Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 21:59, дипломная работа
Исследование статуса несовершеннолетних, являющихся особыми субъектами права в связи со своими возрастными особенностями и нуждающимися в особой защите со сторо-ны государства и общества, позволяет не только определить новые подходы к исследова-нию гражданско-правового статуса несовершеннолетних, но и систематизировать накоп-ленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Введение 3
Глава 1. Правовой статус человека и гражданина 6
1.1. Понятие и структура правового статуса 6
1.2. Права человека и права гражданина 13
1.3. Основания ограничения прав и свобод 28
Глава 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетних (анализ судебной практики районных
судов общей юрисдикции Новосибирской области) 35
2.1. Правоспособность и дееспособность. Ограничение
дееспособности несовершеннолетних 35
2.2. Сущность и содержание гражданских прав.
Ответственность за причиненный несовершеннолетними вред 48
2.3. Защита гражданских прав и свобод несовершеннолетних 59
Заключение 79
Список литературы (используемых источников) 81
Негосударственное образовательное учреждение
Новосибирский
институт экономики
и менеджмента
Факультет юридический ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Кафедра уголовного права Заведующий кафедрой
и процесса к.ю.н., проф.______С.А.Поляков
выпускная
квалификационная (дипломная)
работа
Гражданско-правовой
статус
несовершеннолетних
специальность
030501 «Юриспруденция»
Руководитель: Автор:
_____________________ ____
_____________________ ____
_____________________ ____
Новосибирск
2008 г.
Содержание
Введение
Актуальность и практическая значимость исследования объясняется следующими причинами.
Начало экономических, политических и правовых реформ конца XX в. построение новой государственности, пересмотр функций и ориентиров государства, утверждение новых принципов права стало первым значительным этапом обновления имевшихся научных взглядов на вопросы защиты гражданских прав в России. Конституция России 1993 г. наметила ориентиры государственного и общественного развития. В ней была впервые в отечественном праве установлена возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантирована судебная защита прав и свобод каждому человеку, закреплена возможность использования международно-правового механизма защиты прав и свобод. Российским обществом была признана обязанность государства относиться с повышенным вниманием к социально незащищенным гражданам, среди которых значительную часть составляют именно несовершеннолетние, т.е. не достигшие восемнадцати лет дети и подростки.
Конвенция ООН по правам ребенка, Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей и другие международно-правовые акты, ратифицированные Россией, налагают на нее серьезные обязательства по совершенствованию государственных институтов, обеспечивающих реализацию и защиту прав несовершеннолетних граждан. Ориентирами в этом направлении служат Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организаций Объединенных Наций 19 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. Они провозглашают права каждого человека на жизнь, свободу, свободу передвижения и выбор места жительства, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни, корреспонденции, чести, репутации, тайны жилища и др. В Конвенции ООН «О правах ребенка» ребёнок рассматривается как личность, самостоятельный субъект права в обществе. Свободы и законные интересы и права личности, определяющие ее статус, существующие во взаимосвязи с обществом, распространяются на ребёнка так же, как и на взрослого человека. В Конвенции дается и определение понятию «ребенок»: ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Аналогичное определение закреплено в п.1 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ).
Права человека начинаются с прав ребенка. Российским гражданским законодательством предусматривается возможность признания ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, в случае признания подростка эмансипированным), однако это не означает, что он не будет в дальнейшем рассматриваться в качестве ребенка до достижения восемнадцатилетия. Права несовершеннолетних закреплены в ряде нормативных актах, принятых Российской Федерацией за последние годы. Гражданский кодекс (ГК РФ) поставил их в один ряд с другими членами семьи в отношениях собственности. СК РФ провозгласил принцип приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи. Нормы о необходимости надлежащего воспитания, содержания и обучения детей в семье закреплены в Административном и Уголовном кодексах. Законодательство в этой сфере активно развивается: 1 сентября 2008 года вступил в силу закон «Об опеке и попечительстве», где уточняются права и обязанности как опекунов и попечителей, так и органов по опеке и попечительству. Но несмотря на принимаемые в обществе меры по охране прав и интересов детей, их нельзя считать полностью защищенными. Исследование возможности способов и методов защиты прав несовершеннолетних требует дальнейшего исследования гражданско-правового статуса несовершеннолетних.
Таким образом, цель исследования состоит в изучении особенностей гражданско-правового статуса несовершеннолетних в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- выявить понятие, структуру правового статуса, основания для ограничения прав и свобод человека и гражданина;
- обобщить практику судом Новосибирской области для уточнения содержания дееспособности несовершеннолетних, изучения мер ответственность за причиненный несовершеннолетними вред, меры по реализации судебной защиты гражданских прав и свобод.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере гражданско-правового регулирования прав и свобод несовершеннолетних граждан в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили монографии и статьи Ю. Беспалова, А.Казариной, И.М. Кузнецовой, В.Г. Нестолия, А.И. Пергамент, В.И. Шкатулла и др. В учебниках С.С. Алексеева и Е.А. Лукашевой подробно раскрывается понятие гражданско-правового статуса, сущность составляющих элементов структуры гражданско-правового статуса несовершеннолетних. Аспекты генезиса гражданского законодательства в отношении несовершеннолетних выявляется в работах классиков российской цивилистики И.М. Тютрюмова, А.И. Загоровского, К.П. Змирлова, К.П. Победоносцева, Г.Ф. Шершеневича и др. На современных способах защиты гражданских прав несовершеннолетних заостряют внимание Ю. Беспалов, А.А. Добровольский, О. Величкова, М.К. Воробьев, Л.М. Пчелинцева и др.
Нормативной базой исследования является действующее российское законодательство, включающее Конституцию РФ, кодексы, федеральные законы, законы, указы президента, постановления правительства, приказы министерств, подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, акты Министерства образования Российской Федерации и др.
Глава 1. Правовой
статус человека и гражданина
1.1.
Понятие и структура
правового статуса
Обращаясь к определению правового статуса личности, исследователи вкладывают в содержание правового статуса несколько различные понятия, определяясь, однако, в одном: правовой статус фиксирует, по сути дела, фактический социальный статус лица, его реальное положение в обществе, закрепляя это положение введением в определенные рамки закона.
В современных правовых системах личность человека и гражданина - центральное понятие права, поскольку именно к ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, на ней замыкаются практически все юридические явления и категории, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы. Через понятие правового статуса отражаются основные стороны юридического бытия индивида: его права и обязанности, взаимоотношение с государством, социальная, в том числе трудовая деятельность и т.д. Он аккумулирует в себе так или иначе все правовые явления и выступает одним из ключевых элементов правовой системы. При этом роль синтезирующего начала в нем играет сама личность.
В.К. Бабаев и другие исследователи утверждают, что сама ценность правовой системы в значительной мере определяется тем, какая роль в ней отводится личности, как охраняются и обеспечиваются ее интересы, жизнь, честь, достоинство, безопасность, какими правами она наделена, и каковы гарантии этих прав. Иными словами, насколько данная правовая система способна и на деле позволяет личности раскрыть свои возможности, реализовать свой социальный и нравственный потенциал1.
В свою очередь, в правовом государстве жизнь и деятельность личности немыслимы вне юридических норм, за исключением лишь некоторых сторон бытия. Сложные связи между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом и с государственными органами фиксируются государством в юридической форме - в форме правового статус человека и гражданина. Это, как утверждает Е.А. Лукашева одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности2.
Таким образом, правовой статус человека и гражданина - это система прав и обязанностей, которые законодательно закреплены государством в Конституции как основном законе и иных законах, юридических актах.
Правовой статус создается в результате всего набора юридического инструментария, находящегося в распоряжении государства и официальной власти. Это не статичное понятие, но часть динамичной, постоянно усложняющейся системы права. Поэтому не только сам правовой статус, но и представления о нем находятся в постоянном развитии.
Бесспорно, что основу правового положения личности составляют ее права, обязанности и законные интересы в их единстве. Права и обязанности - основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей – сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем»3. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
Однако не только права и обязанности, но некоторые иные элементы также включаются различными исследователями в понятие правового статуса, и в юридической литературе вопрос о содержании правового статуса решается неоднозначно. В.К. Бабаев обозначает три подхода к этому вопросу: урезанный, широкий и самодостаточный4.
Так, в ряде случаев понятие правового статуса субъекта сводят лишь к понятию его правосубъектности. А.Б. Венгеров пишет: «В литературе можно встретить понятие «правовой статус», которое в общем синонимично «правосубъектности». Различие в том, что правовой статус гражданина определяет набор прав, которыми гражданин обладает для вступления в гипотетическое, возможное правоотношение, а правосубъектность - это уже характеристика правомочий конкретного субъекта в конкретном правоотношении»5.
О.В.
Смирнов также отождествил
Российское законодательство предусматривает, что каждый гражданин обладает правосубъектностью. Гражданская правосубъектность – это право общего типа, установленное и гарантированное государством и предоставляющее лицу возможность быть участником гражданских правоотношений. Составляющими гражданской правосубъектности являются гражданская правоспособность и гражданская дееспособность7.
Однако следует различать понятия правового статуса и правосубъектности. Правосубъектность выражает способность иметь права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, но не определяет круг прав и обязанностей, что важно для определения правового статуса. Поэтому вряд ли правомерно отождествлять правосубъектность с правовым положением субъекта, это положение определяется, в первую очередь, правами и обязанностями личности. Как справедливо писала В.Н. Толкунова, «нельзя сводить правовой статус к правоспособности или правосубъектности, ибо это обедняет и принижает юридический статус гражданина и не раскрывает через него действительного правового положения личности в обществе»8.
Одной из распространенных урезанных точек зрения является понимание правового статуса как совокупности основных прав и обязанностей личности и ее правосубъектности (право- и дееспособности). Подобная точка зрения имела широкое распространение в советской юридической литературе9. Однако многие исследователи считают, что только права и обязанности и правосубъекность не могут в полной мере выразить правовой статус личности и предлагают включать в его содержание также иные элементы. Так, B.C. Нерсесянц полагает, что правовой статус в самом общем виде может быть охарактеризован как система законодательно закрепляемых прав и обязанностей, при этом он также включает в правовой статус свободы гражданина10.
Информация о работе Гражданско-правовой статус несовершеннолетних