ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
1.1.Международное правовое регулирование положения детей ………..……...5
1.2. Российское правовое регулирование положения детей ………………….…10

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.………………16
2.1. Эмансипации ………………………………….…………………………….…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………...……………………………….29

Работа содержит 1 файл

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданского права»

 

На тему: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………….……..3

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

1.1.Международное   правовое регулирование положения  детей ………..……...5

1.2. Российское правовое регулирование положения детей ………………….…10

 

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.………………16

2.1. Эмансипации ………………………………….…………………………….…21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….27

 

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………...……………………………….29

 

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………..…………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый ребенок  должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать  в нужной для него ситуации. Но для  этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России.

Российские дети, по данным официальной статистики последних  лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специнтернаты, диагноз "дебильность" только в 2000 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних(2000г)(приложение по данным Прибайкальского района). Только 15% детей в России относительно здоровы.

Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего  возраста не могут не учитываться  в праве. Несовершеннолетний - уже  не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более “сильных” взрослых.

Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно  остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из различных отрицательных  показателей.

За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении  укрепления правовой защиты детства. Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России («Об образовании», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О рекламе» и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». И этих противоречий немало.

Сложным всегда бывает столкновение закона и практики.

Актуальность  рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения  несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи, с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Цель данной работы состоит:

1. Сформулировать  юридическое определение правового  статуса несовершеннолетнего гражданина;

2. Выработать  предложения по совершенствованию  законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних.

И, таким образом, ответить на вопрос — каково же в настоящее время гражданско-правовое положение несовершеннолетних в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОВРЕМЕННОЕ  МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

 

1.1Международное  правовое регулирование положения детей

 

Конвенция ООН  о Правах ребенка.

Считается, что  в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это происходило на фоне принципиально новых идеологических установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития.

Сразу после  окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

Но все это  лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана, несомненно, имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не, только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:

«Ребенок для  полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

После многолетней  подготовки в 1989 году на свет появилась  Конвенция ООН «О правах ребенка». Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Если оценивать  Конвенцию «О правах ребенка» с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.

Общие положения  Конвенции «О правах ребенка» в свою очередь можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание. Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая  предпочтения какому-либо одному праву  ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов. В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции «О правах ребенка», имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. И, наконец, давая общую характеристику Конвенции «О правах ребенка», следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов: уважают, принимают все необходимые (возможные), меры, обязуются, стремятся содействовать. Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права.

При этом имеются  в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие. Пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование. Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на 2000 год).

Правила Организации  Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Правила Организации  Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Это так называемые “Эр -Риядские руководящие принципы”

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому  и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Несовершеннолетние  должны лишаться своей свободы в  соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.

Информация о работе ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ