Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

 

                   20 Аудит основных средств

Многие  предприятия пользуются небольшим количеством основных средств и нематериальных активов, за исключением крупных, занимающихся  производственной деятельностью. Поэтому процедуры внутреннего контроля долгосрочных активов и соответствующих хозяйственных операций в детальном объеме они не разрабатывают, поскольку  издержки на специальный контроль не оправдываются. Для примера приведем методику аудита долгосрочных активов крупного производственного предприятия.

Чтобы получить общее представление  о внутреннем контроле долгосрочных активов,  аудитор может изучить  блок-схемы движения информации между должностными лицами для иллюстрации обработки учетной информации или же получить ответы на составленный им вопросник внутреннего контроля. Эти документы позволят ему протестировать эффективность контроля клиента и установить риски.

Следует исходить из того, что хозяйственные операции совершаются и отражаются в учете в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, стандартами бухгалтерского учета, положениями учетной политики и др.

Прежде чем изучить процедуры  контроля аудитору необходимо знать информацию, на основе которой он будет осуществлять проверки. Основной информацией служат следующие документы

 

Основные источники информации аудита долгосрочных активов предприятия

 

п.п

формы

 

Наименование формы

1.

 

Финансовая отчетность

2.

 

Учетная политика

3.

 

Главная книга, регистры бухгалтерского учета

4.

 

Смета, технический паспорт, договор  подряда

5.

 

Акт технического обследования, дефектная  ведомость, наряд-заказ

6.

ОС-1

 «Акт (накладная) приемки –   передачи основных средств»

7.

ОС -2

 «Акт приемки – передачи  отремонтированных,  реконструированных  и модернизированных объектов»

8.

ОС - 3

 «Акт на списание  основных  средств» 

9.

ОС- 4

 «Акт на списание автотранспортных  средств» 

10.

ОС- 5

 «Инвентарная  карточка учета  основных средств»

11.

ОС - 6

 «Опись инвентарных карточек  по учету  основных средств»

12.

ОС - 7

 «Карточка учета движения  основных средств»

13.

ОС - 8

  «Карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) основных  средств»

14.

ОС -9

  «Инвентарный список основных средств» (по месту их нахождения,  эксплуатации)»

15.

ОС - 10

 «Акт о приеме (поступлении)  оборудования»

16.             

ОС - 11

 «Акт  приемки – передачи  оборудования в монтаж» 

17.

ОС - 12

 «Акт о выявленных дефектах  оборудования» 

18.

Инв - 1

 «Инвентаризационная опись  основных  средств»

19.

Инв - 2

 «Инвентаризационная опись  нематериальных активов»

20.

Инв - 11

 «Сличительная ведомость результатов  инвентаризации основных средств»

21.

НМА-1

 «Акт приемки – передачи  нематериальных активов» 

22.

НМА-2

«Карточка учета нематериальных  активов»


 

Источники информации должны быть подвергнуты  изучению в целях получения аудиторских доказательств по установленным категориям  правильности статей финансовой отчетности. По долгосрочным активам аудитору следует проверить: существовании, полноту, оценку, точность права и обязательств, представление и раскрытие

В ходе проверки долгосрочных активов  применяются аналитические процедуры, которые позволяют сократить  проверки по существу и  установить:

- эффективность использования  основных средств, каков уровень  фондоотдачи (этот показатель  исследуется за ряд лет);

- разработан и осуществлен ли  комплекс мер, направленных на  повышение фондоотдачи (увеличение  коэффициента сменности, сокращение  простоев и т.д.);

- изменения в составе и структуре  долгосрочных активов; 

-    наличие     неиспользуемого     оборудования,     его     качественное состояние, принятые  меры к реализации излишнего  и ненужного   имущества   (устанавливаются   причины   образования   такого имущества);

-    тенденции и закономерности  использования долгосрочных активов.

Целью проверок по существу является проверка правильности учета операций и подтверждение сальдо счетов по движению долгосрочных активов, начислению амортизации и отражению затрат на ремонт основных средств предприятия.

Для достижения цели аудита следует  решить следующие задачи:

  • изучение  сохранности, условий хранения и эксплуатации долгосрочных активов;
  • подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций по движению долгосрочных активов;
  • подтверждение расчетов начисленной амортизации по долгосрочным активам;
  • установление объемов, выполненных ремонтов основных средств и правомерности отражения их в учете в зависимости от выбранного метода;
  • оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации долгосрочных активов.

Подтверждение данных о хозяйственных  операциях по учету долгосрочных активов является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

Привлечение таких документов, как  счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки, акты налогового комитета  позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам  необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны, ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

 Аналитический учет основных  средств ведется в бухгалтерии в инвентарных карточках, которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке.

Установлена единая типовая форма  инвентарной карточки для всех видов  основных средств (ф. № ОС-5), которую заполняют на основании актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведутся в одном экземпляре по каждой классификационной группе.

 

Проверка сохранности, условий  хранения и эксплуатации долгосрочных активов предполагает получение  сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого следует провести осмотр производственных помещений или опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные, непроизводственные, собственные и арендуемые и т.д.) и местам размещения (подразделениям и материально-ответственным лицам). Выясняя правильность организации аналитического учета долгосрочных активов, обращается внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования. Эти данные сопоставляются с записями по счетам подразделов 10, 12 Типового плана счетов и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия.

Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете. При этом объем проводимых процедур аудитор определяет самостоятельно на основе его субъективной классификации операций с долгосрочными активами на типичные и нетипичные, исходя из повторяемости операций, целей создания и функционирования предприятий, сложностей при налогообложении.

Проверка типичных операций может проводиться выборочным путем, а не типичных — сплошным методом.

При аудите по движению основных средств  проверяются правильность оформления первичной документации по учету  поступления объектов основных средств, а также записи в технических  паспортах машин и оборудования. Прежде всего, устанавливается компетентность комиссии, составившей акт приемки-передачи основных средств. В ее состав должны входить и другие специалисты, знающие инвентарные объекты. Основные средства приходуются на основании актов приемки-передачи типовой формы, которые составляются на каждый инвентарный объект отдельно. Акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем компании или лицами, на то уполномоченными.

В обязанности аудитора входит проверка заполнения всех реквизитов в приходных  документах и характеристики инвентарного объекта (год сооружения, заводской номер, мощность), его комплектности и исправности. В случаях поступления на предприятие инвентарных объектов, бывших в эксплуатации, аудитор проверяет правильность определения износа в соответствии с их техническими паспортами, а в необходимых случаях и путем фактического осмотра.

В процессе аудита особое внимание уделяется  контролю списания с баланса предприятия  морально устаревших, изношенных и  непригодных для дальнейшего  использования оборудования, транспортных средств, инвентаря инструментов, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно.

При проверке обоснованности списания с баланса объектов основных средств  аудитор устанавливает  соблюдение   инструкций о порядке списания пришедших  в негодность основных средств.

Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание по приказу руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Выявляется компетентность комиссии в состав которой   должны быть включены специалисты технических служб, бухгалтер, руководители подразделений предприятия и общественных организаций.  Также устанавливается компетентность комиссии при списании автомобилей, подъёмников, где должны  принимать  участие работники соответствующих контрольных инспекций (государственной автомобильной инспекции, технического надзора и др.).

Комиссия производит осмотр объекта, устанавливает конкретные причины списания, выявляет виновных лиц в преждевременном выбытии из эксплуатации, определяет возможность использования и оценивает годные материальные ценности. Комиссия обязана при составлении актов использовать паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов, акты об авариях машин и другую имеющуюся документацию. Списание оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-3) и актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4) в 2-х экземплярах.

Акты утверждает руководитель субъекта. Только после их утверждения можно  приступить к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации.

На основании актов на ликвидацию основных средств делают отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.

Если инвентарный объект использовался  меньше амортизационного срока эксплуатации, каждый случай преждевременного выбытия проверяется отдельно. При этом устанавливаются лица, ответственные за допущенный ущерб и принятые руководством предприятия меры по возмещению причиненного ущерба и недопущению его в дальнейшей деятельности.

Аудитором проверяются убытки от списания (ликвидации) не полностью амортизированных основных средств при котором устанавливается отнесение их  на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Контролируя списание (ликвидацию) объектов основных средств, аудитор проверяет соблюдение порядка отражения на счетах операций по разборке, демонтажу, а также оприходования материалов от ликвидации. Непригодные к использованию материалы приходуются как лом,  дрова или утильсырьё по цене возможной реализации.

Имеются трудности при определении ликвидационной стоимости в момент поступления объекта, так как спрогнозировать условия, в которых будет использован данный объект основных средств,  является достаточно проблематичным. Решение этой проблемы каждое предприятие  должно определить в своей учетной политике.

Обычно ликвидационная стоимость  определяется как ожидаемые выгоды от актива в ценах на день поступления объектов в эксплуатацию. Либо ликвидационную стоимость объекта определяет приемочная комиссия путем визуальной оценки его технического состояния и,  исходя из норм эксплуатации отдельных частей, узлов и деталей, либо ликвидационная стоимость объекта определяется исходя из его первоначальной стоимости (процент к первоначальной стоимости). В этом случае бухгалтерии компании необходимо проанализировать списание объектов основных средств в предыдущие периоды и определить, какой процент от стоимости списываемых объектов составляют полученные запасные части, лом и отходы.

В силу своих характеристик нематериальные активы редко имеют ликвидационную стоимость.

Ликвидационная стоимость  - это сумма, которую предприятие ожидает получить за нематериальный актив в конце срока его полезной службы после вычета предполагаемых расходов по реализации. Ликвидационная стоимость нематериальных активов считается равной нулю, если (п. 32 СБУ 28):

1) нет соглашения с третьей  стороной о его покупке в  конце срока полезной службы;

2) не существует активного рынка  для данного нематериального актива, в связи с чем:

- ликвидационная стоимость нематериальных  активов не может быть достоверно определено со ссылкой на данный рынок;

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком