Организация кредитной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение организации, оформления и учета операций по кредитованию физических лиц на примере ОАО АИКБ «Татфондбанк».
Задачи, решаемые в ходе работы:
– рассмотреть принцип организации и оформления кредитования физических лиц;
– проанализировать состояния рынка потребительского кредитования в РФ и РТ;
– охарактеризовать кредитную политику ОАО АИКБ «Татфондбанк» и виды кредитов для физических лиц;
– рассмотреть организацию и оформление операций по потребительскому кредитованию на примере автокредита;
– проанализировать отражение операций по кредитованию физических лиц в бухгалтерском учете банка;
– рассмотреть порядок создания РВПС в ОАО АИКБ «Татфондбанк» с учетом изменений к положениям № 254П и № 283П.

Работа содержит 1 файл

курсовая 4куро.doc

— 278.50 Кб (Скачать)


Образовательное учреждение

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанская  банковская школа (колледж)

Центрального  банка Российской федерации»

 

 

 

Комиссия профессионального

банковского цикла

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по междисциплинарному курсу 02.01

«Организация кредитной работы»

 

на тему:  «Организация, оформление и учет операций по кредитованию физических лиц»

 

Студентаки: Надысевой Елены Михайловны

                                                   (фамилия, имя, отчество)

 

Группа: 41

Специальность: 080110 «Банковское дело»

 

Руководитель: _______________         ___________________

                                                 (подпись, дата)                                     (инициалы, фамилия)

 

 

 

Казань – 2012г.

 

 

Содержание

 

 

 
Введение

 

Современный кредитный  рынок представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям различных субъектов рыночной экономики. Составной частью кредитного рынка является кредитная система Российской Федерации, которая представляет собой комплекс валютно–финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования рыночной экономики. Кредитный рынок представляет собой часть рынка финансовых услуг. Его можно определить как совокупность оказываемых кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями), имеющими лицензию Банка России на осуществление банковских операций, социально–экономических отношений по организации денежного обращения, по привлечению средств граждан и юридических лиц и размещению этих средств в приоритетных отраслях экономики путем осуществления банковских операций как исключительного вида деятельности.

Определение понятий  кредита и кредитного рынка – необходимое условие для исследования всей совокупности кредитных отношений, выявления особенностей их правового регулирования и повышения эффективности банковского кредитования.

Кредитный рынок представляет собой особую сферу предпринимательской  деятельности, направленной на привлечение  и аккумуляцию временно свободных  денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными субъектами на условиях платности, срочности и возвратности.

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной  экономики, неотъемлемым элементом  экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.

Кредит основной источник удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы.

Кредит необходим для поддержания  непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации произведенных  товаров, что особенно важно на этапе  становления рыночных отношений.

Кредит оказывает активное воздействие  на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, т.е. превращения ее в дополнительные производственные фонды. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряя формирование источников капитала для расширения производства.

Актуальность данной темы заключается в бурном развитии кредитных отношений, предоставление новых видов банковских продуктов, которые еще совсем недавно не были известны.

Подробнее остановимся на видах потребительского кредитования, как самого бурно развивающегося в России.

Объект исследования – ОАО АИКБ «Татфондбанк». Предмет исследования – кредитование физических лиц.

Целью данной работы является рассмотрение организации, оформления и учета операций по кредитованию физических лиц на примере ОАО АИКБ «Татфондбанк».

Задачи, решаемые в ходе работы:

– рассмотреть принцип организации и оформления кредитования физических лиц;

– проанализировать состояния рынка потребительского кредитования в РФ и РТ;

– охарактеризовать кредитную политику ОАО АИКБ «Татфондбанк» и виды кредитов для физических лиц;

– рассмотреть организацию и оформление операций по потребительскому кредитованию на примере автокредита;

– проанализировать отражение операций по кредитованию физических лиц в бухгалтерском учете банка;

– рассмотреть порядок создания РВПС в ОАО АИКБ «Татфондбанк» с учетом изменений к положениям № 254П и № 283П.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов и заключения. В первой части курсовой работы рассмотрена общая характеристика рынка потребительского кредитования, во второй части рассмотрены виды потребительских кредитов, их оформление, организация и учет на примере ОАО АИКБ «Татфондбанк».

Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно–практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодика.

 

1. Общая характеристика рынка потребительского кредитования

1.1. Принцип организации и оформления кредитования физических лиц

 

Термин «кредит» имеет несколько основных значений. В нашей работе под потребительским кредитом будем рассматривать, прежде всего, сумму денежных средств, переданных кредитной организацией (как правило, банком) на определенных условиях физическому лицу (гражданину) для приобретения тех или иных товаров и услуг. Иными словами, это заем, ссуда, одолжение или аванс.

Основными отличительными чертами отечественного потребительского кредита являются:

  • договорной режим отношений между кредитором и заемщиком;
  • платность;
  • срочность;
  • целевой характер.

При этом:

  • договорной режим отношений между кредитором и заемщиком обеспечивается посредством заключения между ними особого соглашения – кредитного договора;
  • платность потребительского кредита обеспечивается установлением и последующим взиманием с заемщика процентной ставки по кредиту;
  • срочность потребительского кредита обеспечивается установлением и последующим соблюдением заемщиком срока пользования кредитом (срока погашения кредиторской задолженности);
  • наконец, целевое использование потребительского кредита обеспечивается систематическим контролем кредитора за операциями, совершаемыми заемщиком с кредитными средствами1.

В соответствии со сложившейся  практикой потребительские кредиты  предоставляются гражданам непосредственно банками:

  • в наличной форме путем выплаты средств заемщику из кассы банка,
  • в безналичной форме путем зачисления определенной (в соответствии с кредитным договором) суммы денежных средств на текущий банковский счет заемщика,
  • либо в режиме так называемой кредитной линии – по кредитной карте.

Другая распространенная форма потребительского кредита  – так называемый экспресс–кредит – предоставляется гражданам банками при посредничестве организаций, реализующих товары (услуги), путем передачи гражданину выбранного им товара или услуги магазинами, торговыми центрами, туристическими агентствами, салонами связи, медицинскими и образовательными учреждениями и т.д. с частичной отсрочкой платежа2.

Любой кредит, предоставляемый  банком физическому лицу, может рассматриваться в качестве потребительского, поскольку целью получения кредитуемых средств является удовлетворение заемщиком своих потребительских потребностей. В зависимости от своих возможностей заемщик может использовать кредитуемые средства на покупку шикарной квартиры или скромного кухонного гарнитура, автомобиля или ноутбука, а также на приобретение целого спектра платных услуг: строительно–ремонтных, образовательных, туристических, медицинских и т.д. Тем не менее, в соответствии со сложившейся практикой потребительские кредиты следует различать по функциям и соответствующим функциональным группам.

К первой функциональной группе следует отнести все так  называемые ипотечные кредиты, т.е. кредиты, предоставляемые гражданам  под залог приобретаемой на кредитуемые средства недвижимости – квартиры, загородного дома, дачи, гаража, земельного участка и т.п.

Ко второй функциональной группе следует отнести все так  называемые автокредиты – т.е. кредиты, предоставляемые гражданам на приобретение авто– и мототехники, а также вспомогательного оборудования к ней. Чаще всего, правда, на автокредит все же приобретают именно легковые автомобили, но по согласованию с кредитором предоставленные средства, в принципе, можно использовать на покупку мотоцикла, маунтин–байка или трейлера.

Третью функциональную группу образуют «классические» потребительские кредиты. Они в свою очередь, имеют довольно обширную классификацию:

  • по виду обеспечения обязательств заемщика – с обеспечением или без, при этом форма обеспечения опять–таки может быть различной;
  • по принадлежности кредитуемого предмета потребления к категории товаров или услуг;
  • по скорости и содержанию процедуры предоставления кредита – экспресс–кредиты и обыкновенные или, если угодно, «медленные» кредиты;
  • по срокам предоставления, которые в зависимости от достигнутого сторонами консенсуса могут квалифицироваться как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  • по кратности предоставления, т.е. предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги) либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом «возобновляемой кредитной линии»), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта3;
  • по размеру кредита – мелкие, средние, крупные;
  • по размеру ставки кредитования – недорогие, умеренно дорогие и дорогие;
  • по способу погашения – погашаемые единовременно либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения.

Правовое регулирование  отношений, возникающих между кредитором и заемщиком в связи с предоставлением потребительского кредита, осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 42 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными актами. Согласно ст. 819 ГК РФ4, основанием для возникновения таких отношений и одновременно основанием для предоставления кредита и его последующего использования служит кредитный договор, содержание и форма которого должны отвечать определенным требованиям.

Основу содержания кредитного договора образуют положения, устанавливающие взаимные обязанности сторон. В соответствии с договором кредитор обязуется предоставить заемщику денежные средства в размере и на условиях, определенных договором, а заемщик, со своей стороны, обязуется к конкретному сроку полностью возвратить кредитору предоставленные последним денежные средства и, кроме того, уплатить проценты за пользование кредитом. Согласно ст. 820 ГК РФ, кредитный договор должен быть совершен в письменной форме, при этом не имеет значения размер кредита. Кредитный договор составляется в двух экземплярах и в общем случае вступает в силу со дня подписания его обеими сторонами.

В дополнение к кредитному договору кредитором и заемщиком  могут быть подписаны и некоторые  другие документы, в частности соглашение о порядке погашения кредита (в форме графика платежей). Подобные документы обычно оформляются в форме приложений к кредитному договору и в дальнейшем рассматриваются в качестве его неотъемлемой части.

1.2. Состояние рынка потребительского кредитования в РФ и в РТ

 

До настоящего времени  в России не ведется официальная  статистика по объемам сегментов  рынка потребительского кредитования. Определить цели получения населением кредитов можно только условно, опираясь на разрозненные данные, публикуемые  в различных источниках. В данном разделе рассмотрим подходы к определению целевого использования населением кредитов, основанные на расчете структуры оборота розничной торговли и объемов основных товарных рынков в Российской Федерации.

В последние годы в  России наблюдается бурный рост рынка кредитования физических лиц. За период с 2007 по 2011 год рынок кредитов физическим лицам в рублевом эквиваленте увеличился более чем в 13 раз. Наряду с ростом объема кредитования происходило увеличение относительных рыночных показателей, по которым можно судить о зрелости развития данного сегмента рынка. Так, с 2007 года доля кредитов населению в ВВП возросла с 0,6 до 3,7%.

Другим показателем, характеризующим  динамику развития рынка, является доля кредитов в активах банковской системы. И здесь рынок потребительских кредитов продемонстрировал внушительный рост, увеличившись за последние 4 года с 1,9 до 9%. Таким образом, всего за несколько лет рынок потребительского кредитования превратился из потенциально перспективного в быстрорастущий, объем его в долларовом эквиваленте на начало 2007 года превысил отметку в $22,3 млрд или 618,9 млрд руб. (рисунок 1.2.1).5

Рис. 1.2.1. Динамика ссудной задолженности  в Российской Федерации на конец  периода с учетом предпринимателей, млрд руб.

Информация о работе Организация кредитной работы