Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.
Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
Подводя
некоторые итоги вышесказанному
необходимо отметить, правовое сознание
несовершеннолетних - это во многом, только
формирующаяся
система представлений и чувств, выражающих
отношение к действующему или желаемому
праву данной социальной группы или отдельной
личности (подростка). К этому добавляются
резкие физиологические и психические
изменения при переходе подростка из одной
возрастной группы в другую, системные
качественные психические преобразования
в сфере сознания, деятельности и социальных
отношений, что в конечном итоге может
способствовать углублению деформации
правосознания несовершеннолетних и являться
одной из причин совершения ими различных
правонарушений. В генезисе поведения,
как правомерного, так и противоправного,
взаимодействует множество факторов,
всесторонний анализ которых может позволить
судить об определенности (социальной,
психологической или биологической) юридически
значимого поведения и адекватности мер,
применяемых для повышения правосознания
и правовой культуры личности и общества.
В
правосознании
Исследование правовых знаний несовершеннолетних, особенностей правосознания как несформированного, подверженного различным деформациям, повышает значимость правового воспитания, которое наряду с другими юридическими средствами, призвано оказывать воздействие на поведение субъектов, формировать правовые ориентиры, связанные с их позитивно направленной деятельностью. В.В. Сорокиным справедливо отмечается, что «соответствующий уровень правового сознания не является автоматическим следствием объективной потребности. Он формируется в ходе самостоятельной целенаправленной деятельности по правовому просвещению и воспитанию субъектов права».[29, c. 63]
Определение задач, целей, преимущественных форм правового воспитания несовершеннолетних требует характеристики данного понятия с общетеоретических позиций.
По мнению Н.И. Матузова, под правовым воспитанием следует понимать целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.[16, c. 277] Необходимо отметить, что данное определение вбирает в себя основы самой сущности данного явления, его основных задач и ожидаемых результатов.
Тем не менее, Т.В. Синюковой, сделано, на наш взгляд, существенное дополнение в определение понятия правового воспитания. Прежде всего, автором обращено внимание, на характер правовоспитательной деятельности. Она рассматривается как систематическое воздействие на сознание и поведение человека.
Так же, как и в первом определении, целью правового воспитания выступает повышение уровня правового сознания и правовой культуры, однако, автор уточняет основные направления данной деятельности. Среди них: формирование определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание своей непосредственной и главной целью ставит формирование правовых свойств личности. Н.И. Матузов выделяет в качестве приоритетных в данной сфере следующие направления:
Необходимо отметить, что указанные направления в осуществлении правового воспитания требуют скоординированных усилий не только органов государственной власти и специально уполномоченных лиц и структур. Речь идет о значительной роли в правовом воспитании всех институтов гражданского общества, правозащитных организаций, а также отдельных граждан, так или иначе участвующих в процессе правовой социализации личности.
Необходимо
отличать категории «правовое
Таким образом, правовая социализация - понятие более широкое, чем правовое воспитание, в ее арсенале богатый спектр социальных и правовых средств воздействия на личность. Правовое воспитание носит более систематизированный и целенаправленный характер с определением конкретных способов и методов воздействия. Данные процессы не являются взаимоисключающими феноменами. Осуществление правовоспитательной деятельности всегда опирается на тот социальный опыт, который есть у личности, учитывает особенности воздействия ее социального окружения и возможности для реализации приобретенных ею навыков и правовых знаний. Правовое воспитание осуществляется посредством целенаправленных усилий всех ее участников, однако его эффективность будет зависеть не только от самой личности, включенной в данный процесс, но в большей степени - от грамотной правовой стратегии, организации и сочетании различных форм правового воспитания.
А.Б. Венгеров указывает на синергетичность всего того, что, связано с формированием правовой культуры, однако, это не только не исключает возможности правового воспитания, но и делает его одним из условий существования этого самопроизвольно развивающегося процесса.[12, c. 585]
Формирование правового сознания личности - процесс длительный, сопряженный с множеством различных факторов, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. На каждом этапе своего развития личность обретает и совершенствует не только определенные правовые знания, правовой опыт, но и определенные правовые свойства.
Правовое воспитание ставит своей основной задачей развитие правовых свойств личности, а именно тех, которые наиболее тесно связаны с ее ценностно-правовыми качествами. В практическом плане они должны отвечать следующим основным требованиям:
Среди
основных правовых свойств личности,
характеризующих отношение
Под чувством ответственности автор понимает осознанное отношение личности к своим правам и обязанностям, понимание и оценку своих действий.
Солидарность с правом выступает как отношение к правовым нормам, основанное на согласии с ними, при этом степень согласия адресата с нормой может быть различной, в зависимости от мотивов, лежащих в основе такого согласия.
Чувство справедливости определяется как степень интериоризированности личностью справедливости государственного строя и его права, выраженное в ее отношении к правам и законным интересам других лиц, в ответственности собственного поведения, в требовании справедливо поступать, обращенное к иным лицам.
Чувство
законности характеризуется как
состояние социально-правового
Чувство правового долга указывает на характер понимания личностью значения правовых средств, степень готовности использования их в практической деятельности для удовлетворения прежде всего общественных интересов или интересов других лиц.
Уважение к закону (праву) рассматривается как интегральное свойство правовой структуры личности, определяющее наиболее высокий, развитый тип правовой позиции, основанный на принятии правовых норм в качестве собственной личностной ценности, на доверительном, уважительном к ним отношении и обусловливающий выбор поведения исключительно по мотивам принципиального согласия с законом.[41, c. 148]
На основе отмеченных свойств в структуре личности складывается комплекс ценностно-правовых ориентации, позволяющих определять свое поведение в правовой сфере, что является знаковой характеристикой уровня правовой культуры личности. Формирование указанных правовых свойств у несовершеннолетнего является необходимым условием развития его внутренних правовых качеств, здорового правосознания и позитивной ориентации правового поведения.
Структурные элементы правосознания могут быть изменены искусственно при наличии эффективных механизмов формирующего воздействия.
Исследователи по-разному определяют действенность различных форм правового воспитания (правового обучения, правовой пропаганды, самообразования) и их прогнозируемую результативность.
Правовая пропаганда (агитация) проявляется в распространении правовых идей, взглядов, официальных доктрин посредством самых различных способов, которые часто определяются в своей совокупности как «правовой всеобуч». Среди его основных мероприятий можно назвать публичные лекции, беседы, диспуты, выступления. Особой формой правовой пропаганды служит распространение популярных правовых изданий - книг, журналов, брошюр, в которых не доступном читателю уровне дается разъяснение сложных юридических вопросов, практические советы по защите своих прав, отстаиванию законных интересов. В настоящее время с использованием современных технологий значительно повышается практическая направленность данной формы правового воспитания, благодаря чему можно говорить о его «втором рождении».
Самообразование как процесс самостоятельного освоения правовых знаний и навыков, можно рассматривать в двух аспектах:
Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних