Организация кружковой работы по технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – Разработать эффективные методы, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ.
Задачи включают:
 Изучить и обобщить опыт по поставленной проблеме исследования на основе библиографического анализа.
 Изучить историю возникновения дополнительного образования
 Изучить содержание и формы дополнительного образования по технологии
 Теоретический анализ влияния кружковых занятий по технологии на развитие творческого потенциала детей.
 Разработать авторскую программу занятий «Умелые руки» в процессе кружковой работы: разработать календарно-тематический план, план-конспект уроков.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…………. 3
Глава І. Содержание и форма кружковых работ …………………………………. ….. 5
1.1. История развития отечественной системы дополнительного образования
детей ………………………………………………………...……..………..…… 5
1.2. Содержание дополнительного образования в школе ……………...…9
1.3. Виды кружковых работ по технологии ……………...…………..…. 12
Глава ІІ. Организация кружковой работы по технологии
2.1. Организация и комплектование работы кружка……….....….….…. 14
2.2. Программа работы кружка «Умелые руки» …………………….… 18
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………… 23
Приложения …………………………………………………………………… 24
Организация и результаты педагогического эксперимента. .

Работа содержит 1 файл

Курсавая - содержание и форма кружковой работы.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Содержания общественно полезного труда надо определять, исходя из целевой установки — что дети должны приобрести, чему нау­читься, в какие отношения вступить, чтобы вызвать побужде­ния к ответственности, товарищеской взаимопомощи, коллекти­визму, проявлению честности, дисциплинированности и других моральных качеств.

Что же должен делать учитель, чтобы детский труд стал содержательным?

1.   Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2.   Насыщать труд познавательным и творческим содержани­ем, раскрывать общественную и практическую значимость труда.

3.   Ставить творческие и достаточно трудные задачи, тре­бующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4.   Использовать в системе такие трудовые задания, кото­рые требуют применения на практике знаний, рациональных дей­ствий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Воспитательные возможности коллективного труда школьни­ков реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможно­стей общественно полезного труда школьников в его коллектив­ных формах. [4. стр. 14]

 

1.3. Виды кружковых работ по технологии

Кружковые занятия открывают большие возможности для расширения познавательного и технического кругозора учащихся, применения знаний и умений на практике, в процессе разно­образных упражнений.

На занятиях кружков продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на  уроках   труда,   природоведения   и  других   предметов.   Перед руководителем кружка стоят конкретные образовательные и воспи­тательные задачи: расширить политехнический кругозор учащих­ся — ознакомить их со свойствами материалов, особенностями конструкций, техникой, научить их умениям применять знания на практике, пользоваться инструментами и несложными техническими приспособлениями, обрабатывать ими материалы, привить навыки культуры труда, умения работать сообща, рационально, соблюдать правила гигиены и техники безопасности (отбирать нужные инструменты для работы, соблюдать последо­вательность действий и операций, порядок на" рабочем месте и т. п.), научить планировать труд — выбирать изделие, произ­водить расчет необходимого для работы материала, делать чертеж или разметку на бумаге и материале (по образцу, шаблону или чертежу), выполнять изделие по намеченному плану и разметке, проверять, оценивать изделие и подводить итоги работы.

Детям предлагаются такие задания, которые особенно полезны для осуществления связи учебных предметов с трудом и практи­кой. Важно развивать у детей любознательность, сообрази­тельность, изобретательность, умение придумывать поделки, не повторяющие готовую модель, находить разные решения в изго­товлении нужных поделок, вещей, макетов и наглядных пособий.

В классе создается обычно 1 - 2 кружка, получающие чаще всего названия «Умелые руки», «Делаем сами», «Юный техник», фабрика «Малышок», и т.д. К руководству кружками учителя привлекают старших школьников, студентов, родителей, специалистов, что позволяет создать в классе 3 - 4 кружка с достаточно четкой специализацией, например: юных авиамоделистов, судомоделистов, натуралистов, радистов, умельцев по изготовлению мягкой игрушки, изделий из папье-маше, бересты, бисера соломки, любителей заниматься вышива­нием, чеканкой, выжиганием, лепкой, аппликацией и т. п. Занятия проводятся в школе, группе продленного дня, комнатах школьника и даже на дому.

В кружки объединяются дети, добровольно изъявившие желание участвовать в их работе и имеющие устойчивые интересы к профилю того или иного кружка. Принимать в кружок надо всех желающих участвовать в его работе. Вновь принятые присматриваются к работе умельцев, учатся у них, а потом получают задания для самостоятельное работы. Изделия членов кружка желательно демонстрировать на постоянных выставках: «Делаем сами» или «Наши первые изделия».

Чтобы привлечь учащихся в кружки, заинтересовать их, практикуются на первых порах разнообразные занятия — каждый может найти себе работу по душе, заняться понравив­шимся делом.

              В работу кружков вовлекаются родители, люди разных профессий, старшие школьники, любители техники, энтузиасты, мастера своего дела, пионеры-умельцы. Большую помощь в этой работе могут оказать школьные библиотеки и мастерские, станции юных техников, Дома пионеров и школьников.

              Занимаясь в кружках дети готовят итоговые выставки, ведут записи в дневниках, оформляют альбомы, делают там рисунки, наклеивают фото­графии, подбирают вырезки из газет и журналов с сообщениями о новинках техники и людях разных профессий. [4. стр. 113]

Глава ІІ. Организация кружковой работы по технологии

2.1. Организация и комплектование работы кружка

Как показывает опыт работы лучших школ, хорошие учителя трудового обучения всегда организуют работу кружков по своему предмету.

Опытные учителя трудового обучения считают, что именно в направленности интересов школьника, в содержании его внеучеб­ной деятельности наиболее ярко проявляются результаты общественного воспитания детей и подростков. Поэтому чем шире воз­можности для организации такой деятельности, тем раньше и надежнее можно заметить и повлиять на развитие интересов и спо­собностей школьника, помочь ему найти свое дело, свою будущую профессию.

Задачи всеобщего профессионального образования обусловливает необходимость более раннего знакомства школьников не только с миром техники и производства, но и с профессиями, не­обходимыми и перспективными для той или иной отрасли промыш­ленности, сельского хозяйства, развивающейся в данном районе, городе.

Работа в кружках уже с младшего школьного возраста должна помочь учащимся полнее узнать о содержании труда в той или иной профессии, о наиболее привлекательных сторонах массовых рабочих профессий. Поэтому при определении кружков в школе необходимо учитывать профиль местного производства.

Одновременно с созданием коллектива кружка руководитель его продумывает возможный перечень объектов для творческой разработки и изготовления в кружке, определяет возможности материального обеспечения работы кружка, масштабы использо­вания базового предприятия для оказания практической помощи в Изготовлении сложных деталей будущих технических устройств,  также для привлечения консультантов.

При определении объектов труда школьников в кружке главное внимание уделяется обеспечению школьных мастерских теми или иными техни­ческими устройствами, технологической оснасткой, средствами ма­лой механизации труда в ученической производственной бригаде или других трудовых объединениях учащихся, а также ремонту и совершенствованию оборудования, имеющегося в школьных ма­стерских, разработке разнообразных наглядных пособий, электри­фицированных стендов, познавательных игр, помогающих школь­никам усваивать учебный материал.

Решению о выборе объектов для работы учащихся в кружке должна предшествовать подготовка самих школьников, формиро­вание у них интереса, устремленности разрабатывать и изготавли­вать нужные людям вещи.

Успех работы будет определяться и тем, насколько точно удаст­ся учителю-руководителю кружка организовать распределение заданий среди кружковцев, учесть их индивидуальные и возраст­ные особенности, уровень их практической готовности к выполне­нию предлагаемой работы в условиях школьных мастерских.

Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности школьных кружков. Зависит это от многих причин, в частности от материально-техни­ческой базы конкретных мастерских, от практической подго­товленности самого учителя. Поэтому руководителю кружка дано право вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать данные темы и вводить новые. Часы, указанные в программе, учитель может использовать как ориентировочные для определения соотношения вре­мени по темам.

Программы составлены из расчета занятий школьного кружка один раз в неделю продолжительностью два академических часа в первом году занятий и три часа на втором году занятий.

Вопросы, связанные с оплатой работы руководителя кружка, как правило, решаются администрацией школы и профсоюзным Комитетом базового предприятия. Иногда школьные технические Кружки организуют как филиал станции юных техников. В этом случае оплата работы руководителя кружка определяется на основе договора о социалистическом содружестве коллективов школы и соответствующей станции юных техников.

Деятельность кружка всегда осуществляется на основе плана работы, составленного руководителем кружка и утвержденного директором школы.

План работы кружка может быть составлен на основе типовой программы кружка или программы, составленной самим руководителем  кружка — учителем и утвержденной директором школы.

            План составленный при активном участии самих школьников, будет наиболее  реальным, так как он становится делом каждого из них.

Кроме годового плана, после каждого очередного занятия руководитель кружка составляет план следующего занятия, подводя и при  этом итоги прошедшего занятия.

        Предметом особой заботы руководителя кружка является обеcпечение занятий кружка необходимыми материалами и инструментами.   Основными   источниками   пополнения   запасов   кружка служат магазины «Юный техник», «Культтовары», магазины инструментов, радиотоваров, измерительных приборов и т.д.

   Кроме этого, опытные руководители технических кружков для обеспечения его работы все чаще привлекают семьи кружковцев. Они поощряют стремление школьников приобрести в магазине на­боры столярного, слесарного, электромонтажного инструмента, различные наборы деталей для технического творчества.

   В сельских школах на базе школьных мастерских учащиеся изготавливают средства малой механизации труда не только для использования их в ученической производственной бригаде, но и для работы в домашнем хозяйстве — в саду, огороде, при ремонте дома. В этом случае родители охотно помогают школьникам при­обрести и необходимые узлы, детали и другие недостающие уст­ройства.

    Повышению уровня работы в кружке в большей степени спо­собствует развитие у школьников потребности в чтении популяр­ной научно-технической литературы по вопросам той отрасли нау­ки, техники и производства, к которой у школьника уже наметился интерес; приобщение кружковцев к вопросам истории отечест­венной техники; привитие им интереса к жизни лучших пред­ставителей отечественной науки и техники, к современным нова­торам производства, изобретателям и рационализаторам местных предприятий, колхозов и совхозов — носителям идей научно-тех­нического прогресса и патриотов нашей социалистической Ро­дины.

    Непременным условием успешного развития технической самодеятельности кружковцев является их участие в подготовке и про­ведении классных и общешкольных массовых мероприятий по про­паганде достижений науки, техники и производства среди детей и юношества. Опытные учителя-руководители кружков уделяют это­му большое внимание.

     Одним из показателей успеха в работе кружка, который очень нравится школьникам, является участие кружковцев в выставках, конкурсах и соревнованиях (очных и заочных). Поэтому руково­дителю кружка необходимо ознакомиться с планом школьных массовых мероприятий, а также с планами таких мероприятий в районе, городе, области, крае, республике, знать о Всесоюзных смотрах и конкурсах, проводимых центральными журналами и га­вотами. В кружке целесообразно обсуждать возможности участия кружковцев в тех или иных делах, намечать конкретные планы подготовки к подобным мероприятиям.

     По мере развития технической самодеятельности школьников и кружке могут накапливаться различные награды: дипломы, гра­моты, вымпелы, значки, памятные подарки, различная информа­ции о работе кружка, опубликованная в местных и центральных органах печати. Желательно оформить все эти материалы на специальном застекленном стенде, в альбоме.

    Одним из непременных требований к работе руководителя кружка является требование обеспечить полное соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в рабочих по­мещениях и правил противопожарной безопасности при работе в кружке.

   Руководителю кружка необходимо внимательно ознакомиться с правилами хранения различных горюче - смазочных материалов, лаков и красок, знать требования, предъявляемые пожарной инс­пекцией к качеству электропроводки, постоянно заботиться о чи­стоте помещений, в которых занимаются кружковцы. [5. стр. 33]

              Организуя изготовление различных вещей в кружке, можно и должно приучать школьников пользоваться простейшими чертежами и расчетами, поддерживать строгий порядок на рабочем месте, держать в исправности и беречь инструменты, экономно расходовать материалы — хотя бы такие дешевые, как бумага. Большое внимание следует уделить аккуратному выполнению работы, чистой отделке каждого изделия. Руководитель правильно поступит, если будет поощрять инициативу кружковцев в разумном изменении конструкций изделий, в изготовлении, пусть самых простеньких, приспособлений, ускоряющих и облегчающих работу. Все это оставит свой след в сознании и привычках кружковцев, облегчая для многих из них путь к мастерству, к новаторским приемам труда в дальнейшей жизни.

              В кружке «Умелые руки» объединяются не все школьники, а только желающие. Однако все школьники занимаются общественно-полезным трудом, поэтому всем им необходимо приобрести некоторые трудовые навыки. В этом деле членам кружка принадлежит активная организующая роль. Научился сам — научи товарищей. Такое правило должны усвоить все кружковцы. [6]

Информация о работе Организация кружковой работы по технологии