Методологические основы теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:52, лекция

Описание работы

1.Общая характеристика методологии и методов познания. Диалектико-материалистический метод в теории и практике физического воспитания: теоретические положения, законы и категории.
2.Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование.
3.Методы построения теоретического знания: мысленный эксперимент, формализация и идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, исторический и логические методы).

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 Методы исследования в теории физической культуры.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Раздел I. Методологические основы теории физической культуры

     Тема 1.2. Методы исследования в теории физической культуры 

     План  лекции

  1. Общая характеристика методологии и методов познания. Диалектико-материалистический метод в теории и практике физического воспитания: теоретические положения, законы и категории.
  2. Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование.
  3. Методы построения теоретического знания: мысленный эксперимент, формализация и идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, исторический и логические методы).
 

       Литература:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (пособие студ., аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 3-5, 63-141.
  2. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Я. Медицина, 1981. - С. 58-88.
  3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физ. культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264с.
  4. Журавлев В.И. Наблюдение - метод педагогического исследования. // Методы педагогического исследования. Лекции. / Под ред. канд. пед. наук В.И.Журавлева. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М., «Просвещение», 1972. - с.62-88.
  5. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И.И. Кузнецов. - Мн., 1998. - 272 с.
  6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999. - С. 176-298.
  7. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физ. культуре: Учебное пособие для студентов вузов физ. культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 184с.
  8. Семенов В.Г. Введение в научно-исследовательскую работу: Лекция для студентов институтов физ. культуры. - Смоленск: СГИФК, 1989. - 32с. 

       1. Общая характеристика  методологии и  методов познания. Диалектико-материалистический  метод в теории  и практике физического воспитания: теоретические положения, законы и категории. 

     Научное исследование — это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером предмета исследования, его целей, задач и конкретной проблемы. По отношению к научному познанию в целом научное исследование представляет собой особый процесс, специфику которому придает, прежде всего, четкая выделенность (конкретизированность) предмета, проблемы, целей, задач и методов. Существенность данной характеристики научного исследования как специфического познавательного процесса нашла выражение в устоявшейся терминологии: словосочетание "конкретно-научное исследование" обозначает тип познавательного процесса, отвечающий требованию конкретизации его определенных параметров.

     Объект  исследования — это фрагмент реальности, представляющий собой целостное образование, на изучение которого направлена творческая активность исследователя, обладающее многообразными свойствами и отношениями. В рамках конкретного исследования они никогда полностью не охватываются.

     Предмет исследования — это целостная совокупность устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, сопряженных с конкретными проблемами, целями и задачами исследования.

     Предмет исследования — это целостная совокупность тех устойчивых, взаимосвязанных характеристик объекта, которые интересуют человека непосредственно в рамках данного конкретного исследования. Его необходимо отличать от предмета определенной науки или дисциплины (физики, химии, биологии, социологии, экономики, языкознания и т.д.), в русле которой ведется данное конкретное исследование.

     Теория  физической культуры базируется на теоретической  и исследовательской основе.

     Исследовательская основа - совокупность фактов, обеспечивающая условия для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов. В научном исследовании факт рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний.

     Теоретическая основа включает:

     а) идейные основы, как концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое применение;

     б) принципы, как исходные положения, отражающие важнейшие закономерности в данной области знаний;

     в) закономерности как проявление законов.

     Закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:

     — причинно-следственная связь между  тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности  и тренированности спортсмена;

     — взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки: общей и специальной  физической, технической, тактической, психологической и т.д.;

     г) гипотезы, как суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.

     д) логику, которая включает:

     — понятия, характеризующие основные свойства явлений или предметов;

     — суждения об этих свойствах, отражающие полноту знаний, достигнутую к  данному моменту времени;

     — умозаключения в виде общих представлений  и догадках о связях, причинах и  закономерностях изучаемых явлений;

     е) теоретическую часть как совокупность следствий, утверждений и доказательств. Основанием могут служить факты или суждения о них, принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую информацию.

     Методология. Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

     Диалектико-материалистическая методология как система общих  принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется и конкретизируется к каждой науке, в том числе, и спортивной. Такое проявление общей методологии следует рассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания – как составную часть общей методологии.

     Под методами познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности.

     Положение материалистической диалектики о непрерывном  движении, развитии материального мира требует изучения предметов и явлений в их динамике, из чего следует принцип теории познания.

     Основные  положения диалектики являются методом  познания в теории и методике физического  воспитания, спорта и конкретизируются законами:

     1. Единства и борьбы противоположностей, позволяющим раскрыть источники, причины движения и развития материального мира. Среди проблем спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимым условием развития теории. Так, например, противоречивый характер имеет взаимозависимость между объемом и интенсивностью тренировок, нагрузкой и отдыхом, стремлением к успешному выступлению в большом количестве соревнований и уровнем достижений в основных соревнованиях сезона и т.д. Изучение и преодоление противоречий позволяет выявить резервы дальнейшего развития физического воспитания и спорта.

     2. Взаимного перехода количественных изменений в качественные, который одновременно является и эффективным методом познания. Он указывает путь к решению проблем — необходимость накопления информации для очередного качественного скачка.

     3. Отрицания отрицания, устанавливающим взаимосвязь между предшествующими и последующими ступенями развития. Этот закон проявляется в непрерывной и бесконечной последовательности отрицания одних утвержденных наукой положений и принятия других, более соответствующих накопленным фактам. В свою очередь, новое явление, которое подвергло отрицанию прежнее, с течением времени устаревает и отрицается. Примером отражения этого закона является постоянная смена рекордов в спорте. Достижения, вчера казавшиеся фантастическими, сегодня доступны многим спортсменам. Действие этого закона объясняется развитием спортивной техники и тактики, методики спортивной тренировки, совершенствованием спортивного инвентаря, оборудования, тренажеров.

     Философские категории выступают в процессе научного исследования в теории и практике спорта как важнейшие моменты познания и формы мышления, что выражаются в целенаправленном протекании процесса исследования от единичного к общему, от количества к качеству, от явления к сущности.

     Философия рассматривает следующие категории:

      количества и качества, которые обеспечивают взаимосвязь, например, между изучением системы спортивной подготовки и всей совокупности ее компонентов;

      необходимого и случайного, что выявляются в процессе изучения причинно-следственных связей между организационными, материально-техническими и спортивно-педагогическими составляющими системы подготовки;

      содержания и формы, сущности и явления, части и целого, связанные с изучением структуры объектов и относящиеся к спортивной тренировке, тренированности, многолетней подготовке, макроциклу, соревновательной деятельности и др.;

      причины и следствия, когда предусматривается изучение взаимозависимости между тренировочными нагрузками, утомлением и восстановлением, технико-тактическими взаимодействиями соперников в играх и единоборстве и пр.

     Таким образом, теоретические положения, законы и категории составляют метод  глубокого и разностороннего  познания предметов и явлений объективной действительности. С одной стороны, критерий практики присутствует в виде выводов в процессе преподавания теории как учебной дисциплины, с другой — все положения теории проверяются практикой физического воспитания, ее достижениями.

     Характерное для современной науки в целом взаимодействие и взаимопроникновение ее различных отраслей (обществоведческих и естественных, гуманитарных и «точных», биологических и технических и т.п.), комплексность исследований и тому подобные тенденции приводят к формированию общенаучных форм и методов научного познания. Они не замыкаются в рамках какой-либо отдельной отрасли науки, а получают распространение во всех или многих ее отраслях, нередко весьма различных. Речь идет, например, о системном и кибернетическом подходах, о моделировании и ряде других способов и приемов познания, достаточно широко применяемых в науке. Для теории физической культуры как широко обобщающей теоретической дисциплины общенаучные интегративные методы и подходы представляют особую ценность.

     Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система  может быть рассмотрено любое  явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод незаменим в  познании и конструировании сложных динамических целостностей. До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход (отчего слово «анализ» стало синонимом научного исследования вообще), который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако в тех областях знания, где аналитически добытого материала скопилось достаточно, возникает насущная потребность в его интеграции и систематизации, что может быть успешно сделано лишь на основе системного подхода, который органически сочетает в себе и анализ, и синтез.

Информация о работе Методологические основы теории физической культуры