Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
водственные задачи (улучшение производительности труда).
Во-вторых, физические
упражнения выполняются в
закономерностям физической культуры, а трудовые – производства.
В-третьих, только система физических упражнений позволяет
гармонично развивать органы и системы, физические качества человека.
Трудовые же действия имеют специализированный к производству ха-
рактер и не оказывают всестороннего воздействия.
Из всего перечня представленных выше средств физической куль-
туры, самым специфичным и наиболее широко используемым средст-
вом, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими
причинами:
1. Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют потреб-
ность
человека в двигательной
2. Физические упражнения воздействуют не только на морфофунк-
циональное состояние, но и на личность занимающегося.
3. Физические упражнения как системы движений выражают мыс-
ли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи-
тельности.
4. Физические упражнения
– это один из способов
ственно-исторического опыта в области физической культуры,
его научных и практических достижений.
5.2.
Факторы, определяющие
физических упражнений
При выполнении отдельно взятого упражнения практически не-
возможно достичь
обходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовер-
шенствовать движение и развить физические качества. При этом при
выполнении физических упражнений в организме занимающегося про-
исходят физиологические, психические, биохимические и другие про-
цессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигатель-
ной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполне-
ние физических упражнений может способствовать как положитель-
ным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, ес-
ли они применяются
без учета закономерностей
Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность
воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктив-
ность их использования. Все многообразие факторов, может быть
сгруппировано следующим образом:
1. Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные,
половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной
подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятель-
ности, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое уп-
ражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит
различный эффект на занимающихся.
2. Научные факторы. Чем больше научных исследований и
внедрений их в практику,
тем эффективней можно
ческие упражнения.
3. Методические факторы. Среди них особого внимания за-
служивают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последст-
вия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность ха-
рактеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность,
количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости
от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных осо-
бенностей занимающихся. Учет
явлений последствия
умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функцио-
нальные изменения, которые произошли под воздействием от предыду-
щего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений мо-
жет быть срочным, который возникает после одного или серии упраж-
нений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких
занятий; кумулятивный (суммарный),
который проявляется после
занятий.
4. Гигиенические факторы являются решающими в реализации
принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня,
питания не приводит к положительному результату от использования
физических упражнений.
5. Метеорологические
факторы. В зависимости от
ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.)
должны изменяться состав используемых упражнений и параметры ис-
пользования нагрузок.
6. Материальные факторы. Использование более качественно-
го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует
повышению эффективности воздействия физических упражнений.
Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние
физических упражнений, позволяет
специалисту в области
культуры успешно решать задачи физического образования и физиче-
ского воспитания.
5.3. Содержание и форма физических упражнений
Физические
упражнения имеют свои
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокуп-
ность процессов (психологических, биологических, биохимических, и
др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих измене-
ния в организме занимающегося.
Результатом
этих процессов является
гательной деятельности, выражающихся в физических и психических
качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего
его содержанием.
ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ – представляет
внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.
К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех
процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении
данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-
мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге
будет иной, нежели при плавании.
Внешняя форма
упражнений представлена
движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотно-
шением пространственных, временных и динамических характеристик
(техникой).
Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на
друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных
дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными бу-
дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи-
зического качества влияет техника двигательного действия, поэтому,
например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический
характер. Нецелесообразная
техника ведет к
ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств.
Педагогическое
содержание физических
решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое
они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту-
пает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков,
входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы
выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не ос-
воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка-
чества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание все-
гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «ста-
рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче-
ских качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое
значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы
физических упражнений в каждый конкретный момент является одной
из важных проблем теории и практики физического воспитания.
5.4. Классификация физических
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разде-
ление их на группы в соответствии с определенным квалификационным
признаком.
Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы
более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной за-
дачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д. При этом необ-
ходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не од-
ним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же
упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из
этого следует, что не может быть создана единая классификация, кото-
рая была бы пригодна на все случаи использования физических упраж-
нений.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических
упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации,
осуществленные по следующим признакам:
1. По целевой
направленности их
знаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессио-
нально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В
свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде
физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Напри-
мер, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные,
специально-подготовительные и общеподготовительные.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные дей-
ствия, которые являются предметом спортивной специализации и вы-
полняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду
спорта.
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те
упражнения, которые представляют те или иные варианты соревнова-
тельного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений яв-
ляется существенное сходство с соревновательными как по форме, так и
по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений
может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок со-
ревновательной комбинации.
ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражне-
ния, представляющие собой основные практические средства общей
подготовки спортсмена.
2. По воздействию
на развитие отдельных
По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, си-
ловых, координационных способностей, выносливости и гибкости.
3. По анатомическому признаку. В данной классификации упраж-
нения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышеч-
ные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища,
шеи, ног и др.
4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае
упражнения подразделяются на:
o циклические, для
которых характерна
тельность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плава-
ние и др.);
o ациклические, которые
состоят из неповторяющихся
(метания, прыжки и др.);
o комбинированные,
которые соединяют в себе
ского и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);
5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют
упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной
мощности.
6. По
механизмам энергообеспечения
Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения,
т.е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответст-
венно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных усло-
вия смешанного характера.
Помимо указанных классификаций существуют иные классифика-
ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции ор-
ганизма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по
снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающих-
ся (в парах, тройках, группах) и др.
5.5. Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает
определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса,
предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке опреде-
ленную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть
решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно вы-
полнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом.
ТЕХНИКА –
это способы выполнения
помощью которых двигательная задача решается целесообразно с отно-
сительно большей
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом
не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим
различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали
техники.
ОСНОВА ТЕХНИКИ - это совокупность движений, необходимых
для решения двигательной задачи.
Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составля-
ют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного эле-
мента основы техники не дает
возможности выполнить