 200 | 7 328 736 | -296 464 |
Спасская б/с (амифлекс) | 13030 | 144300 | 132122 | 7 165 600 | 7 157 246 | 6 950 632 | -206 614 |
Закусочная пряная 2с | 14097 | 116908 | 120400 | 6 634 100 | 6 626 366 | 6 567 759 | -58 607 |
Оршанская экстра 1с | 17903 | 118377 | 119877 | 5 908 900 | 5 902 012 | 6 499 790 | 597 778 |
Аппетитная бс( нат.обол) | 16092 | 115900 | 117230 | 5 680 000 | 5 673 378 | 6 304 800 | 631 422 |
Молочная новая 1с | 14020 | 121635 | 120555 | 5 509 009 | 5 502 587 | 6 004 820 | 502 233 |
Элитная 1с | 12000 | 111788 | 109800 | 6 190 000 | 6 182 784 | 6 128 100 | -54 684 |
Днепровская б/с | 14266 | 129400 | 137100 | 8 039 000 | 8 029 628 | 7 637 050 | -392 578 |
Днепровская новая б/с | 15100 | 132200 | 134411 | 8 560 077 | 8 550 098 | 7 532 868 | -1 017 230 |
Берестье б/с | 16200 | 136786 | 139721 | 8 170 900 | 8 161 375 | 7 108 683 | -1 052 692 |
Аршански гастинец кв вс | 16223 | 134810 | 127505 | 7 129 000 | 7 120 689 | 8 127 060 | 1 006 371 |
Сервелат московский люкс в/с | 17099 | 138934 | 139900 | 7 420 032 | 7 411 382 | 8 147 195 | 735 813 |
Сервелат московский к/в в вак.упак | 17822 | 149600 | 141880 | 7 370 088 | 7 361 496 | 8 401 900 | 1 040 404 |
Славянская пк мр | 16100 | 135120 | 137778 | 6 470 035 | 6 462 492 | 5 887 732 | -574 761 |
Колбаски одесские особые | 17880 | 140140 | 137111 | 5 900 080 | 5 893 202 | 5 487 074 | -406 127 |
Итого: | - | 2751805 | 2748597 | 157 052 924 | 156 869 835 | 161 011 903 | 3 958 979 |
Данные графы «товарная продукции факт при плановой структуре» рассчитывается умножением графы «товарная продукция по плану» на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:
К вп = 2748597:2751805 = 0,998834
Если
бы план производства был равномерно
перевыполнен на 99,8834% по всем видам
продукции и не нарушилась запланированная
структура, то общий объем производства
в ценах плана составил бы 156 869
835руб. При фактической структуре он выше
на 3 958 979 руб. Это значит, что увеличилась
доля более дорогой продукции в общем
выпуске.
3.3. Анализ ритмичности выпуска продукции
ОАО «Оршанский
мясоконсервный комбинат»
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.