Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

водственные задачи (улучшение  производительности труда).

     Во-вторых, физические  упражнения выполняются в соответствии  с

закономерностям физической культуры, а трудовые – производства.

     В-третьих, только  система физических упражнений  позволяет

гармонично развивать  органы и системы, физические качества человека.

Трудовые же действия имеют  специализированный к производству ха-

рактер и не оказывают  всестороннего воздействия.

     Из всего  перечня представленных выше  средств физической куль-

туры, самым специфичным  и наиболее широко используемым средст-

вом, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими

причинами:

    1. Физические упражнения  наиболее полно удовлетворяют  потреб-

       ность  человека в двигательной активности.

    2. Физические упражнения  воздействуют не только на  морфофунк-

       циональное  состояние, но и на личность  занимающегося.

    3. Физические упражнения  как системы движений выражают  мыс-

       ли и  эмоции человека, его отношение  к окружающей действи-

       тельности.

   4. Физические упражнения  – это один из способов передачи  обще-

       ственно-исторического  опыта в области физической  культуры,

       его научных  и практических достижений.

 

         5.2. Факторы, определяющие эффективность  воздействия

                         физических упражнений

 

     При выполнении  отдельно взятого упражнения  практически не-

возможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Не-

обходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовер-

шенствовать движение и развить  физические качества. При этом при

 

                                 40

 

 

выполнении физических упражнений в организме занимающегося про-

исходят физиологические, психические, биохимические и другие про-

цессы, которые вызывают соответствующие  изменения как в двигатель-

ной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполне-

ние физических упражнений может  способствовать как положитель-

ным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, ес-

ли они применяются  без учета закономерностей физической культуры.

      Следовательно,  знание факторов, определяющих эффективность

воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктив-

ность их использования. Все  многообразие факторов, может быть

сгруппировано следующим  образом:

      1.   Индивидуальные  особенности занимающихся (возрастные,

половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной

подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятель-

ности, сформированности мотивов  и др.). Одно и то же физическое уп-

ражнение в зависимости  от индивидуальных особенностей производит

различный эффект на занимающихся.

      2.   Научные  факторы. Чем больше научных  исследований и

внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физи-

ческие упражнения.

      3.   Методические  факторы. Среди них особого  внимания за-

служивают такие как оптимальная  дозировка и учет явлений последст-

вия. Оптимальная дозировка  предполагает строгую избирательность  ха-

рактеристик нагрузки, таких  как: продолжительность, интенсивность,

количество и частота  повторений, характера отдыха и др. в зависимости

от конкретных задач и  условий занятий, а также индивидуальных осо-

бенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает

умение фиксировать, правильно  понимать и оценивать те функцио-

нальные изменения, которые  произошли под воздействием от предыду-

щего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений мо-

жет быть срочным, который  возникает после одного или серии  упраж-

нений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких

занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии

занятий.

 

                                  41

 

     4.   Гигиенические  факторы являются решающими в  реализации

принципа оздоровительной  направленности. Нарушение режима дня,

питания не приводит к положительному результату от использования

физических упражнений.

     5.   Метеорологические  факторы. В зависимости от условий  ок-

ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.)

должны изменяться состав используемых упражнений и параметры  ис-

пользования нагрузок.

     6.   Материальные  факторы. Использование более  качественно-

го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует

повышению эффективности  воздействия физических упражнений.

     Правильный  и постоянный учет факторов, определяющих  влияние

физических упражнений, позволяет  специалисту в области физической

культуры успешно решать задачи физического образования  и физиче-

ского воспитания.

 

             5.3. Содержание и форма физических  упражнений

 

      Физические  упражнения имеют свои содержание  и форму.

      СОДЕРЖАНИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это  совокуп-

ность процессов (психологических, биологических, биохимических, и

др.), сопровождающих выполняемое  движение и вызывающих измене-

ния в организме занимающегося.

      Результатом  этих процессов является способность  человека к дви-

гательной деятельности, выражающихся в физических и психических

качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего

его содержанием.

      ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой  их

внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

      К внутренней  форме относится взаимосвязь  и согласованность тех

процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении

данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-

мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге

будет иной, нежели при плавании.

 

                                 42

 

 

     Внешняя форма  упражнений представлена видимой  стороной

движения, двигательного  действия, совокупностью его частей, соотно-

шением пространственных, временных и динамических характеристик

(техникой).

     Содержание  и форма находятся в единстве, они влияют друг на

друга, но содержание при  этом играет ведущую роль. Так, на разных

дистанциях при различном  проявлении качества быстроты, разными  бу-

дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи-

зического качества влияет техника  двигательного действия, поэтому,

например, выносливость в  разных видах спорта имеет специфический

характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному  расходо-

ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

     Педагогическое  содержание физических упражнений  составляет

решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое

они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту-

пает взаимосвязь, согласованность  двигательных умений и навыков,

входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы

выступает результат решения  поставленной задачи («освоение», «не  ос-

воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка-

чества, а формы – техника  упражнений. Но поскольку содержание все-

гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся  «ста-

рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче-

ских качеств. Учет этого  обстоятельства имеет важное педагогическое

значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы

физических упражнений в  каждый конкретный момент является одной

из важных проблем теории и практики физического воспитания.

 

               5.4. Классификация физических упражнений

 

     КЛАССИФИКАЦИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это  разде-

ление их на группы в соответствии с определенным квалификационным

признаком.

     Классификации  физических упражнений нужны  для того, чтобы

более эффективно подбирать  упражнения для решения двигательной за-

 

                                 43

 

 

дачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д. При  этом необ-

ходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не од-

ним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же

упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из

этого следует, что не может  быть создана единая классификация, кото-

рая была бы пригодна на все  случаи использования физических упраж-

нений.

     В настоящее  время известно более 300 классификаций  физических

упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации,

осуществленные по следующим  признакам:

     1. По целевой  направленности их использования.  По этому при-

знаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессио-

нально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В

свою очередь, в зависимости  от значимости их в соответствующем  виде

физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Напри-

мер, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные,

специально-подготовительные и общеподготовительные.

     СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные  дей-

ствия, которые являются предметом  спортивной специализации и вы-

полняются в соответствии с правилами соревнований по данному  виду

спорта.

     СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ – это те

упражнения, которые представляют те или иные варианты соревнова-

тельного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений яв-

ляется существенное сходство с соревновательными как по форме, так и

по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений

может быть выполнение гимнастом  отдельных элементов и связок со-

ревновательной комбинации.

     ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ – это упражне-

ния, представляющие собой  основные практические средства общей

подготовки спортсмена.

     2. По воздействию  на развитие отдельных физических  качеств.

По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, си-

ловых, координационных способностей, выносливости и гибкости.

 

                                  44

 

 

      3. По анатомическому  признаку. В данной классификации  упраж-

нения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышеч-

ные группы: упражнения для  мышц рук, плечевого пояса, туловища,

шеи, ног и др.

      4. По структурным  биомеханическим признакам. В  данном случае

упражнения подразделяются на:

   o циклические, для  которых характерна закономерная  последова-

тельность, повторяемость  и связь циклов движений (бег, ходьба, плава-

ние и др.);

   o ациклические, которые  состоят из неповторяющихся движений

(метания, прыжки и др.);

   o комбинированные,  которые соединяют в себе движения  цикличе-

ского и ациклического  характера (прыжки или метания с  разбега);

     5. По мощности  выполняемой работы. В данном  случае выделяют

упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной

мощности.

       6. По  механизмам энергообеспечения мышечной  деятельности.

Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения,

т.е энергообеспечение  мышечной деятельности происходит соответст-

венно за счет окисления с  участием кислорода, в бескислородных усло-

вия смешанного характера.

      Помимо указанных  классификаций существуют иные  классифика-

ции упражнений: по воздействию  на различные системы и функции  ор-

ганизма (на развитие органов  дыхания, вестибулярного аппарата) по

снарядовому признаку (со снарядами  и без них), по числу занимающих-

ся (в парах, тройках, группах) и др.

 

              5.5. Понятие о технике физических  упражнений

 

     Выполняя какое-либо  физическое упражнений, человек  решает

определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса,

предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке опреде-

ленную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть

 

 

                                 45

 

 

решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно вы-

полнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом.

     ТЕХНИКА –  это способы выполнения двигательных  действий, с

помощью которых двигательная задача решается целесообразно с  отно-

сительно большей эффективностью.

     Двигательные  действия состоят из отдельных  движений. При этом

не все движения в нем  являются одинаково важными. В связи  с этим

различают основу техники  движений, главное (ведущее звено) и  детали

техники.

     ОСНОВА ТЕХНИКИ  - это совокупность движений, необходимых

для решения двигательной задачи.

     Например, в  прыжках в длину с разбега  основу техники составля-

ют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного эле-

мента основы техники не дает возможности выполнить двигательную

Информация о работе Понятие теории физической культуры