Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – Разработать эффективные методы, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ.
Задачи включают:
Изучить и обобщить опыт по поставленной проблеме исследования на основе библиографического анализа.
Изучить историю возникновения дополнительного образования
Изучить содержание и формы дополнительного образования по технологии
Теоретический анализ влияния кружковых занятий по технологии на развитие творческого потенциала детей.
Разработать авторскую программу занятий «Умелые руки» в процессе кружковой работы: разработать календарно-тематический план, план-конспект уроков.
Введение …………………………………………………………………….…………. 3
Глава І. Содержание и форма кружковых работ …………………………………. ….. 5
1.1. История развития отечественной системы дополнительного образования
детей ………………………………………………………...……..………..…… 5
1.2. Содержание дополнительного образования в школе ……………...…9
1.3. Виды кружковых работ по технологии ……………...…………..…. 12
Глава ІІ. Организация кружковой работы по технологии
2.1. Организация и комплектование работы кружка……….....….….…. 14
2.2. Программа работы кружка «Умелые руки» …………………….… 18
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………… 23
Приложения …………………………………………………………………… 24
Организация и результаты педагогического эксперимента. .
План
Введение …………………………………………………………………….………
Глава І. Содержание и форма кружковых работ …………………………………. ….. 5
1.1. История развития отечественной системы дополнительного образования
детей ………………………………………………………...……..……
1.2. Содержание дополнительного образования в школе ……………...…9
1.3. Виды кружковых работ по технологии ……………...…………..…. 12
Глава ІІ. Организация кружковой работы по технологии
2.1. Организация и комплектование работы кружка……….....….….…. 14
2.2. Программа работы кружка «Умелые руки» …………………….… 18
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………… 23
Приложения …………………………………………………………………… 24
Организация и результаты педагогического эксперимента. .
Введение
Пытливый ум и активность влекут ребят к всевозможным занятиям, удовлетворяющим любознательность и дающим простор инициативе.
Организовать творческую самодеятельность школьников – одна из задач учителей. Развитие детского творчества, связанное с изготовлением различных видов изделий, содействует трудовому воспитанию и приобщению школьников к общественно – полезному труду.
Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Дополнительное образование – сфера наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. В его арсенале неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося, что благотворно сказывается на укреплении его достоинства. Разнообразие видов деятельности расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует школьника к творчеству.
Дополнительное образование - вид образования, основное предназначение которого - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей;
Актуальность курсовой работы в том, что кружковая работа по технологии способствует развитию творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.
Объектом исследования является – кружковая работа по технологии
Предмет исследования - содержание и формы кружковой работы по технологии
Цель курсовой работы – Разработать эффективные методы, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ.
Задачи включают:
Изучить и обобщить опыт по поставленной проблеме исследования на основе библиографического анализа.
Изучить историю возникновения дополнительного образования
Изучить содержание и формы дополнительного образования по технологии
Теоретический анализ влияния кружковых занятий по технологии на развитие творческого потенциала детей.
Разработать авторскую программу занятий «Умелые руки» в процессе кружковой работы: разработать календарно-тематический план, план-конспект уроков.
Глава І. Содержание и форма кружковых работ.
1.1. История развития отечественной системы дополнительного образования детей.
Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко.
Свою педагогическую деятельность С.Т.Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У.Зеленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. Александр Устинович Зеленко (1871—1953), архитектор и педагог, одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей и стремился решить ее на практике. В 1905 г. С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко открыли в Москве клуб для детей. Здание для клуба было построено по проекту А.У.Зеленко.
Общество «Сетлемент», созданное С.Т.Шацким, А.У.Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительную работу и среди взрослого населения.
После Октябрьской революции начинает формироваться сеть внешкольных учреждений, основу которой составили дворцы и дома пионеров и школьников. Первые из них были открыты в 1923—24 гг. в Бауманском и Фрунзенском районах Москвы. Их создание было связано с организацией пионерских отрядов. Дворцы и дома пионеров стали организационными и методическими центрами пионерского движения.
В 1926 г. в Москве открылась первая Станция юных техников. К 1950 г. их насчитывалось 417 (половина из которых была в РСФСР). Станции стали центрами технического творчества, включавшими кружки различного профиля: авиамодельные, судомодельные, авто- и мотокружки, радиокружки, «Умелые руки» и др. Станции юннатов и юных техников стали центрами экспериментальной работы. На станциях юных техников школьники овладевали методами моделирования и конструирования.
Наряду с детскими внешкольными учреждениями культурно-просветительные учреждения для детей стали играть важную роль в приобщении детей к ценностям культуры.
Важной составной частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-оздоровительные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации..
Таким образом, в течение примерно двадцати лет формировалась система внешкольных учреждений для детей, обладающая большим социально-педагогическим потенциалом. Этот потенциал основывался на организационных возможностях системы, фундамент которой составляла сеть разнообразных внешкольных учреждений: дворцов и домов пионеров, специализированных центров детского творчества, спортивных школ, пионерских лагерей. Эти учреждения имелись во всех республиках и областях. Вместе с культурно-просветительными учреждениями для детей сеть внешкольных учреждений была способна решать разнообразные задачи духовного, интеллектуального и физического развития детей.
Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям: учебно-кружковая работа, массовая работа, методическая работа (прежде всего по вопросам деятельности детских организаций).
Система внешкольных учреждений рассматривалось как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя: детские внешкольные упреждения наряду с другими социальными институтами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, культурой труда и поведения.
Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижение индивидуально-личностных результатов. Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.
Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабах инновационной деятельности.
Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений. В 1992 г. эти учреждения охватывали 6 363 тыс. детей, в 1993 г. — 5 946 тыс., в 1994 г. — 6 082 тыс., в 1995 г. — 6 074 тыс. По сравнению с 1990 г. почти на тысячу уменьшилось число детско-юношеских спортивных школ. Общая численность других видов внешкольных учреждений Министерства образования за этот же период увеличилась с 5001 до 5532, но число занимающихся в них детей сократилось с 4,6 млн чел. до 4,2 млн чел2. Нехватка средств привела к расширению практики предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи.
Процесс дифференциации в 90-е гг. развивался по нескольким направлениям. В структуре учреждений дополнительного образования стали появляться новые виды детских объединений, ориентированных на привлечение новых групп детей, в частности дошкольников (например, школы раннего развития). Возникли иные формы интеграции школьного и дополнительного образования — общеобразовательные классы и школы, входящие в состав учреждений дополнительного образования. Получили распространение новые разновидности образовательных учреждений (например, агроэкологический центр, центр детских и юношеских объединений, межшкольный эстетический центр углубленного изучения музыки, центр традиционных народных промыслов и т.д.). Процесс дифференциации учреждений дополнительного образования стал превращаться в процесс их «индивидуализации»: различия между центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педагогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ.
Произошли изменения в методических функциях. С исчезновением пионерской и комсомольской организаций, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров: некоторые крупные учреждения дополнительного образования стали выполнять функции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс призван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастерства и престижа труда работников дополнительного образования, привлечению внимания местных администраций к образовательной деятельности этой системы.
Учреждения дополнительного образования выполняют функцию организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов. К их числу относятся всероссийские конкурсы творческих работ учащихся, всероссийские соревнования по техническим видам спорта, туризму и ориентированию, спортивные соревнования, олимпиады, краеведческая программа «Судьбы России» и другие проекты.
Итак, подытоживая, можно отметить, что если первоначально внешкольные учреждения компенсировали отсутствие общего образования у детей и по характеру своей педагогической деятельности были своеобразной альтернативой традиционной школе, то с расширением сети школ, переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста происходило превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а само дополнительное образование становилось важным компонентом общего образования. [1]
1.2. Содержание дополнительного образования в школе
Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое.
Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам. [2]
Информация о работе Организация кружковой работы по технологии