Организация кружковой работы по технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – Разработать эффективные методы, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ.
Задачи включают:
 Изучить и обобщить опыт по поставленной проблеме исследования на основе библиографического анализа.
 Изучить историю возникновения дополнительного образования
 Изучить содержание и формы дополнительного образования по технологии
 Теоретический анализ влияния кружковых занятий по технологии на развитие творческого потенциала детей.
 Разработать авторскую программу занятий «Умелые руки» в процессе кружковой работы: разработать календарно-тематический план, план-конспект уроков.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…………. 3
Глава І. Содержание и форма кружковых работ …………………………………. ….. 5
1.1. История развития отечественной системы дополнительного образования
детей ………………………………………………………...……..………..…… 5
1.2. Содержание дополнительного образования в школе ……………...…9
1.3. Виды кружковых работ по технологии ……………...…………..…. 12
Глава ІІ. Организация кружковой работы по технологии
2.1. Организация и комплектование работы кружка……….....….….…. 14
2.2. Программа работы кружка «Умелые руки» …………………….… 18
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………… 23
Приложения …………………………………………………………………… 24
Организация и результаты педагогического эксперимента. .

Работа содержит 1 файл

Курсавая - содержание и форма кружковой работы.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

2.2.  Программа кружка «Умелые руки»

В кружке «Умелые руки» дети выполняют посильные и интересные для них работы, изготовляют всевозможные вещи, которые находят практическое применение в школе, дома.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

  Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Задачи

   развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

    учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

   воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьников младшего звена.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 - 11 лет, на 2 года обучения: 36 часов в год, 1 час в неделю.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Тематический план кружка «Умелые руки».

1 год занятий.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная беседа

1

1

-

 

2

Работа с бумагой

и картоном.

6

 

6

 

3

Работа с пластилином

6

 

6

 

4

Работа с природным материалом

8

 

8

 

5

Работа с тканью, мехом

6

 

6

 

6

Работа с бросовым материалом

4

 

4

 

7

Художественное творчество

4

 

4

 

8

Экскурсии

2

 

2

 

9

Подведение итогов

1

1

-

 

 

Итого

36

 

36

 

 

2 год занятий

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная беседа

1

1

-

 

2

Работа с бумагой

и картоном.

4

 

4

 

3

Работа с тканью, мехом

5

 

5

 

4

Работа с природным материалом

8

 

8

 

5

Бисер для детей

8

 

8

 

6

Работа с соленым тестом

3

 

3

 

7

Художественное творчество

3

 

3

 

8

Роспись по дереву

3

 

3

 

9

Экскурсии

2

 

2

 

10

Подведение итогов

1

1

-

 

 

Итого

36

 

36

 

 

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

 

 

 

 

Заключение

Одним из эффективных средств формирования творческих особенностей у детей являются кружковые занятия по технологии. В процессе, которых тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по технологии позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.

Кружковые занятия по технологии ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, то есть из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по технологии помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1.                Под редакцией О.Е. Лебедева Дополнительное образование детей. Учебное пособие для ВУЗов. М: Владос 2003г.

2.                Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова Дополнительное образование детей в современной школе http://www.prescool.km.ru/

3.                Шабалов О.Н. Организация воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования  журнал «Воспитание и дополнительное образование» № 4.  2003г.

4.                А.Г. Глущенко Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе М: «Просвещение» 1985г.

5.                Под редакцией Д.М. Комского . Внеклассная работа по техническому творчеству и сельско- хозяйственному опытничеству. М. Просвещение 1985г.

6.                Куличенко В.Ф. и др. «Умелые руки» Издательство «Молодая гвардия» 1954г.

 

 

 

7.                Щеблыкин И.К. аппликационные работы в начальных классах.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1990.-191с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Конспект занятия "Осеняя фантазия"

Цель:

        Расширить представление детей о флористике.

        Учить последовательно выполнять работу из осенних листьев.

        Развивать графические и композиционные навыки, творческое воображение, чувство цвета.

        Развивать мелкую моторику и двигательную координацию, расслабление рук по контрасту с напряжением, формировать умение длительно и плавно выдыхать.

Материалы и инструменты: плотный картон белого цвета размером А 4, засушенные осенние листья, наборы цветных фломастеров, простые карандаши, кисти и клей ПВА, тарелочки, ваза с букетом из осенних листьев, детские работы на тему “Аппликация из осенних листочков”

Предварительная работа: поход в лес, сбор осенних листьев, составление букетов.

Ход занятия

Дети входят в кабинет. На полу лежат листья.

Педагог:

Тихо я бреду одна по саду.

Под ногами желтый лист хрустит,
Осень льет предзимнюю прохладу,

О прошедшем лете говорит…. (Ю.Жадовская)

Ребята, как называется явление когда с деревьев падают листья? (Листопад). А прежде чем листья упали с дерева, что они делали? (Висели, росли, зеленели, желтели, качались, шумели, шелестели, дрожали...)

У меня для вас есть сюрприз! За окном уже холодно, деревья стоят голые, а у меня есть вот такой осенний букет. Вам нравится? Из осенних листьев можно делать много интересных поделок. А вы знаете, что можно делать из листьев? (Гербарий, засушить листья, сделать аппликацию, составить букет, поиграть и т.д.) Посмотрите вот на эти интересные картинки, Они тоже сделаны из осенних листочков. Эти работы сделали ребята. Надо быть большим фантазером, чтобы придумать, на что похож листок. Вот этот – на туловище рыбки, а вот это длинный узенький листок на что похож?

Педагог: Ребята, я хочу показать вам еще одну интересную работу (Показываю выполненную педагогом работу). Посмотрите внимательно, из чего она сделана? (Ответы детей) Правильно, она тоже выполнена из осенних листочков. А вы хотите научиться тоже делать интересные картинки? (ответы детей) Сначала надо придумать какое животное вы хотите изобразить. Затем заранее приготовить крошку из осенних листьев. Для этого их надо мелко раскрошить в тарелочку. Потом надо нарисовать животное простым карандашом. Я хочу нарисовать зайчишку. Вот это круг – голова, теперь нужно нарисовать туловище, какой оно формы? (дети говорят какой формы, размера надо нарисовать уши, лапы, и другие части, а педагог рисует на листе простым карандашом.) После этого, все кроме глаз, носа, и рта намазать аккуратно клеем и осторожно насыпать на клей крошку из листьев. Немного подождать и лишнюю крошку стряхнуть в коробку, вот так. Посмотрите, какой интересный зайчишка получился!

Информация о работе Организация кружковой работы по технологии