Состояние правовых знаний несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Правосознание.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

       Правовое сознание несовершеннолетних - это во многом, только формирующаяся система представлений и чувств, выражающих отношение к действующему или желаемому праву данной социальной группы или отдельной личности (подростка). К этому добавляются резкие физиологические и психические изменения при переходе подростка из одной возрастной группы в другую, системные качественные психические преобразования в сфере сознания, деятельности и социальных отношений, что в конечном итоге может способствовать углублению деформации правосознания несовершеннолетних и являться одной из причин совершения ими различных правонарушений. В генезисе поведения, как правомерного, так и противоправного, взаимодействует множество факторов, всесторонний анализ которых может позволить судить об определенности (социальной, психологической или биологической) юридически значимого поведения и адекватности мер, применяемых для повышения правосознания и правовой культуры личности и общества.

       В правосознании несовершеннолетних можно выделить проявление синкретизма и эклектики, что характеризует нерасчлененность, смешение и слияние правовых чувств, эмоций, зачатки правовых знаний; проявляется в отсутствии целостного, развитого состояния и характеризует начальный уровень его формирования. Правосознание несовершеннолетних, являющееся составной частью общественного правового сознания вобрало в себя все искажения, поразившие современное белорусское общество. Для преодоления указанных явлений необходимы учет различных аспектов (эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости несовершеннолетних), а также целенаправленные усилия государственных структур, институтов гражданского общества.

       В настоящее время осуществление  правовоспитательной деятельности должно осуществляться системно, комплексно, с учетом достижений теоретической науки (как юридической, так и педагогической) и накопленного, в предшествующий период, практического опыта по формированию правового сознания и правовой культуры личности и общества в целом. Организация правового воспитания несовершеннолетних требует ответственного к ней отношения со стороны всего общества и государства. Она не должна носить формальный, декларативный характер, напротив, ее формы и методы должны учитывать интересы подрастающего поколения, быть для них интересными и ориентированы на широкий круг интересов молодежи. Грамотное использование современных информационных технологий в правовоспитательной деятельности значительно повысят привлекательность для молодежной аудитории и усилят эффективность всех форм правового воспитания: и правовой пропаганды, и правового обучения, и самообучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

       Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2006
  2. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) // Сб. междунар. стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетни. - М., 1998
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.              № 218-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10 авг. 2010. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. – 640 с.
  4. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь 2003 г. № 63, 2/946: с изм. и доп.: текст по состоянию на 27 янв. 2011. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 496 с.
  5. Трудовой Кодекс Республики Беларусь 1999 г. № 80, 2/70: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20 мая 2010. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. – 240 с.
  6. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. № 76, 2/50: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 марта 2011. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 304 с.
  7. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2571 – XII. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011
 

       Монографии, сборники, учебники, учебные пособия, словари

  1. Агешин, Ю.А. Правовые знания и культура человека / Ю.А. Агешин. - М.: «Юридическая литература», 1973. - 64 с.
  2. Баиниязов, Р.С. Теоретические вопросы правосознания: монография / Р. С. Баиниязов. - Саратов: СЮИ МВД России, 2001. - 112 с.
  3. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Бакаев. - М.: Логос, 2004. - 218 с.
  4. Бегинин, В.И. Общественное правосознание и государственность: монография / В.И. Бегинин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. - 130 с.
  5. Венгеров, Л.Б. Теория государства и права: учебник / Л.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 1998. - 624 с.
  6. Ивлев, А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи: монография / А.К. Ивлев. - М.: «Знамя», 1982. - 49 с.
  7. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций / В.Н. Карташов. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004. Ч. 10. - 76 с.
  8. Коркунов, И.М. Лекции по общей теории права. - 2-е изд. / Предисл. И.Ю. Козлихина. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. - 430 с.
  9. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003. - 512 с.
  10. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.
  11. Фарбер, И.Е. Правосознание как форма общественного сознания: монография / И.Е. Фарбер. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1963. - 206 с.
  12. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике: монография / А.Ф. Черданцев. - Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. - 219 с.
  13. Щегорцев, В.А. Социология правосознания: монография / В.А. Щегорцев. – М.: Мысль, 1981.- 174 с.
 

       Статьи

  1. Бабенко, А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей / А.Н. Бабенко // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 104-106.
  2. Байниязов, Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы / Р. С. Байянизов // Правоведение. - 2001. - № 5. - С. 12-23.
  3. Белканов, Е.А. Базовые стереотипы правосознания / Е.А. Белканов // Российский юридический журнал. - 1998. - № 2. - С. 51-58.
  4. Певцова, Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе / Е.А. Певцова // Основы государства и права. - 2005. - № 1. - С. 49-61.
  5. Певцова, Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России / Е.А. Певцова //Журнал российского права. - 2003. - № 10. - С. 122-133.
  6. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы, перспективы / Е.А. Певцова // Государство и право. - 2005. - № 4. - С. 28-36.
  7. Пчелжцева, Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних / Л.М. Пчелжцева // Журнал российского права. - 2003. - № 2. - С. 43-50.
  8. Сорокин, А.Г. Проблема правосознания в современном российском обществе и пути его возрождения / А.Г. Сорокин // Право и образование. - 2002. - № 2. - С. 181-191.
  9. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития / В.В. Сорокин //Журнал российского права. - 2002. - № 10. - С. 59-71.
  10. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания / И.А. Шаповалов // Государство и право. - 2005. - № 4. - С. 84-90.

       Авторефераты и диссертации

  1. Белканов, Е.А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.А. Белканов - Екатеринбург, 1996. - 23 с.
  2. Боер, В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / В.М. Боер - СПб., 1993. - 22 с.
  3. Джамалова, Э.К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Э.К. Джамалова - Махачкала, 2005. - 26 с.
  4. Ишкильдина, Г.Р. Правосознание молодежи: проблемы становления и эволюции в современных условиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Г.Р. Ишкильдина - Казань, 2002. - 21 с.
  5. Касаткин, С.Н. Правосознание как категория правоведения (теоретико-методологический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.Н. Касаткин - Казань, 2003. - 25 с.
  6. Корниенко, Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Л.М. Корниенко - М., 1974. - 20 с.
  7. Мадалиева З.Д. Проблемы формирования и повышения правосознания молодежи: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01 / З.Д. Мадалиева - Ташкент, 1991. - 19 с.
  8. Максимова, И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / И.М. Максимова - Н. Новгород, 2005. - 22 с.
  9. Назарян, Т.В. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Т.В. Назарян. - Волгоград, 2005. - 28 с.
  10. Покровский, И.Ф. Формирование правосознания личности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / И.Ф. Покровский - Л., 1971. - 43 с.
  11. Смолова, Т. А. Правосознание несовершеннолетних: Теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2006. – 214 с.
  12. Юшин, С.В. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних: автореф.дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.В. Юшин - М., 1983. - 23 с.

Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних