Правовое
сознание несовершеннолетних - это во
многом, только формирующаяся система
представлений и чувств, выражающих отношение
к действующему или желаемому праву данной
социальной группы или отдельной личности
(подростка). К этому добавляются резкие
физиологические и психические изменения
при переходе подростка из одной возрастной
группы в другую, системные качественные
психические преобразования в сфере сознания,
деятельности и социальных отношений,
что в конечном итоге может способствовать
углублению деформации правосознания
несовершеннолетних и являться одной
из причин совершения ими различных правонарушений.
В генезисе поведения, как правомерного,
так и противоправного, взаимодействует
множество факторов, всесторонний анализ
которых может позволить судить об определенности
(социальной, психологической или биологической)
юридически значимого поведения и адекватности
мер, применяемых для повышения правосознания
и правовой культуры личности и общества.
В
правосознании несовершеннолетних
можно выделить проявление синкретизма
и эклектики, что характеризует нерасчлененность,
смешение и слияние правовых чувств, эмоций,
зачатки правовых знаний; проявляется
в отсутствии целостного, развитого состояния
и характеризует начальный уровень его
формирования. Правосознание несовершеннолетних,
являющееся составной частью общественного
правового сознания вобрало в себя все
искажения, поразившие современное белорусское
общество. Для преодоления указанных явлений
необходимы учет различных аспектов (эмоциональной,
духовной и интеллектуальной незрелости
несовершеннолетних), а также целенаправленные
усилия государственных структур, институтов
гражданского общества.
В
настоящее время осуществление
правовоспитательной деятельности
должно осуществляться системно, комплексно,
с учетом достижений теоретической науки
(как юридической, так и педагогической)
и накопленного, в предшествующий период,
практического опыта по формированию
правового сознания и правовой культуры
личности и общества в целом. Организация
правового воспитания несовершеннолетних
требует ответственного к ней отношения
со стороны всего общества и государства.
Она не должна носить формальный, декларативный
характер, напротив, ее формы и методы
должны учитывать интересы подрастающего
поколения, быть для них интересными и
ориентированы на широкий круг интересов
молодежи. Грамотное использование современных
информационных технологий в правовоспитательной
деятельности значительно повысят привлекательность
для молодежной аудитории и усилят эффективность
всех форм правового воспитания: и правовой
пропаганды, и правового обучения, и самообучения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые
акты
- Конституция
Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с
изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24 ноября
1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2006
- Декларация
прав ребенка (провозглашена Резолюцией
1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20
ноября 1959 г.) // Сб. междунар. стандартов
и норм ООН в области правосудия в отношении
несовершеннолетни. - М., 1998
- Гражданский
кодекс Республики Беларусь от 7 декабря
1998 г.
№ 218-З: с изм. и доп.: текст по состоянию
на 10 авг. 2010. – Минск: Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь, 2010. – 640 с.
- Кодекс об
административных правонарушениях Республики
Беларусь 2003 г. № 63, 2/946: с изм. и доп.: текст
по состоянию на 27 янв. 2011. – Минск: Нац.
центр правовой информ. Респ. Беларусь,
2011. – 496 с.
- Трудовой
Кодекс Республики Беларусь 1999 г. № 80,
2/70: с изм. и доп.: текст по состоянию на
20 мая 2010. – Минск: Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь, 2010. – 240 с.
- Уголовный
кодекс Республики Беларусь 1999 г. № 76,
2/50: с изм. и доп.: текст по состоянию на
1 марта 2011. – Минск: Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь, 2011. – 304 с.
- Закон Республики
Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября
1993 г. № 2571 – XII. - Минск: Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь, 2011
Монографии,
сборники, учебники,
учебные пособия,
словари
- Агешин, Ю.А.
Правовые знания и культура человека /
Ю.А. Агешин. - М.: «Юридическая литература»,
1973. - 64 с.
- Баиниязов,
Р.С. Теоретические вопросы правосознания:
монография / Р. С. Баиниязов. - Саратов:
СЮИ МВД России, 2001. - 112 с.
- Бакаев, А.А.
Система профилактики правонарушений
несовершеннолетних: учебное пособие
/ А.А. Бакаев. - М.: Логос, 2004. - 218 с.
- Бегинин,
В.И. Общественное правосознание и государственность:
монография / В.И. Бегинин. - Саратов: Изд-во
Сарат. ун-та, 1993. - 130 с.
- Венгеров,
Л.Б. Теория государства и права: учебник
/ Л.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 1998. - 624
с.
- Ивлев, А.К.
Правосознание и правовое воспитание
молодежи: монография / А.К. Ивлев. - М.: «Знамя»,
1982. - 49 с.
- Карташов
В.Н. Введение в общую теорию правовой
системы общества. Правосознание и правовая
культура в правовой системе общества:
Текст лекций / В.Н. Карташов. - Ярославль:
Яросл. гос. ун-т, 2004. Ч. 10. - 76 с.
- Коркунов,
И.М. Лекции по общей теории права. - 2-е
изд. / Предисл. И.Ю. Козлихина. - СПб.: Изд-во
«Юридический центр Пресс», 2004. - 430 с.
- Матузов,
Н.И. Актуальные проблемы теории права
/ Н.И. Матузов. – Саратов: Изд-во Сарат.
гос. академии права, 2003. - 512 с.
- Матузов,
Н.И. Теория государства и права: Учебник
/ Н.И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.
- Фарбер, И.Е.
Правосознание как форма общественного
сознания: монография / И.Е. Фарбер. - М.:
Изд-во «Юридическая литература», 1963. -
206 с.
- Черданцев
А.Ф. Логико-языковые феномены в праве,
юридической науке и практике: монография
/ А.Ф. Черданцев. - Екатеринбург: УИФ Наука,
1993. - 219 с.
- Щегорцев,
В.А. Социология правосознания: монография
/ В.А. Щегорцев. – М.: Мысль, 1981.- 174 с.
Статьи
- Бабенко,
А.Н. Правовая социализация как процесс
освоения правовых ценностей / А.Н. Бабенко
// Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 104-106.
- Байниязов,
Р.С. Философия правосознания: постановка
проблемы / Р. С. Байянизов // Правоведение.
- 2001. - № 5. - С. 12-23.
- Белканов,
Е.А. Базовые стереотипы правосознания
/ Е.А. Белканов // Российский юридический
журнал. - 1998. - № 2. - С. 51-58.
- Певцова,
Е.А. О некоторых аспектах формирования
правового сознания и правового воспитания
школьной молодежи в трансформирующемся
обществе / Е.А. Певцова // Основы государства
и права. - 2005. - № 1. - С. 49-61.
- Певцова,
Е.А. Правовое воспитание и формирование
правосознания в России / Е.А. Певцова //Журнал
российского права. - 2003. - № 10. - С. 122-133.
- Певцова
Е.А. Формирование правового сознания
школьной молодежи: состояние, проблемы,
перспективы / Е.А. Певцова // Государство
и право. - 2005. - № 4. - С. 28-36.
- Пчелжцева,
Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения
несовершеннолетних / Л.М. Пчелжцева //
Журнал российского права. - 2003. - № 2. - С.
43-50.
- Сорокин,
А.Г. Проблема правосознания в современном
российском обществе и пути его возрождения
/ А.Г. Сорокин // Право и образование. - 2002.
- № 2. - С. 181-191.
- Сорокин
В.В. Правосознание в переходный период
общественного развития / В.В. Сорокин
//Журнал российского права. - 2002. - № 10.
- С. 59-71.
- Шаповалов
И.А. Некоторые теоретические аспекты
формирования российского правосознания
/ И.А. Шаповалов // Государство и право.
- 2005. - № 4. - С. 84-90.
Авторефераты
и диссертации
- Белканов,
Е.А. Структура и функции правосознания:
автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /
Е.А. Белканов - Екатеринбург, 1996. - 23 с.
- Боер, В.М.
Правовая информированность и формирование
правовой культуры личности (вопросы теории):
автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /
В.М. Боер - СПб., 1993. - 22 с.
- Джамалова,
Э.К. Историко-правовой анализ основ формирования
правосознания молодежи: автореф. дис.
... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Э.К. Джамалова
- Махачкала, 2005. - 26 с.
- Ишкильдина,
Г.Р. Правосознание молодежи: проблемы
становления и эволюции в современных
условиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук:
12.00.01 / Г.Р. Ишкильдина - Казань, 2002. - 21 с.
- Касаткин,
С.Н. Правосознание как категория правоведения
(теоретико-методологический аспект):
автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /
С.Н. Касаткин - Казань, 2003. - 25 с.
- Корниенко,
Л.М. Проблемы формирования правосознания
школьников: автореф. дис.... канд. юрид.
наук: 12.00.01 / Л.М. Корниенко - М., 1974. - 20 с.
- Мадалиева
З.Д. Проблемы формирования и повышения
правосознания молодежи: автореф. дис....
канд. юрид. наук: 12.00.01 / З.Д. Мадалиева -
Ташкент, 1991. - 19 с.
- Максимова,
И.М. Правосознание как источник правового
поведения личности: автореф. дис. ... канд.
юрид. наук: 12.00.01 / И.М. Максимова - Н. Новгород,
2005. - 22 с.
- Назарян,
Т.В. Роль правового воспитания в предупреждении
правонарушений (вопросы теории и практики):
автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /
Т.В. Назарян. - Волгоград, 2005. - 28 с.
- Покровский,
И.Ф. Формирование правосознания личности:
автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / И.Ф.
Покровский - Л., 1971. - 43 с.
- Смолова,
Т. А. Правосознание несовершеннолетних:
Теоретико-правовой аспект: дис. ... канд.
юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2006. – 214 с.
- Юшин, С.В.
Проблемы правового воспитания несовершеннолетних:
автореф.дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /
С.В. Юшин - М., 1983. - 23 с.