Правовой статус несовершеннолетних работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в системно - правовом исследовании особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;
провести историко – правовое и сравнительное исследование правового регулирования труда несовершеннолетних работников

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников ………….. 5
Понятие «несовершеннолетние», категории несовершеннолетних в зависимости от трудовой право -, дееспособности ……………….. 5

1.2 Особенности условий и регулирования труда несовершеннолетних работников ………………………………………………………………… 14
Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ……………….. 21
2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ………………………………………………………. 21
2.2 Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ……………………………….. 23
Заключение ……………………………………………………………...… 32
Список источников и литературы ……………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Роза).doc

— 194.00 Кб (Скачать)
 
 

     Содержание

Введение ……………………………………………………………………          3

Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников …………..          5

    1. Понятие «несовершеннолетние», категории несовершеннолетних в  зависимости от трудовой право -, дееспособности ………………..          5
 

1.2 Особенности  условий и регулирования труда  несовершеннолетних работников  …………………………………………………………………       14

Глава 2. Анализ современного российского  законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ………………..       21

2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ……………………………………………………….       21

2.2 Особенности  правового регулирования рабочего  времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ………………………………..       23

Заключение  ……………………………………………………………...…        32

Список источников и литературы  ………………………………………..        37

Приложения  ………………………………………………………………..       40

 

Введение

 

     Актуальность  исследования. В большинстве семей дети привлекаются к труду уже с раннего возраста, причем вне зависимости от их способности соблюдать условия безопасности труда. Работа может заключаться в помощи по дому, выполнении обязанностей по покупке продуктов или уходе за младшими братьями и сестрами, то есть в помощи родителям в традиционной домашней работе. Характер работы определяется размером конкретной семьи и ее ценностями - обычно она не оплачивается и не мешает воспитанию, образованию и профессиональной подготовке детей.

     В деревне или в семьях, занимающихся каким-либо домашним промыслом, от детей обычно ждут помощи в работе, соответствующей их физическим и умственным возможностям. Почти во всех случаях такая трудовая деятельность носит временный или сезонный характер.

     Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что первыми работодателями для своих детей выступают их родители. При этом принято считать, что дома дети подвергаются эксплуатации в меньшей степени, чем у сторонних работодателей, или не подвергаются ей совсем, что не всегда соответствует действительности, поскольку иногда домашняя работа все же довольно тяжела для ребенка и выполняется в ущерб его школьным занятиям и отдыху.

     Но  в любом случае это пока еще  внутреннее семейное дело (за исключением  вопиющих случаев, требующих вмешательства, например, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

     Что же касается работодателей, то в большинстве  случаев они берут на работу подростков по той причине, что их труд дешевле  и дети менее требовательны, чем  взрослые.

     Вышеизложенные факторы определяют актуальность настоящей работы.

     Объектом курсовой работы является современное российское законодательство, регулирующее предмет исследования.

     Предмет исследования. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников .

     Цель  работы состоит в системно - правовом исследовании особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.

     Исходя  из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
  • провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;
  • провести историко – правовое и сравнительное исследование правового регулирования труда несовершеннолетних работников

     Методологической  основой работы являются диалектический метод научного познания; исследование исторической эволюции системы регулирования труда несовершеннолетних работников в России предопределило использование в работе сравнительно-исторического и структурно-функционального методов; к анализу юридической базы изучаемого предмета применялись системный и формально - логический методы.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

 

      Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников

     1.1 Понятие «несовершеннолетние». Категории несовершеннолетних в зависимости от трудовой право -, дееспособности

 

     В Российской Федерации ограничения  по возрасту установлены статьей 63 Трудового кодекса РФ, согласно части  первой которой заключение трудового  договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Именно с этого возраста трудовая деятельность при соответствующих условиях считается безопасной, а с точки зрения профессиональной адаптации - даже полезной.

     Однако  в отдельных случаях потребность  в осуществлении трудовой деятельности возникает в более раннем возрасте. Так, в семьях с низким бюджетом дети начинают трудиться сразу после получения обязательного в силу части 4 статьи 43 Конституции РФ основного общего образования. Требование об обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Основываясь на этом, законодатель предусмотрел в части второй статьи 63 Трудового кодекса РФ возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 15 лет, при условии получения ими основного общего образования.

     Вместе  с тем некоторые социальные явления  вынуждают государство в исключительных случаях разрешать осуществление  трудовой деятельности 15-летним подросткам вне зависимости от того, получено ими основное общее образование или нет. Различные жизненные обстоятельства вынуждают детей оставлять образовательные учреждения до их окончания - от нежелания продолжать обучение до тяжелого материального положения семьи. Причиной прекращения обучения также является отчисление детей из школ в связи с низкой успеваемостью, уклонением от учебы. «Ограничение возможности трудиться для таких лиц только лишь по мотиву отсутствия у них основного общего образования неизбежно привело бы их к социальной дезадаптации, проявляющейся в ранней алкоголизации и наркотизации, девиантном и криминальном поведении, и пр». По этой причине законодатель в части второй статьи 63 Трудового кодекса РФ разрешил заключать трудовые договоры с лицами, достигшими 15 лет, не получившими основное общее образование вследствие оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

     Согласно  пункту 6 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. Представляется, что действия сотрудников кадровой службы о приеме на работу 15-летнего подростка, не представившего аттестат об основном общем образовании, будут признаны правомерными только в том случае, если решение о заключении трудового договора принималось на основании справки из образовательного учреждения, которая в соответствии с пунктом 53 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, выдается лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование.

     Сопоставляя часть вторую статьи 63 Трудового  кодекса РФ и положения статьи 19 Закона РФ «Об образовании», нельзя не отметить определенную несогласованность  между ними. Если Кодекс в числе  обстоятельств, по которым лицо не получило основное общее образование, называет оставление образовательного учреждения, то в указанной статье Закона РФ предусматривается еще одно самостоятельное обстоятельство - исключение ребенка из образовательного учреждения. Как быть, если желание заключить трудовой договор изъявил подросток, исключенный из образовательного учреждения? Вправе ли работодатель принять его на работу?

     Если  строго руководствоваться частью второй статьи 63 Трудового кодекса РФ, то нет. Однако, исходя из пункта 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании», у работодателя есть такая возможность. В соответствии с указанным пунктом ребенок может быть отчислен из образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Решение об исключении принимается органом управления образовательного учреждения, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание его в учреждении образования оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения.

     Для устранения несоответствия между нормами  трудового законодательства и законодательства об образовании был подготовлен  проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 124018-4). Как следовало из пояснительной записки к нему, его подготовка обусловлена необходимостью усиления защиты права несовершеннолетних на получение обязательного основного общего образования, совершенствования профилактической работы по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

     Указанный Проект был принят Государственной  Думой РФ 17.02.2006 и подписан Президентом  РФ 16.03.2006. С 01.04.2006 - даты вступления в  силу Федерального закона от 16.03.2006 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» - прежде всего был изменен пункт 6 статьи 19 Закона РФ «Об образовании», определяющий порядок оставления обучающимся образовательного учреждения: в частности, теперь к решению вопроса о даче согласия на прекращение обучения подключаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанный пункт также дополнен нормой, обязывающей комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителей (законных представителей) и местный орган управления образованием в месячный срок принимать меры, обеспечивающие трудоустройство оставившего образовательное учреждения несовершеннолетнего и (или) продолжение им освоения образовательной программы в иной форме обучения.

     Для обеспечения контроля за исключением  обучающихся из образовательных учреждений за совершение противоправных действий, дезорганизующих работу образовательного учреждения, за умышленные грубые нарушения устава образовательного учреждения соответствующими положениями дополнен и пункт 7 статьи 19: в частности, в него включена норма, устанавливающая обязанность органа управления образовательного учреждения учитывать мнение родителей (законных представителей) обучающегося и получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на его исключение из образовательного учреждения.

     В целях обеспечения возможности  трудоустройства исключенных по указанным основаниям из образовательных  учреждений также увеличен возраст  обучающегося, с достижением которого такое исключение возможно, до 15 лет. Таким образом, нормы части второй статьи 63 Трудового кодекса РФ и пункта 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» стали более согласованными между собой.

     Вместе  с тем, как представляется, соответствующие  дополнения должны быть внесены и  в часть вторую статьи 63 Трудового кодекса РФ - в ней помимо такого обстоятельства прекращения обучения, как оставление образовательного учреждения, отдельно должно быть названо и исключение из образовательного учреждения в соответствии с федеральным законом.

     Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» также предусматривает возложение обязанностей по принятию мер по трудоустройству исключенного или обеспечению продолжения им обучения в другом образовательном учреждении на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) и органами местного самоуправления. До 1 апреля 2006 года эти обязанности возлагались на органы местного самоуправления, а в действительности ими занимались специальные структурные подразделения, ведающие вопросами опеки и попечительства. Справедливости ради нужно сказать, что именно благодаря своему авторитету и под свою ответственность им удавалось трудоустраивать исключенных подростков, не достигших 15 лет.

     Роль  органа опеки и попечительства является особо значимой в тех случаях, когда 14-летний учащийся изъявляет  желание трудиться в свободное  от учебы время. Как следует из части третьей статьи 63 Трудового  кодекса РФ, «с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».

Информация о работе Правовой статус несовершеннолетних работников