Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Цель работы предопределила постановку основных задач:
- уточнить понятие правосознания, его видов как основополагающей категории теории государства и права;
- рассмотреть особенности структуры правосознания, основополагающих функций данной категории;
- исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних, а также определить направления для совершенствования процесса формирования правосознания молодежи.
Введение 5
1 Понятие и виды правосознания 7
1.1 Понятие правосознания 7
1.2 Виды правосознания 10
2 Структура и функции правосознания 13
2.1 Структура правосознания 13
2.2 Функции правосознания 16
3 Состояние правовых знаний несовершеннолетних 19
3.1 Особенности правосознания несовершеннолетних на примере учащихся 10-х и 11-х классов средней школы 19
3.2 Пути повышения правосознания несовершеннолетних 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
В
научной литературе неоднократно обсуждался
вопрос о необходимости
Термин «несовершеннолетний» чаще всего используется в юриспруденции и обычно характеризует лицо, которое с точки зрения закона не является взрослым, а потому может рассчитывать на особую защиту со стороны государства и общества.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» определяет, что ребенком является лицо до достижения им возраста 18-ти лет (совершеннолетия)1. Несовершеннолетними признаются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 25 ГК РБ). Лица в возрасте до 14 лет являются малолетними (п. 1 ст. 27 ГК РБ).
Внимание
к терминологической
Применительно к проблематике вопросов данного исследования, было определено, что в качестве объекта изучения выступает правовое сознание несовершеннолетних в возрастной группе от 16 до 18 лет.
В работах, посвященных изучению правового сознания, актуализируется вопрос о подходах к его исследованию. Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности.[41, c. 89] Методологически ценным в данном случае является предложение, сформулированное В.И. Каминской и А.Р. Ратиновым, о необходимости выделения тех элементов в структуре правового сознания, которые доступны для изучения и интерпретации на эмпирическом уровне.[41, c. 90] По мнению исследователей, эмпирическими показателями правового сознания, выступают юридические знания и умения, оценочные суждения и поведенческие позиции, что соотносится с основными функциями правосознания (познавательной, оценочной, регулятивной соответственно).
Используя данный подход определения правосознания можно охарактеризовать особенности правосознания и правовой культуры несовершеннолетних как особого субъекта-носителя правового сознания при помощи нескольких уровней.
Рациональный уровень. Довольно мало исследований посвящено выяснению вопроса, в какой степени незнание законов влияет на характер юридически значимого поведения. Однако в изучении уровня правовых знаний несовершеннолетних уже накоплен определенный опыт. В ходе проведенного исследования уровня правовой образованности учащихся 10-х и 11-х классов средней школы, было выявлено наличие определенных теоретических знаний по вопросам государственного устройства у большинства опрашиваемых.
В результате проведенного исследования правового сознания несовершеннолетних, уровень знания законов (в сфере конституционного, административного, трудового и уголовного права) современных белорусских подростков является средним и составляет всего 37-55%. Например, уровень знания законов в сфере конституционного права составил 41%, в сфере административного права – 37%, в сфере трудового права – 45%, в сфере уголовного права – 55%.
Для сравнения, приведем данные аналогичных исследований тридцатилетней давности. Осведомленность школьников в правовых вопросах (о конституционных правах и обязанностях, наступлении возраста уголовной ответственности, трудовой дееспособности) оценивалась исследователями как «слабая», а соответствовала она правильным ответам опрошенных в количественном выражении от 52,1 % до 50 %2. Подобные высокие требования к уровню правовых знаний определялись, исходя из приоритетности для государства вопросов правового воспитания подрастающего поколения, наличия довольно развитой системы правового обучения.
В настоящее время организация правового обучения в нашей стране отличается большой вариативностью как в подходах к определению образовательных моделей, так и содержательной стороне правовых курсов.
Международное исследование правосознания CIVIC показало, что уровень правовых знаний выше у учащихся тех школ, которые организуют практику демократических отношений, формируют демократические ценности и способы действий, стимулируют несовершеннолетних к обсуждению проблем их жизни. Недостатки правового образования несовершеннолетних затрудняет процессы развития правовой активности, что в свою очередь, негативно сказывается на формировании устойчивых навыков правомерного поведения, выработки правовых привычек.
Несмотря на невысокий уровень правовой компетенции несовершеннолетних, они имеют позитивную мотивацию по его изменению. Все опрошенные высоко оценивают необходимость изучения права, как в общеобразовательном учреждении, так и вне его стен. Согласно проведенному исследованию, 72 % респондентов признают целесообразность просветительской деятельности СМИ в правовой сфере. Готовность к изучению (обязательного или факультативного) правовых дисциплин подтвердили свыше 90 %, причем 50 % респондентов выбрали обязательную форму изучения. По мнению опрошенных, объем учебного курса по правоведению должен включать достаточно большое количество часов: не менее 1-2 уроков в неделю (58 %), 3-4 и больше урока (29 %);
Эмоциональный уровень. Подростки как носители и представители правовой культуры, имеют свое отношение к ее элементам, в том числе к правовым институтам, деятельности государственных органов, праву в целом. Культура правовых эмоций несовершеннолетних имеет более сложно выявляемый, по сравнению с правовыми знаниями и умениями, характер. Как правило, оценочные суждения молодых людей отличаются противоречивостью. С одной стороны, это проявляется в конформизме, отсутствии должного уровня самостоятельности в правовых суждениях, что является отражением неуверенности в полноте своих знаний, а также зависимости от взрослых в решении многих социальных, в том числе, правовых вопросов. С другой стороны, подростковому возрасту свойственны черты нонконформизма, что также отражается на характере их правовых оценок и отношений. Если в первом случае оценка определяется установкой «как надо ответить», «что от меня ожидают взрослые», то во втором - «я хочу выделиться, показать свою смелость, проявить себя».
Психологические исследования достаточно достоверно показывают, что проблемы эмоциональной сферы несовершеннолетних чаще всего выражены в депрессии, представленной в различных состояниях: 1) чувстве беспомощности, неспособности получать необходимые личности положительные подкрепления или контролировать события собственной жизни; 2) познавательной установке, включающей отрицательный взгляд на себя, окружающий мир и на будущее.[] Последнее обстоятельство усиливает негативное воздействие распространенного в общественном сознании феномена правового нигилизма, создавая особые благоприятные условия для зарождения и укрепления в правовом сознании молодого человека отрицания ценности права.
Другой
специфической «подростковой
Так, с особой остротой в мире сегодня стоит вопрос о вовлеченности подростков в экстремистскую деятельность. Согласно данным Международного исследование CIVIC, молодых людей отличает развитое чувство патриотизма и самоидентификации. Они позитивно относятся к родной стране, государственной символике и к вопросам национальной идентичности. В большинстве стран среднестатистический молодой человек ощущает себя патриотом и участником жизни страны как политического сообщества. Однако в сознании несовершеннолетних патриотизм нередко представлен в искаженной форме экстремизма, а грань между национальной самоидентификацией и религиозной, национальной, расовой враждой отсутствует. В настоящее время в Республике Беларусь, особенно в г. Минске, наиболее остро стоит проблема участия несовершеннолетних в организациях экстремистской направленности;
Ценностно-нормативный уровень. Правовые ценности становятся фактом или достоянием индивидуального или общественного сознания только в результате процесса их субъективизации в актах восприятия, осмысления, оценивающего суждения, признания, после чего они становятся нормами, приобретают общепризнанный смысл.[26, c. 10] Отношения молодых людей к правовым ценностям выражаются в их оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим путем с большей или меньшей степенью соответствия подлинным оценкам. Исследователи справедливо указывают на известную степень декларативности полученных оценок.
Целью изучения права, согласно результатам проведенного исследования, школьники в первую очередь считают необходимость знания своих прав и умение их отстоять (79 %), далее следуют - знание и уважение прав других людей (52 %), лучшее понимание жизни общества и людей (47 %). Интересны выявленные предпочтения учащихся в изучении правовых вопросов: «права человека и их защита» (71 %), «уголовное право» (43 %), «Конституция Республики Беларусь и государственное устройство» (32 %), «история права и его роль в жизни людей» (31 %); менее всего оказалась потребность в изучении вопросов гражданского права (13 %), что говорит о нецивилизованном восприятии права.
При выявлении уровня правовых знаний, практически не обнаружены расхождения в ответах по признаку пола, однако, выражая правовые мнения и ценностные отношения, подростки проявляют различные гендерные позиции. В большинстве стран (участвовавших в Международном исследовании CIVIC) подростки обладают похожими взглядами на демократию, ответственность правительства перед своим народом; выражают примерно одинаковое доверие социальным институтам. Однако, если девочки сочувственно относятся к вопросам защиты прав социально уязвимых слоев общества и оценивают высокую значимость решения данных проблем, то мальчики проявляют большую готовность участвовать в акциях массового протеста, даже в случае их незаконного характеpa. Свыше 50 % всех респондентов международного исследования подтвердили высокую социальную активность, связанную не с политической деятельностью (участия в выборах, политических партиях), а социально значимым моральным поведением (охрана окружающей среды, благотворительные акции).
Психологической базой ценностных ориентации подростка является круг его интересов. Эмпирические данные свидетельствуют о тяге подростков к криминальной тематике, которая из всей предпочитаемой информации от средств массовой коммуникации, составляет 50-60%. Ценностные отношения в отрыве от других явлений не обладают способностью к практической реализации, однако, они лежат в основе мотивационных поведенческих установок и их направленность, степень интернализованности личностью или группой имеет большое практическое значение;
Вволевой уровень. Волевой компонент в структуре правовой культуры выполняет энергетическую роль «пускового» механизма нормативно-ценностных установок.[26, c. 10] В юношеском возрасте актуализируется проблема самоконтроля. Результаты специальных исследований показали, что несовершеннолетним правонарушителям в наибольшей степени присущи качества самостоятельности и решительности, а в наименьшей степени - выдержки, при этом ослабление волевых качеств констатируется только в 15-20% случаях противоправного поведения несовершеннолетних. Следует согласиться с выводами исследователей, что в механизме правонарушений чаще всего ведущую роль играет не слабость волевых качеств, а отрицательная волевая направленность. Подростки, испытывая сильное давление, как со стороны сверстников, так и со стороны общества в целом, вынуждены проявлять конформизм;
Деятельностный уровень. Анализ уровня правовой культуры несовершеннолетних будет неполным без соответствующей оценки поведенческого компонента. Во всем мире проблема детской и подростковой преступности относится к одной из самых острых и актуальных.
Нельзя сказать, что противоправное поведение является преобладающим в молодежной среде, напротив, подавляющее большинство несовершеннолетних являются законопослушными, используют правовые формы поведения, легальные способы достижения поставленных целей, однако, как свидетельствуют эмпирические данные, поведение подростков в правовой сфере отличаются неустойчивостью. Среди причин непостоянства правового поведения особое место занимают различные деформации правосознания.
К основным формам деформации правосознания в юридической науке относят: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, юридическую индифферентность, перерождение правового сознания, правовой идеализм, правовой негативизм и иное.[41, c. 99]
Анализ
структурных элементов
Информация о работе Состояние правовых знаний несовершеннолетних