Учет готовой продукции и ее качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 10:27, дипломная работа

Описание работы

1. Готовая продукция и ее значение в хозяйственном обороте предприятия
1.1 Значение готовой продукции в составе оборотных активов и основные методы ее оценки
1.2 Правовое обеспечение оценки качества готовой продукции. Нормативно- правовое регулирование операций по движению готовой продукции
1.3. Цель, задачи и принципы учета готовой продукции в отечественной и зарубежной учетной практике
2. УЧЕТ Готовой продукции ОАО «ОМКК»
2.1 Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
2.2. Аналитический учет готовой продукции в местах хранения
2.4. Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объектах производства и реализации готовой продукции
3.АНАЛИЗ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
3.1. Показатели, характеризующие движение готовой продукции и ее качество

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 662.00 Кб (Скачать)

     Важнейшей предпосылкой решения перечисленных задач является экономически обоснованная классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, фасон, размер, сорт, марка и т.п.).

     Международными  стандартами предусмотрено оценивать  готовую продукцию по фактической  производственной себестоимости, если последняя ниже возможных цен ее реализации. При снижении продажных рыночных цен готовая продукция в отчетном балансе отражается в ценах возможной реализации, а возникшая разница относится на результаты хозяйственной деятельности предприятия отчетного периода [14, c. 402].

     На  предприятии ОАО «ОМКК» готовая продукция оценивается по фактической себестоимости. 
 
 
 
 

1.2 Правовое  обеспечение оценки качества  готовой продукции. Нормативно- правовое  регулирование операций по  движению  готовой продукции

     Ведение бухгалтерского учета движения готовой  продукции на предприятиях строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Совокупность правил бухгалтерского учета готовой продукции – это  система нормативных документов, которыми руководствуются при отражении операций по выпуску и реализации. Прежде всего, это законы, нормативные акты, а также положения и инструкции, приказы, распоряжения, письма и т.д. Они рассматриваются как руководящие материалы, так как являются основанием для правильного учета готовой продукции, ее оценки в учете, а также при составлении отчетности по готовой продукции. Они же были изучены автором для раскрытия темы исследования.

     1. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994г. № 3321-ХII в редакции Закона 42-з от 25.06.2001г. «О бухгалтерском учете и отчетности» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом № 278-3 от 17.05.2004г.[1].

     Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета, устанавливает  требования, предъявляемые к составлению  и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

     Обязывает всех субъектов хозяйствования обеспечить формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

     Факт  совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным  документом, имеющим юридическую  силу, который составляется ответственным  исполнителем совместно с другими  участниками операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     Регистры  бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Оценка имущества и обязательств в бухгалтерском учете производится в денежном выражении.

     Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

     Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и  полное представление об имущественном  и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

     2. Закон Республики Беларусь «О  ценообразовании» от 10.05.1999г. №  255-3 [2].

     Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в  области  ценообразования  в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

     Основными принципами ценообразования являются: определение основ государственной политики в области ценообразования;   сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектами хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

     3.Основные  положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) утверждены Министерством экономики Республики Беларусь 26.01.1998г.  № 19-12/397,  Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.1998г. № 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998г. № 3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998г. № 03-02-07/300 с изменениями и дополнениями [4].

     Основные  положения разработаны в соответствии с действующим законодательством  и имеют целью обеспечить единообразное  определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях, организациях республики независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.

     В соответствии с Основными положениями  и с учетом специфики производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствующих отраслях, подотраслях, производствах, видах деятельности министерства, иные республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные правительству Республики Беларусь разрабатывают и утверждают отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). При этом особенности состава затрат, не нашедшие отражения в настоящих Основных положениях, должны быть согласованы с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством статистики и анализа и Министерством труда.

     Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

     4. Положение о порядке формирования  и применения цен и тарифов,  утвержденное Постановлением Министерства  экономики Республики Беларусь от 22.04.1999г., № 43 с дополнениями и изменениями [5].

     Настоящее Положение устанавливает порядок  формирования и применения цен и  тарифов на продукцию, товары, услуги и применяется всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляющими хозяйственную деятельность на территории республики.

     Не  предусмотренные настоящим Положением особенности порядка формирования и применения цен на товары утверждаются соответствующими министерствами, иными  республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.

     Республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары путем установления предельных или фиксированных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, надбавок в сфере обращения, коэффициентов изменения цен (тарифов), порядка их применения.

     Контроль  за соблюдение действующего порядка  формирования и применения цен (тарифов) осуществляется Комитетом государственного контроля, органами ценообразования, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными правительству  Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством.

     5. Инструкция о порядке бухгалтерского  учета материалов, незавершенного  производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности, утвержденная Постановлением Министерства финансов и Министерства экономики от 31.12.2003г. № 191 [6].

     Данная  Инструкция регулирует организацию  учета материалов, учет поступление  материалов от поставщика, учет расходования материалов. Расчет суммы отклонений, относящихся к израсходованным материалам. Учет и особенности незавершенного производства. Расчет и отражение в учете изменения суммы отклонений в себестоимости остатков готовой продукции. Расчет и отражение в учете изменения суммы отклонений в себестоимости остатков отгруженной продукции.

     6. Налогообложение выручки регулируется  Налоговым Кодексом Республики  Беларусь, а также соответствующими  Инструкциями:

     О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004г. № 16 в новой редакции от 25.01.2006г. [7].

     О порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам  налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2006 г., утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 8 от 23.01.2006 г.

     7. В связи с переходом на новый  план счетов, учет  готовой продукции и ее реализации регулируется также Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 [8].

     8. Основным документом, которым руководствуются непосредственно на предприятиях при организации бухгалтерского учета готовой продукции, является учетная политика предприятия, которая разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002г. № 62. 

     Согласно  принятой на предприятии ОАО «ОМКК» учетной политике готовая продукция оценивается по фактической себестоимости. Учет готовой продукции отражается по счету 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом учета затрат  на производство.

     Учет  выручки от реализации продукции  определяется на предприятии «по  мере оплаты» потребителями. Определение  выручки от реализации продукции  фирменными магазинами и филиалами предприятия производится по мере отгрузки продукции в магазины и филиалы.

     9.Порядок  проведения инвентаризации имущества  (готовой продукции) и финансовых  обязательств субъектов хозяйствования и оформления ее результатов устанавливаются Методическими указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином Республики Беларусь от 05.12.1995г. № 54 [9].

     10. Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь № 53 от 14.05.2001г.  «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» утверждает бланки товарных накладных, инструкцию по их заполнению, указывает срок введения новой формы накладных; возлагает на Министерство финансов организацию изготовления бланков типовой и специализированной форм товарных накладных с обеспечением необходимого уровня защиты бланков от подделки и контроля при их производстве [10].

     Однако  изучение только нормативных документов не может принести полного представления обо всех изменениях и особенностях учета готовой продукции. Определенную роль здесь играют публикации в периодических изданиях, учебные издания и монографии по бухгалтерскому учету.

 

    1.3. Цель, задачи и принципы учета готовой продукции в отечественной и зарубежной учетной практике

    Готовая продукция в бухгалтерском учете  может оцениваться по фактической  себестоимости и по учетным ценам.

    К учетным ценам относятся: производственная себестоимость (плановая или фактическая), среднеквартальная или среднегодовая плановая себестоимость, плановые или отпускные цены предприятия, розничные цены.

    На  счетах синтетического учета и в  балансе готовая продукция отражается по фактической себестоимости. Однако фактическая себестоимость определяется в конце месяца, а поступает продукция на склад из производства и отгружается потребителям или заказчикам, как правило, ежедневно. Поэтому при таксировке документов по движению готовых изделий пользуются учетными ценами. Оценкой готовой продукции по фактической себестоимости пользуются только на предприятиях, выпускающих изделия ограниченной номенклатуры (например, на станкостроительных заводах).

Информация о работе Учет готовой продукции и ее качества