Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.
Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79
Заключение
95
Список использованных источников
97
Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99
Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100
Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102
Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103
Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104
Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105
Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106
Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107
Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108
Приложение К. Графическая часть
- нет вероятности того, что подобный рынок будет существовать в конце срока полезной службы нематериальных активов.
Ликвидационная стоимость не равна нулю, если предприятие ожидает выбытия нематериальных активов до конца установленного им срока полезной службы или имеется вероятность их реализации в конце срока службы.
Объекты основных средств, сданные в аренду, числятся на балансе арендодателя, а у арендатора учитываются на забалансовом счете по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды. В качестве регистра аналитического учета, принятых в аренду объектов, используется копия инвентарной карточки, приобщенная к акту приемки - передачи арендованных объектов. Аудитор проверяет, как этот порядок соблюдается, а также каким образом обеспечивается исправность и эксплуатация основных средств.
Основные средства после признания в качестве активов отражаются по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации. В Республике Казахстан в соответствии с СБУ 6 "Учет основных средств" (п. 17) и письмом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита от 26.03.1998 г. № 13-2-2/723, в целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату производится переоценка объектов в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости, которая является их справедливой (реальной) стоимостью на дату переоценки за вычетом амортизации, накопленной после переоценки.
Справедливой (реальной) стоимостью основных средств в большинстве случаев является рыночная стоимость при условии продолжительного сохранения способа хозяйственного использования соответствующих объектов, т.е. использования для ведения одного и того же или аналогичного вида деятельности. Для применения справедливой стоимости требуются условия: активный рынок данных объектов, независимость и информированность сторон. Рыночная стоимость определяется профессиональными оценщиками. При невозможности получения информации о рыночной стоимости каких-либо объектов из-за их специфического характера они переоцениваются по восстановительной стоимости с учетом фактического износа.
Для проведения переоценки основных средств создается комиссия, аналогичная инвентаризационной. До начала проведения переоценки объектов основных средств проводится их инвентаризация в установленном порядке. Исходными данными для переоценки основных средств является их первоначальная стоимость.
Переоценке могут быть подвергнуты находящиеся в собственности компании объекты основных средств - как действующие, так и находящиеся в резерве, на консервации, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами по состоянию на отчетную дату. Переоценка объектов основных средств, полученных предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которыми она пользуется и распоряжается в соответствии с Гражданским кодексом РК, может быть произведена при участии собственника указанного имущества.
В Республике Казахстан сумма переоценки по мере эксплуатации актива переносится на нераспределенный доход в размерах, определяемых в соответствии с применяемым методом начисления амортизации. Вся сумма переоценки может быть перенесена на нераспределенный доход только в момент выбытия объекта независимо от причины (п. 20 СБУ 6).
Письмом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК от 26.03.1998 г. № 13-2-2/723 определен порядок отражения переоценки основных средств на счетах бухгалтерского учета.
Накопленные суммы амортизации подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию об их наличии, движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счетах для учета основных средств.
Выборочно аудитор проверяет ведомость начисления износа. Для этого он выбирает из Главной книги по счетам учета износа основных средств месяц, в котором имеются наибольшие отклонения в сумме начисленного износа. Аудитор проверяет ее обоснованность. Если выявлены факты неправильного определения износа, то определяются виновники и причины, а также влияние этих факторов на затраты и доход.
В процессе проведения аудита правильности начисления износа долгосрочных активов, аудитор осуществляет проверку по каждому отдельному объекту и в целом расчет за отчетный период. Аудитору следует подтвердить правильность применяемых норм и сумм начисленной амортизации.
При определении срока амортизации предприятие должно исходить из срока полезного использования, который устанавливается на основе технических или на основе налоговых норм, или исходя из ожидаемого физического износа.
Срок полезной службы обычно устанавливается с учетом намерений предприятия в отношении использования объекта. В частности, ожидаемая полезность использования объекта зависит не только от нормативных показателей его функциональной полезности (мощности и физической производительности), но и от политики предприятия по управлению объектом. Эта политика может предусматривать прекращение использования объекта и его выбытие через определенный промежуток времени или после потребления определенной доли экономических выгод, заключенных в нем. Предполагаемый срок полезной службы объекта основных средств должен периодически пересматриваться.
Срок полезной службы нематериальных активов устанавливается компанией самостоятельно на основе наиболее приближенной оценки руководства, но не более срока деятельности субъекта с момента готовности нематериального актива к использованию, если иное не предусмотрено законодательством (патент, авторское право) или договором (лицензионное соглашение).
В международной практике, если невозможно определить срок полезной службы нематериального актива, он устанавливается не более двадцати лет.
Для начисления амортизации нематериальных активов используются различные методы: прямолинейный (равномерный) метод, метод уменьшающегося остатка и метод начисления амортизации по сумме чисел. Выбор метода зависит от ожидаемой модели потребления экономических выгод от актива.
Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставление полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов аудитор выясняет правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов. Он должен помнить, что «начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения при условии их полной остановки, а также в случае перевода основных средств на консервацию. Кроме того, амортизация не начисляется по следующим видам основных средств: земле, продуктивному скоту, библиотечным фондам, музейным ценностям, памятникам архитектуры и искусства, автомобильным дорогам общего пользования».
Для начисления амортизации нематериальных активов используются различные методы. Выбор зависит от ожидаемой модели потребления экономических выгод (прямолинейный - наиболее применяемый метод, производственный - лицензионное соглашение на производство, патент, уменьшающегося остатка - компьютерное программное обеспечение).
При проведении этой проверки аудитор должен установить наличие планов и смет на ремонты, актов сдачи-приемки основных средств, договоров подряда, актов технологического осмотра зданий и сооружений, правомерности и своевременности составления этих документов и соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих. Аудитор учитывает, что затраты на ремонт основных средств могут отражаться одним из следующих способов:
1. При проведении небольших
2. При проведении капитальных ремонтов для равномерного включения затрат в себестоимость продукции формируют резерв (провизию) на ремонт основных средств или создают ремонтный фонд. Провизия (резерв) образуется путем ежемесячных отчислений, исходя из годовой сметы затрат на все виды ремонта и его продолжительности. Для учета ремонтного фонда (резерва) используется сч. 687 "Прочие".
Выбранный вариант учета затрат на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Аудитор получает доказательства того, что затраты на ремонт основных средств производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного назначения — на расходы периода.
В ходе проверки аудитору следует убедиться в том, что правильно сформирована проектно-сметная документация на проведение ремонта и выяснить не производится ли под видом ремонта новое строительство и реконструкция основных средств, затраты по которым должны относиться на капитальные вложения.
Как известно, ремонт основных средств предприятия осуществляют хозяйственным, подрядным и смешанным способами. При смешанном способе часть ремонтных работ осуществляется своими силами и часть - специализированными организациями.
При капитальном и текущем ремонтах основных средств, выполненных подрядным способом, предприятие оплачивает законченные работы по ремонту, включая расходы по доставке ремонтируемых объектов к месту ремонта и обратно. Оформление приемки-сдачи основных средств из капитального ремонта, реконструкции и модернизации производится по актам приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-2).
При хозяйственном способе ведения работ на основании дефектной ведомости заполняется наряд-заказ на проведение ремонта. В ремонтных подразделениях предприятия (ремонтный цех, ремонтно-механическая мастерская, ремонтно-строительный цех) на каждый ремонтируемый объект открывают многографные карточки, в которых накапливают затраты по ремонту. После завершения ремонтных работ объекты по актам (ф. № ОС-2) передаются заказчикам.
Для учета затрат на ремонт производственных основных средств используется счет "Ремонт основных средств". Расходы по ремонту основных средств общехозяйственного назначения отражаются на сч. 7210 "Административные расходы", по ремонту основных средств для хранения товаров в местах их реализации - на сч. 7100 "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг".
В процессе подтверждения достоверности проводимой инвентаризации, аудитор оценивает учетную политику на предмет обоснования сроков и порядка проведения инвентаризации долгосрочных активов.
Своевременность и качество проведения инвентаризаций проверяется с точки зрения соблюдения основных положений стандарта 24 “организация бухгалтерской службы” и метод рекомендаций к нему, кроме случаев когда проведение инвентаризации обязательно, смена материально-ответственного лица, установление фактов хищения и злоупотреблений, стихийных бедствий, пожара, аварий, реорганизаций и др).
Изучаются предоставленные инвентаризационные и сличительные ведомости. До начала инвентаризации проверяется полнота записей в инвентарных книгах и описях, а также технических паспортах и другой технической документации. Если обнаружены расхождения между данными технической документации и регистров бухгалтерского учета, то в них вносятся соответствующие исправления и уточнения. В процессе инвентаризации основных средств комиссия осматривает объекты в натуре и заносит в инвентарные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера, основные технические и эксплуатационные характеристики.
В случае выявления объектов, не числящихся в учете или характеристика их не соответствует данным, указанным в учетных документах, комиссия восполняет недостающие сведения и технические показатели. Одновременно устанавливается время приобретения таких объектов, источники финансирования затрат, потребность в их приобретении, определяются лица, ответственные за нарушение финансовой дисциплины.
Если в процессе инвентаризации не установлены отклонения, то можно сделать вывод, либо о формальном характере инвентаризации либо об эффективной системе внутреннего контроля. Для подтверждения того или иного мнения аудитор может провести выборочную инвентаризацию основных средств. При этом в состав выборки включаются легкореализуемые, дорогостоящие основные средства. Результаты выборочной инвентаризации распространяют на всю проверяемую совокупность основных средств и делают выводы о качестве проведения инвентаризации.
«Полная инвентаризация долгосрочных активов считается «расширенной» процедурой и используется только в том случае, когда на лицо серьезные недостатки внутреннего контроля»
21. Аудит сохранности
и учета производственных
Цикл приобретения включает хозяйственные операции по приобретению долгосрочных активов (за исключением долгосрочных финансовых вложений) и заготовлению товарно-материальных ценностей в обмен на обязательство перед поставщиками по уплате денежных средств или уплату денежных средств.
Обычно операции цикла приобретения классифицируются по следующим основным направлениям:
Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком