Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.
Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
Правовое обучение - это процесс передачи и усвоения правовых знаний, который осуществляется в образовательных учреждениях различного уровня (школы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения). Как правило, правовое обучение рассматривают как необходимый, но не самый важный элемент в процессе правовой социализации. Подобная оценка является не вполне заслуженной. Однако можно попытаться определить, что явилось тому причиной. Правовое обучение в нашей стране никогда не носило четкого системного характера, что проявлялось не в отсутствии юридического образования вообще или школьного правового обучения, в частности. В государстве не были определены преемственные правовые позиции, а отношение к преподаванию права постоянно менялось.
Что касается настоящего времени, то система среднего общеобразовательного образования в настоящее время не только предлагает факультативные занятия, но также изучение основ правовых знаний в процессе преподавания предмета «Обществознание». Изучение курса направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства. Однако необходимо отметить, что этого недостаточно, требуется внедрение обязательных факультативных занятий, направленных на формирование систематизированных правовых знаний.
Правовые знания составляют необходимый компонент и важнейшее условие, предваряющие любой поведенческий акт личности. Правовые знания можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по степени, глубине развития:
2) по предмету отражения:
- профессиональные знания, формирование которых необходимо для осуществления профессиональной правовой деятельности;
- теоретические знания, присущие специалистам правой теории и некоторым категориям юристов-практиков.[41, c. 152]
Необходимо также отметить, что проблема правового воспитания находится в тесном взаимодействии с развитием личности. Сегодня в обществе как никогда велико внимание к вопросам совершенствования духовно-нравственного воспитания. Система правового образования должна быть ориентирована на воспитание личности, отстаивающей ценностное отношение к миру, способной участвовать в решении глобальных проблем современности, противостоять социальным угрозам и вызовам.
Поэтому
осуществление правового
Учебные курсы по праву «Основы права», «Правоведение» в системе профильного обучения показывают свою действенность, однако для их преподавания необходима соответствующая подготовка преподавательского состава, научной разработки вопросов методики преподавания, обеспечение учебно-методическими материалами. Без решения этих практических задач правовое воспитание и обучение вряд ли можно эффективно осуществлять. В качестве самостоятельного направления научного исследования в данной сфере предлагается, в частности, разработка правовой педагогики.
Автор предлагает в старших классах общеобразовательной школы ввести профильное обучение. Изучение права на профильном уровне в старшей школе направлено на решение не только задач формирования правовой информированности, но и грамотно решать практические правовое вопросы.
В Беларуси сегодня существует немало проблем правового школьного образования. Среди них можно обозначить следующие:
- неразработанность внутридисциплинарных связей в правовых курсах, а также междисциплинарных учебных знаний в гуманитарном цикле.
Особого внимания заслуживает вопрос о воздействии на процессы правового воспитания современной информационной среды.
Современная информационная среда, несомненно, оказывает большое влияние на правовое сознание молодого поколения и, прежде всего той его части, которую составляют несовершеннолетние.
Информационная среда, в которую погружен современный подросток, во многом способствует формированию у него ложных ценностей, поведенческих установок, ориентирующих на жестокость, иждивенчество, прагматизм, в результате чего нормативная база личности деформируется, снижается криминальный иммунитет. Анализ информации, распространяемой в Сети, о наркомании, проституции, терроризме, показывает преобладание направленности подачи информации не в социально полезном, предупреждающем девиации ключе, а напротив, подогревающем культ нонконформизма, открытого вызова обществу, неприятия общесоциальных ценностей.
Интернет и цифровые технологии становятся частью повседневной жизни, получая различные оценки в обществе. Философы говорят, что человек утратил свою сущность, потерял идентичность, а новые технологии только ускоряют этот процесс, предоставляя возможность практиковать любые средства трансформации сознания, в том числе и разрушительные, смертельные.
Педагоги
обращают внимание на те возможности,
которые открывают
Между тем, социологические исследования показывают, что сами дети образовательный аспект Интернета ставят на последнее место. Что же касается правовой информации, то уровень ее востребованности несовершеннолетними пользователями и вовсе остается низким. Например, в качестве источника правовой информации школьниками был назван Детский правовой сайт, однако его минус в том, что ориентирован данный правовой ресурс только на детей младшей и средней школы.
В условиях деформации правового сознания несовершеннолетних, организация работы по ее преодолению должна иметь свою определенную стратегию. Основными ее элементами являются:
- нацеленность на решение поставленной цели;
- формулировка целей, способов и средств данной деятельности.
Кроме того, для организации работы по повышению правосознания несовершеннолетних необходимо учитывать:
- во-первых, особый правовой и фактический статус несовершеннолетних, определяемый нормами национального и международного законодательства, а также круг тех реально сложившихся правоотношений, в орбиту которых включен несовершеннолетний;
- во-вторых, объем правовых знаний, а также опыта и навыков его реализации несовершеннолетними;
- в-третьих, психофизиологические и социально-психологические особенности несовершеннолетних.
Как следует из представленного перечня, правовоспитательные меры могут и должны носить специальный характер. Воспитательная работа даже в молодежной сфере не будет исчерпана одними и теми же направлениями, формами и методами, не говоря уже о внутреннем содержании, например, образовательных курсов или способе подачи учебного материала.
Правовое воспитание детерминирует правовую практику и должно выстраиваться на основе общечеловеческих ценностей. В этой связи ученые выделяют ближайшую, промежуточную и конечную его цели. К первой они относят формирование системы правовых знаний, ко второй - формирование правовой убежденности, а к третьей - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.
Таким
образом, на основании всего
Таким образом, на основании поставленной цели, определенных задач и всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Правовое сознание как специфическую сферу общественного сознания, отражающего правовую действительность в рациональном и эмоциональном измерении, обеспечивающего ее изменчивость, постоянство и прогнозирование, выступающего в виде индивидуального, группового, общественного.
Говоря о классификации видов правового сознания, следует отметить определенную долю условности существующего деления в зависимости от выбранного критерия. Невозможно провести четких границ между индивидуальным, групповым, общественным правосознанием, эмпирическим, теоретическим, профессиональным правосознанием. В каждом из них содержится необходимая доля, элементы других уровней (видов) правосознания, подчиняясь общему, системообразующему началу, которым выступает здесь «пространство правосознания».
Структура правового сознания – правовая психология и правовая идеология, - предложенная еще в середине прошлого века, представляется и в современных условиях достаточно стройной, и не требующей изменений ее внешней формы. Однако это не означает отсутствия какого бы то ни было внутреннего развития в содержании составных элементов правосознания. В данном направлении теория правосознания значительно расширила категориальный аппарат прежде всего в силу внутреннего развития, поиска новых средств отображения государственно-правовой действительности, а также вследствие расширения методологических принципов
Следует признать недостаточную проработку вопроса о функциях правосознания в научной литературе, что проявляется, в частности, в отсутствии единых подходов не только к определению понятия, но и классификации функций. Наиболее распространенными являются такие функции, как гносеологическая, регулятивная, оценочная, моделирования, прогнозирующая, идеологическая, коммуникативная, компенсационная, интегрирующая; воспитательная, правообразующая, регулятивная, функция развития юридической науки формирования общественного сознания; когнитивная, идеологическая, нормативно-прогностическая, регулятивная, функция правового моделирования; гносеологическая, прогностическая, регулятивная, функция правового моделирования. Однако в целом, многие из предложенных функций во всем видовом многообразии, совершенно не меняя своего смыслового выражения, могут быть объединены в познавательную, оценочную и регулятивную.
Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних