Ряды динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 03:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение экономическо-статистического анализа деятельности предприятия по основным показателям, а также ознакомление с основными приемами и методами статистики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Рассчитать цепные и базисные показатели динамики объемов реализации продукции, средние показатели изменения годовых уровней ряда динамики;

- Осуществить сглаживание ряда динамики на основе применения методов укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания по прямой и параболе;

- Определить индексы сезонности реализации продукции;

- Сделать прогноз на последующие 2 года вперед с использованием среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста т аналитического выравнивания по прямой;

- Выявить взаимосвязь между стоимостью собственных оборотных средств и балансовой прибылью при помощи метода корреляционно-регрессионного анализа.

Содержание

Содержание ……………………………………………………………………………………….2

Введение …………………………………………………………………………………………..3

1. Понятия и классификация рядов динамики …………………………………………………5

1.1 Понятие о статистических рядах динамики………………………………………………...5

1.2 Требования, предъявляемые к рядам динамики……………………………………………7

1.3 Тенденция и колеблемость в рядах динамики ……………………………………………..9

1.4 Структура ряда динамики. Задачи, решаемые с помощью рядов динамики. Взаимосвязанные ряды динамики……………………………………………………………….9

2. Показатели, рассчитываемые на основе рядов динамики………………………………...11

2.1 Статистические показатели динамики социально – экономических явлений ………….11

2.2 Средние показатели в рядах динамики …………………………………………………...14

3. Методы выравнивания ряда динамики……………………………………………………...16

3.1 Метод укрупнения интервалов……………………………………………………………..16

3.2 Метод скользящей средней…………………………………………………………………19

3.3 Аналитическое выравнивание динамического ряда………………………………………20

4. Анализ сезонных колебаний ………………………………………………………………...25

5. Прогноз на последующие 2 года…………………………………………………………….27

6. Корреляционно-регрессионный анализ……………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по статистике.doc

— 598.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

     Северо-Восточный  Государственный университет

     Кафедра Менеджмента 
     
     
     
     
     

     Курсовая  работа по статистике 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Выполнила:                                                                              студентка гр. МД-81 Сернюк Е.А.

     Проверила:                                                                               ст.пр. Некрутенко Н.Н. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Магадан – 2010

     Содержание 

     Содержание  ……………………………………………………………………………………….2

     Введение  …………………………………………………………………………………………..3

    1. Понятия  и классификация рядов динамики  …………………………………………………5

    1.1 Понятие  о статистических рядах динамики………………………………………………...5

    1.2 Требования, предъявляемые к рядам динамики……………………………………………7

    1.3 Тенденция  и колеблемость в рядах динамики  ……………………………………………..9

    1.4 Структура  ряда динамики. Задачи, решаемые  с помощью рядов динамики. Взаимосвязанные  ряды динамики……………………………………………………………….9

     2.  Показатели, рассчитываемые на основе рядов динамики………………………………...11

    2.1 Статистические  показатели динамики социально – экономических явлений ………….11

    2.2  Средние показатели в рядах  динамики …………………………………………………...14

    3. Методы  выравнивания ряда динамики……………………………………………………...16

    3.1 Метод  укрупнения интервалов……………………………………………………………..16

    3.2 Метод  скользящей средней…………………………………………………………………19

    3.3 Аналитическое  выравнивание динамического ряда………………………………………20

    4. Анализ  сезонных колебаний ………………………………………………………………...25

    5. Прогноз на последующие 2 года…………………………………………………………….27

    6. Корреляционно-регрессионный  анализ……………………………………………………..30

    Заключение………………………………………………………………………………………36

    Список  литературы……………………………………………………………………………...37 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Статистика  широко используется в управлении и  имеет большое познавательное значение. В современных условиях это, прежде всего, обусловливается проведением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой прогнозирования и принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты социально-экономических преобразований.

     Одним из непременных условий правильного  восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных решений является владение статистической методологией изучения количественной стороны массовых социально-экономических явлений: знание природы статистических совокупностей, назначения и познавательных возможностей показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

     Термин "статистика" употребляется в  различных значениях:

       Под статистикой понимается практическая  деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие стороны жизни общества.

       Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

     Между статистической наукой и практикой  существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

     Слово «статистика» происходит от латинского слова status— состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда итальянское слово stato — государство и statista— знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII в. и первоначально употреблялось в значении «государствоведение».

       В настоящее время статистика  может быть определена как собирание массовых данных, их обобщение, представление, анализ и интерпретация. Это особый метод,  который используется в различных сферах деятельности, в решении разнообразных задач.

     Объектом данной курсовой работы является общая теория статистики как наука.

     Предметом выступает экономическо-статистический анализ деятельности предприятия.

     Целью данной курсовой работы является проведение экономическо-статистического анализа деятельности предприятия по основным показателям, а также ознакомление с основными приемами и методами статистики.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

     - Рассчитать цепные и базисные показатели динамики объемов реализации продукции, средние показатели изменения годовых уровней ряда динамики;

     - Осуществить сглаживание ряда динамики на основе применения методов укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания по прямой и параболе;

     -  Определить индексы сезонности реализации продукции;

     -  Сделать прогноз на последующие  2 года вперед с использованием среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста т аналитического выравнивания по прямой;

     - Выявить взаимосвязь между стоимостью собственных оборотных средств и балансовой прибылью при помощи метода корреляционно-регрессионного анализа. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. Понятия и классификация  рядов динамики 

     1.1 Понятие о статистических рядах динамики

        Ряды динамики – статистические  данные, отображающие развитие во времени изучаемого явления. Их также называют динамическими рядами, временными рядами. В каждом ряду динамики имеется два основных элемента:

  • показатель времени t ;
  • соответствующие им уровни развития изучаемого явления y;

        В качестве показаний времени  в рядах динамики выступают либо определенные даты (моменты) , либо отдельные периоды (годы, кварталы, месяцы, сутки) .

        Уровни рядов динамики отображают  количественную оценку (меру) развития во времени изучаемого явления. Они могут выражаться абсолютными, относительными или средними величинами.

        Ряды динамики различаются по следующим признакам:

     1) По времени. В зависимости от характера изучаемого явления уровни рядов динамики могут относиться или к определенным датам (моментам) времени, или к отдельным периодам. В соответствии с этим ряды динамики подразделяются на моментные и интервальные.

        Моментные ряды динамики отображают  состояние изучаемых явлений  на определенные даты (моменты)  времени. Примером моментного  ряда динамики является следующая информация о списочной численности работников магазина в 1991 году (таб. 3):

     Таблица 3

     Списочная численность работников магазина в 1991 году

     Дата
     1.01.91
     1.04.91
 
     1.07.91
     1.10.91
 
     1.01.92
 
     Число работников, чел.
     192
     190
     195
     198
     200
 

        Особенностью моментного ряда  динамики является то, что в  его уровни могут входить одни  и те же единицы изучаемой совокупности. Хотя и в моментном ряду есть интервалы – промежутки между соседними в ряду датами, - величина того или иного конкретного уровня не зависит от продолжительности периода между двумя датами. Так, основная часть персонала магазина, составляющая списочную численность на 1.01.1991, продолжающая работать в течение данного года, отображена в уровнях последующих периодов. Поэтому при суммировании уровней моментного ряда может возникнуть повторный счет.

        Посредством моментных рядов динамики в торговле изучаются товарные запасы, состояние кадров, количество оборудования и других показателей, отображающих состояние изучаемых явлений на отдельные даты (моменты) времени.

        Интервальные ряды динамики отражают  итоги развития (функционирования) изучаемых явлений за отдельные периоды (интервалы) времени.

        Примером интервального ряда  могут служить данные о розничном  товарообороте магазина в 1987 – 1991 гг. (таб. 4):

     Таблица 4

     Объем розничного товарооборота магазина в 1987 - 1991 гг.

       Год
     
       1987
     
       1988
     
       1989
     
       1990
     
       1991
       Объем

       розничного

       товарооборота, тыс. р.

       885.7
     
       932.6
     
       980.1
     
       1028.7
     
       1088.4
     
 

            Каждый уровень интервального ряда уже представляет собой сумму уровней за более короткие промежутки времени. При этом единица совокупности, входящая в состав одного уровня, не входит в состав других уровней.

        Особенностью интервального ряда  динамики является то, что каждый  его уровень складывается из  данных за более короткие интервалы  (субпериоды) времени. Например, суммируя  товарооборот за первые три месяца года, получают его объем за I квартал, а суммируя товарооборот за четыре квартала, получают его величину за год, и т. д. При прочих равных условиях уровень интервального ряда тем больше, чем больше длина интервала, к которому этот уровень относится.

        Свойство суммирования уровней  за последовательные интервалы  времени позволяет получить ряды  динамики более укрупненных периодов.

        Посредством интервальных рядов  динамики в торговле изучают изменения во времени поступления и реализации товаров, суммы издержек обращения и других показателей, отображающих итоги функционирования изучаемого явления за отдельные периоды.

Информация о работе Ряды динамики