Состояние правовых знаний несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Правосознание.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

       В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции – это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного или отрицательного или смешанного проявления в виде печали радости восторга и т.д. Правовые навыки – затверженные стереотипы правового поведения.

       Особенностью  правовой психологии является то, что  она возникает всегда как массовое правосознание, являясь продуктом  непосредственной деятельности социальных общностей.[31, c. 13] Это имеет место в различных видах правовой деятельности людей: в правовом творчестве, в применении и исполнении права.

       Второй  уровень – правовая  идеология. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей отражающих действительность с определенной позиции.

       Основными признаками правовой идеологии являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов  и целей данного общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков.[31, c. 14]

       Правовая  идеология так же имеет свои элементы: понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии.  

       Уместно показать отличие и взаимосвязь  правовой психологии и идеологии. Отличие  правовой психологии от идеологии. Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

       Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.[23, c. 53]

       Таким образом, структура правового сознания – правовая психология и правовая идеология, - предложенная еще в середине прошлого века, представляется и в современных условиях достаточно стройной, и не требующей изменений ее внешней формы. Однако это не означает отсутствия какого бы то ни было внутреннего развития в содержании составных элементов правосознания. В данном направлении теория правосознания значительно расширила категориальный аппарат прежде всего в силу внутреннего развития, поиска новых средств отображения государственно-правовой действительности, а также вследствие расширения методологических принципов. 
 

       2.2 Функции правосознания

       Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового  сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить  большое число функций правового  сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

       По  средствам познавательной функции  правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого. Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Здесь же начинает свою работу регулятивная функция.

       Регулятивная  функция проявляется в разных аспектах.  Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того  имеет ли он представление о праве и его  институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

       Особо важное значение регулятивной функции  проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только «отдельная часть» механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

       В научной литературе социалистического  периода можно встретить целый  ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, право образующая функция, прогностическая. Опишем некоторые из них.

       Значение  идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового  сознания – государство и право – это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

       Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений — экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

       Функция правообразующая составляет часть  регулятивной функции, связанной с  созданием норм права. Эта функция  проявляется на всех этапах право  и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

       Следует признать недостаточную проработку вопроса о функциях правосознания в научной литературе, что проявляется, в частности, в отсутствии единых подходов не только к определению понятия, но и классификации функций. Наиболее распространенными являются такие функции, как гносеологическая, регулятивная, оценочная, моделирования, прогнозирующая, идеологическая, коммуникативная, компенсационная, интегрирующая; воспитательная, правообразующая, регулятивная, функция развития юридической науки формирования общественного сознания; когнитивная, идеологическая, нормативно-прогностическая, регулятивная, функция правового моделирования; гносеологическая, прогностическая, регулятивная, функция правового моделирования. Однако в целом, многие из предложенных функций во всем видовом многообразии, совершенно не меняя своего смыслового выражения, могут быть объединены в познавательную, оценочную и регулятивную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних

       3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы

 

      Правосознание является отражением правовой зрелости субъекта права. Ибо, отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция своего поведения, являющиеся важнейшей стороной правосознания, всегда зависят от внутреннего духовного опыта. Поэтому «не всякий человек, находящийся на любом уровне умственного и духовного развития, может правильно судить о понятии и сущности права».[26, c. 6] В этом отношении особый интерес представляет исследование правового сознания несовершеннолетних. Данная категория относится к особому субъекту группового правосознания, характеризующаяся внутренней неоднородностью состава и сложным возрастным критерием, определяющим принадлежность к группе.

      Исследование  данной проблемы, несомненно, требует  терминологической четкости и определенности. Категория «несовершеннолетний» охватывает возрастной период (между детством и зрелостью), который связан с целым рядом понятий, такими как «ребенок», «подросток», «молодежь».

      Практически все эти понятия используются в законодательстве и правоприменительной практике. При их определении, как правило, учитываются этапы развития человека, каждый из которых является продолжением и развитием предыдущего. В терминологии и практике различных стран применяются следующие основные определения «возрастных сегментов»:

  1. дети (множественное число термина «ребенок»): лица, не достигшие возраста 18 лет;
  2. подростки: лица, в возрасте 10-19 лет (что включает младший, средний и старший подростковый возраст);
  3. молодежь - лица, в возрасте 15-24 лет;
  4. молодые люди: все лица, в возрасте 10-24 лет;
  5. несовершеннолетний - ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к юридической ответственности в той форме, которая отличается от ответственности, применимой к взрослому.[26, c. 6]

      Достижение  социальной зрелости, с позиций психологии, предполагает завершение физического, в частности, полового созревания. Современные дети (особенно девочки) часто уже в 13 лет созревают физически, а 15-тилетний мальчик, если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ребенком. Иногда для описания тех, кто достиг половой зрелости, не войдя в подростковый возраст (то есть раньше 13 лет), используют термин предподросток. В традиции отечественной психиатрии подростковым называется возраст от 14 до 18 лет, тогда как в психологии возраст от 16 до 18 лет считается уже юношеским.[26, c. 7]

Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних