Состояние правовых знаний несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Правосознание.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

      Подводя некоторые итоги вышесказанному необходимо отметить, правовое сознание несовершеннолетних - это во многом, только формирующаяся 
система представлений и чувств, выражающих отношение к действующему или желаемому праву данной социальной группы или отдельной личности (подростка). К этому добавляются резкие физиологические и психические изменения при переходе подростка из одной возрастной группы в другую, системные качественные психические преобразования в сфере сознания, деятельности и социальных отношений, что в конечном итоге может способствовать углублению деформации правосознания несовершеннолетних и являться одной из причин совершения ими различных правонарушений. В генезисе поведения, как правомерного, так и противоправного, взаимодействует множество факторов, всесторонний анализ которых может позволить судить об определенности (социальной, психологической или биологической) юридически значимого поведения и адекватности мер, применяемых для повышения правосознания и правовой культуры личности и общества.

      В правосознании несовершеннолетних можно выделить проявление синкретизма и эклектики, что характеризует нерасчлененность, смешение и слияние правовых чувств, эмоций, зачатки правовых знаний; проявляется в отсутствии целостного, развитого состояния и характеризует начальный уровень его формирования. Правосознание несовершеннолетних, являющееся составной частью общественного правового сознания вобрало в себя все искажения, поразившие современное белорусское общество. Для преодоления указанных явлений необходимы учет различных аспектов (эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости несовершеннолетних), а также целенаправленные усилия государственных структур, институтов гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних

       Исследование  правовых знаний несовершеннолетних, особенностей правосознания как несформированного, подверженного различным деформациям, повышает значимость правового воспитания, которое наряду с другими юридическими средствами, призвано оказывать воздействие на поведение субъектов, формировать правовые ориентиры, связанные с их позитивно направленной деятельностью. В.В. Сорокиным справедливо отмечается, что «соответствующий уровень правового сознания не является автоматическим следствием объективной потребности. Он формируется в ходе самостоятельной целенаправленной деятельности по правовому просвещению и воспитанию субъектов права».[29, c. 63]

       Определение задач, целей, преимущественных форм правового  воспитания несовершеннолетних требует характеристики данного понятия с общетеоретических позиций.

       По  мнению Н.И. Матузова, под правовым воспитанием  следует понимать целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.[16, c. 277] Необходимо отметить, что данное определение вбирает в себя основы самой сущности данного явления, его основных задач и ожидаемых результатов.

       Тем не менее, Т.В. Синюковой, сделано, на наш  взгляд, существенное дополнение в определение понятия правового воспитания. Прежде всего, автором обращено внимание, на характер правовоспитательной деятельности. Она рассматривается как систематическое воздействие на сознание и поведение человека.

       Так же, как и в первом определении, целью правового воспитания выступает повышение уровня правового сознания и правовой культуры, однако, автор уточняет основные направления данной деятельности. Среди них: формирование определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

       Правовое  воспитание своей непосредственной и главной целью ставит формирование правовых свойств личности. Н.И. Матузов  выделяет в качестве приоритетных в данной сфере следующие направления:

  • выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения;
  • подготовка социально активной личности, хорошо знающей свои права и возможности, обладающей навыками по их защите всеми законными способами;
  • воспитание высоконравственной личности, которая остро реагирует на факты несправедливости и произвола, уважает закон и порядок, способствует противодействию правонарушениям и беспределу.

       Необходимо  отметить, что указанные направления  в осуществлении правового воспитания требуют скоординированных усилий не только органов государственной власти и специально уполномоченных лиц и структур. Речь идет о значительной роли в правовом воспитании всех институтов гражданского общества, правозащитных организаций, а также отдельных граждан, так или иначе участвующих в процессе правовой социализации личности.

       Необходимо  отличать категории «правовое воспитание»  и «правовая социализация». Правовая социализация представляет собой включенность личности в правовые отношения, приобретение ею определенных правовых знаний и убеждений, умений ориентироваться в правовом пространстве и реализовывать приобретенные правовые навыки. В данном случае можно говорить о единстве желаемых для общества результатов процесса правовой социализации и правового воспитания. Отличия заключаются в следующем:

  1. правовая социализация выключает в себя не только процесс воздействия на личность со стороны специально разработанных правовых методов, средств, программ и концепций по формированию правовых свойств личности. Социализация может быть и стихийным явлением, что также сопровождается развитием у личности правовых навыков, знаний, убеждений, однако, их формирование осуществляется непосредственным социальным окружением личности и может не совпадать с представлениями общества и государства о необходимых личности правовых качеств;
  2. процесс правовой социализации предполагает более активную включенность в него личности, для которой усвоение определенных норм, ценностей, ориентиров и закрепление их в социальном поведении - неотъемлемая составляющая повседневной жизни, то есть является естественным процессом, не связанным строго с определенными формами и методами правового воспитания.

       Таким образом, правовая социализация - понятие более широкое, чем правовое воспитание, в ее арсенале богатый спектр социальных и правовых средств воздействия на личность. Правовое воспитание носит более систематизированный и целенаправленный характер с определением конкретных способов и методов воздействия. Данные процессы не являются взаимоисключающими феноменами. Осуществление правовоспитательной деятельности всегда опирается на тот социальный опыт, который есть у личности, учитывает особенности воздействия ее социального окружения и возможности для реализации приобретенных ею навыков и правовых знаний. Правовое воспитание осуществляется посредством целенаправленных усилий всех ее участников, однако его эффективность будет зависеть не только от самой личности, включенной в данный процесс, но в большей степени - от грамотной правовой стратегии, организации и сочетании различных форм правового воспитания.

       А.Б. Венгеров указывает на синергетичность  всего того, что, связано с формированием правовой культуры, однако, это не только не исключает возможности правового воспитания, но и делает его одним из условий существования этого самопроизвольно развивающегося процесса.[12, c. 585]

       Формирование  правового сознания личности - процесс длительный, сопряженный с множеством различных факторов, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. На каждом этапе своего развития личность обретает и совершенствует не только определенные правовые знания, правовой опыт, но и определенные правовые свойства.

       Правовое  воспитание ставит своей основной задачей  развитие правовых свойств личности, а именно тех, которые наиболее тесно связаны с ее ценностно-правовыми качествами. В практическом плане они должны отвечать следующим основным требованиям:

  • быть устойчивыми образованиями структуры личности;
  • отображать государственно-правовую действительность;
  • определять социальную ценность личности в сфере действия права;
  • составлять внутренние условия дальнейшего развития «юридического» содержания личности.

       Среди основных правовых свойств личности, характеризующих отношение личности к праву, Н.И. Тюрина выделяет: чувство ответственности, солидарности с правом, справедливости, законности, правового долга, уважение к закону (праву).[41, c. 147]

       Под чувством ответственности автор  понимает осознанное отношение личности к своим правам и обязанностям, понимание и оценку своих действий.

       Солидарность  с правом выступает как отношение  к правовым нормам, основанное на согласии с ними, при этом степень согласия адресата с нормой может быть различной, в зависимости от мотивов, лежащих в основе такого согласия.

       Чувство справедливости определяется как степень интериоризированности личностью справедливости государственного строя и его права, выраженное в ее отношении к правам и законным интересам других лиц, в ответственности собственного поведения, в требовании справедливо поступать, обращенное к иным лицам.

       Чувство законности характеризуется как  состояние социально-правового психического склада личности, обеспечивающее в  правовых ситуациях выбор варианта правомерного поведения, готовность следовать  правовым предписаниям в указанном направлении, внутренняя настроенность личности на выбор только законосообразного поведения, даже если оно в каком-то смысле не устраивает адресата, не отвечает его интересам в данный момент.

       Чувство правового долга указывает на характер понимания личностью значения правовых средств, степень готовности использования их в практической деятельности для удовлетворения прежде всего общественных интересов или интересов других лиц.

       Уважение  к закону (праву) рассматривается  как интегральное свойство правовой структуры личности, определяющее наиболее высокий, развитый тип правовой позиции, основанный на принятии правовых норм в качестве собственной личностной ценности, на доверительном, уважительном к ним отношении и обусловливающий выбор поведения исключительно по мотивам принципиального согласия с законом.[41, c. 148]

       На  основе отмеченных свойств в структуре  личности складывается комплекс ценностно-правовых ориентации, позволяющих определять свое поведение в правовой сфере, что является знаковой характеристикой уровня правовой культуры личности. Формирование указанных правовых свойств у несовершеннолетнего является необходимым условием развития его внутренних правовых качеств, здорового правосознания и позитивной ориентации правового поведения.

       Структурные элементы правосознания могут быть изменены искусственно при наличии эффективных механизмов формирующего воздействия.

       Исследователи по-разному определяют действенность  различных форм правового воспитания (правового обучения, правовой пропаганды, самообразования) и их прогнозируемую результативность.

       Правовая  пропаганда (агитация) проявляется в распространении правовых идей, взглядов, официальных доктрин посредством самых различных способов, которые часто определяются в своей совокупности как «правовой всеобуч». Среди его основных мероприятий можно назвать публичные лекции, беседы, диспуты, выступления. Особой формой правовой пропаганды служит распространение популярных правовых изданий - книг, журналов, брошюр, в которых не доступном читателю уровне дается разъяснение сложных юридических вопросов, практические советы по защите своих прав, отстаиванию законных интересов. В настоящее время с использованием современных технологий значительно повышается практическая направленность данной формы правового воспитания, благодаря чему можно говорить о его «втором рождении».

       Самообразование как процесс самостоятельного освоения правовых знаний и навыков, можно рассматривать в двух аспектах:

  • теоретический уровень, который включает процесс самостоятельного изучения законодательства, повышения уровня правовых знаний юристами-практиками и теоретиками;
  • практический уровень предполагает непосредственное включение личности в процесс реализации права, то есть использования и исполнения правовых предписаний, что образует собственный юридический опыт личности.

Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних