Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.
Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 38 с., 42 источника
АНКЕТИРОВАНИЕ,
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ, ПРАВОСОЗНАНИЕ,
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
Объект исследования – несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет как особый субъект-носитель правосознания.
Предмет исследования - правосознание несовершеннолетних, его структурные составляющие и особенности.
Цель работы: исследовать особенности структуры, функций и видов правосознания
Методы исследования: диалектический, социологический, исторический, логический, структурно-функциональный и сравнительный.
Исследования и разработки: изучены особенности структуры, функций и видов правосознания, проведено исследование уровня правовых знаний учащихся средней школы № 18 г. Бобруйска в возрасте 16-18 лет, разработаны конкретные предложения по повышению уровня правовых знаний несовершеннолетних в рамках общеобразовательной школы.
Элементы научной новизны: в работе анализируется современное состояние правосознания учащихся 10-х и 11-х классов средней школы; предлагаются конкретные меры, необходимые для действенного влияния на процесс формирования правосознания молодежи.
Область возможного практического применения: преподавание основ правовых знаний в общеобразовательной школе.
Правовая и социальная значимость: преподавание основ правовых знаний в общеобразовательной школе повысит уровень правовых знаний несовершеннолетних, что положительно повлияет на состояние правосознания современного белорусского общества
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
Le COMPTE RENDU
Le travail de cours : 38 p., 42 sources
le
SONDAGE, la CULTURE JURIDIQUE, les CONNAISSANCES JURIDIQUES, la CONCEPTION
DE LA JUSTICE, les MINEURS
L 'Objet de l'étude – les mineurs à l'âge de 16-18 ans comme le sujet-porteur spécial de la conception de la justice.
L'objet de l'étude - la conception de la justice des mineurs, ses composants structuraux et les particularités.
Le but du travail: étudier les particularités de la structure, les fonctions et les aspects de la conception de la justice les Méthodes de l'étude : dialectique, sociologique, historique, logique, structural-fonctionnel et comparatif.
Les études et les élaborations: on étudie les particularités de la structure, les fonctions et les aspects de la conception de la justice, est fait l'étude du niveau des connaissances juridiques des élèves de l'école secondaire № 18 de Bobrouïsk à l'âge de 16-18 ans, on élabore les propositions concrètes sur l'augmentation du niveau des connaissances juridiques des mineurs dans le cadre de l'école secondaire.
Les éléments de la nouveauté scientifique: dans le travail on analyse l'état moderne de la conception de la justice des élèves de 10 et 11 classes de l'école secondaire; on propose les mesures concrètes nécessaires à l'influence efficace sur le procès de la formation de la conception de la justice à la jeunesse.
Le domaine de l'application possible pratique: l'enseignement des bases des connaissances juridiques dans l'école secondaire.
L'importance juridique et sociale: l'enseignement des bases des connaissances juridiques dans l'école secondaire augmentera le niveau des connaissances juridiques des mineurs,
Qu'influencera positivement l'état de la conception de la justice de la société moderne biélorusse l'Auteur du travail confirme que la matière amenée dans elle reflète correctement et objectivement l'état du procès étudié, mais tout emprunté de d'autres sources littéraires et théorique,
Les
positions méthodologiques et méthodiques et les conceptions sont accompagnées
par les références à leurs auteurs.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема
правосознания
Сложившаяся ситуация требует принятия безотлагательных мер. Причем, первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право в среде несовершеннолетних, так как, во-первых, именно им предстоит завтра жить в Беларуси и управлять государством, во-вторых, именно сознание этой категории населения наиболее подвержено изменению при постороннем влиянии (как правило, лица зрелого возраста более склонны к консерватизму).
Данная тема всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых-правоведов. Проблемы правосознания, их место и роль в жизни общества исследовались представителями российской правовой науки конца XIX - начала XX столетия: Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, Н.С. Таганцева, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, В.М. Хвостова и др.
Формированию правовой культуры и правосознания посвящены работы таких российских исследователей, как С.С. Алексеева, Б.В. Аграновского, К.Т. Бельского, Н.В. Гапоненко, Н.Л. Гранат, И.Л. Давитнидзе, А.И. Денисова, А.И. Иванчак, В.И. Каминской, Н.М. Кейзерова, Д.А. Керимова, Н.И. Козюбры, М.П. Каревой, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В.Мальцева, А.В. Мицкевич, A.С. Мордовец, В.В. Оксамытного, Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, А.Р. Ратинова, М.А. Рейснера, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, М.С. Строговича, И.Е. Фарбера, и др.
Правосознание молодежи было объектом изучения в работах И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Грушина, Н.Ю. Евпловой, Т.В. Корчагиной, В.Т. Лисовского, A.M. Чикишевой,
Объект исследования – несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет как особый субъект-носитель правосознания.
Предмет исследования - правосознание несовершеннолетних, его структурные составляющие и особенности.
Теоретико-методическую базу исследования составили диалектический, социологический, исторический, логический, структурно-функциональный и сравнительный методы познания.
Эмпирическую базу работы составили результаты проведенного социологического исследования уровня правовых знаний 75 учащихся средней школы № 18 г. Бобруйска в возрасте 16-18 лет.
При написании курсовой работы была поставлена цель – исследовать особенности структуры, функций и видов правосознания. Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.
Научная новизна исследования определяется тем, что:
- в работе анализируется современное состояние правосознания учащихся 10-х и 11-х классов средней школы;
-
предлагаются конкретные меры, необходимые
для действенного влияния на
процесс формирования
Правосознание является одной из основных категорий современной юридической науки и рассматривается как ««рядоположенное» праву явление».[16, с. 264] Многолетняя история развития теории правосознания не привела к единству понимания сущности и природы данного феномена, общности взглядов о структурных компонентах, формы выражения и функционирования правового сознания.
Дискуссионность многих вопросов теории правосознания обусловлена различием методологических подходов представителей естественно-правовой, позитивистской, марксистской теорий, социологической, исторической школ права, а также сложностью самого явления и множественностью тех процессов, которые обусловлены им.
Изучение сложной социально-правовой природы правосознания в науке происходит через исследование развития правосознания, определение роли правосознания научными правовыми школами, соотношение правосознания с другими формами сознания (политическим, нравственным, религиозным), соотнесение исторических, духовных, культурных статусов правового сознания и правового менталитета.
Для достижения цели данного исследования представляется необходимым провести сравнительный анализ основных характеристик правосознания с тем, чтобы составить его наиболее полную картину, выявить сущностные черты правового сознания, его виды и функции и определить методологические основы правовоспитательной работы.
В
юридической литературе существуют
различные определения понятия
правового сознания. И.Ф. Рябко полагает,
что правосознание - это «обусловленное,
в конечном счете, экономическим развитием
отражение в сознании людей всех правовых
форм и явлений (система права, правопорядок,
законность, правосудие) от рефлекторных
реакций на отдельные факты до теоретических
обобщений, имеющих социальную значимость».[41,
с.17] Здесь автором верно подмечено свойство
правосознания - отражение объективной
реальности - абстрактное (идеи, теории)
и конкретное (нормы права). В то же время
нельзя согласиться со строгой обусловленностью,
определением правосознания экономическим
развитием. При всех изменениях правовой
системы, социально-экономических и политических
отношений духовный строй общества, отраженный
в правосознании сохраняется, обеспечивая
преемственность и стабильность общественных
отношений. В частности, В.В. Сорокин отмечает
относительную самостоятельность правосознания,
его независимость от внешних условий:
«...правосознанию присуща некоторая константа,
которая при всех изменениях экономики
и политики воспроизводит некий тип отечественного
правового мышления».[29, с. 61]
Таким образом, при характеристике правосознания необходимо учитывать рациональные, прагматические стороны правосознания, представленные в определении И.Ф. Рябко, но и психологические факторы его формирования.
В.А.
Чефранов понимает под правосознанием
«совокупность правовых
идей и соответствующих им психологических
форм, отражающих общественное бытие сквозь
призму классовых отношений и воплощающихся
в нормах
права, выступающих как практическая сторона
правового сознания, правовых теориях,
правовых представлениях обыденного порядка,
а также в групповых и индивидуальных
правовых взглядах».[41, с. 18] В данном определении
отражено методологически важное положение,
основанное на понимании правосознания
как сложно организованной системы со
своими особыми внутренними и внешними
формами выражения. Однако заявленный
в данном определении широкий подход понимания
правосознания основан на классовой ограниченности
правопонимания, что сужает и значительно
обедняет социальную сущность как права,
так и правосознания. Правосознанию свойственно
отражать не только классовые интересы,
но и общечеловеческие ценности, выраженные
в праве - свободу, социальную справедливость,
равенство.
Такой ценностный подход к пониманию правосознания подчеркивает В.И. Бегинин, справедливо наделяя правосознание созидательной силой, способной к преобразованию, совершенствованию существующих общественных отношений. Он рассматривает правосознание как «систему взглядов, представлений, оценочных суждений и переживаний по поводу существующего и должного порядка общественных отношений, основанных на установленных и охраняемых государством правах и обязанностях их участников», а также как «осознание своей ответственности за состояние этого порядка».[11, с. 33] Исследователем задействована такая сторона общественного сознания, которая основана на единении правового и морального мотива осознания права как внутренне принимаемого личностью обязательства. Давая подобное определение, автор сознательно поднимает планку правосознания, включая в его содержание установку социально-активного поведения. В современных условиях формирования правовой государственности в Республике Беларусь эти вопросы особо актуальны, ибо невозможно обеспечить преобразования лишь законодательными изменениями, необходимо воспитание чувства ответственности, его культивирование, как на личностном уровне, так и на уровне публичной власти.
Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних