Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

крепление и совершенствование  двигательных навыков. Однако дли-

тельное применение однообразных нагрузок может тормозить рост фи-

зических способностей, привести к переутомлению занимающихся, вы-

звать у них потерю интереса к занятиям. Поэтому, непрерывным  варьи-

рованием применяемых  нагрузок создаются условия, при  которых

уменьшается возможность  появления переутомления, активизируются

восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные

перестройки функций и  структур, лежащие в основе развития соответ-

ствующих способностей.

      Нагрузка  может иметь непрерывный и  прерывный характер. В пер-

вом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы  отды-

ха, во втором - между повторениями упражнения имеются интервалы

отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности

человека. В зависимости  от того, в какой фазе восстановления работо-

способности осуществляется очередное выполнение упражнения, раз-

личают следующие виды интервалов отдыха:

      ⇒ ординарный – гарантирует полное восстановление работоспо-

собности к моменту  воздействия очередной нагрузки;

      ⇒ жесткий – ведет к тому, что очередная нагрузка падает на фон

недовосстановления работоспособности.

      ⇒ экстремальный – очередная нагрузка совпадает с фазой повы-

шенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).

      Эффект, достигаемый  с помощью интервалов отдыха  непостоянен.

Он меняется по мере увеличения суммарной нагрузки. Поэтому для

достижения постоянного  эффекта необходимо увеличивать  интервалы,

 

 

                                 58

 

 

иначе экстремальный интервал отдыха превращается в ординарный, а

затем в жесткий.

     По своему  характеру отдых может быть:

        активным  – переключение на какую либо  деятельность, отлич-

ную от той, которая вызвала  утомление (в беге переход на ходьбу и др.);

        пассивным  – относительный покой, отсутствие  активной дея-

тельности (определенная поза, «аутогенный отдых», сон и др.);

     комбинированным  – объединение в одной паузе  отдыха активной и

пассивной его организации.

     При применении  активного или комбинированного  отдыха эффект вос-

становления оперативной  работоспособности увеличивается, хотя в условиях

значительного нарастающего утомления эффективность их может  снижаться,

а роль пассивного отдыха возрастать.

     Таким образом,  материал, изложенный в данном  разделе, свиде-

тельствует о том, что  для эффективной организации  тренировочного

процесса, необходимо рационально  объединять четыре составных части

методов упражнения: характер и величину нагрузки, продолжитель-

ность и характер отдыха.

 

     Контрольные  вопросы:

 

       1. Дайте  определения понятиям «движение», «действие», физи-

ческое упражнение».

       2. Почему  физические упражнения являются  основным средст-

вом физической культуры?

       3. Перечислите  факторы, определяющие эффективность  воз-

действия физических упражнений.

       4. Чем  характеризуется содержание и  форма физических уп-

ражнений?

       5. Приведите  примеры классификации физических  упражнений

по 5-6 классификационным признакам.

       6. Что  понимается под техникой физических  упражнений?

 

 

 

 

                                       59

 

 

       7. Что  понимается под пространственными,  временными, про-

странственно-временными, силовыми и ритмическими характеристика-

ми техники физических упражнений?

       8. При  каких условиях естественные  силы природы и гигиени-

ческие признаки становятся средством физического воспитания?

       9. Что  понимается под физической нагрузкой?

       10. Какие  стороны имеет нагрузка? Охарактеризуйте  каждую.

       11. Дайте  характеристику взаимосвязи внешней  и внутренней

сторон нагрузки.

       12. Перечислите  факторы, с помощью которых  можно регулиро-

вать нагрузку.

       13. Какие  существуют разновидности отдыха  в зависимости от

его продолжительности.

       14. Перечислите  разновидности отдыха в зависимости  от его ха-

рактера.

 

                 Глава 6. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ

                ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

   Понятия: метод,  методический прием, методика, методический  подход. Классифика-

   ция методов. Требования  к выбору методов. Методы овладения  знаниями. Методы

   овладения двигательными  умениями и навыками. Методы совершенствования  двига-

   тельных навыков  и развития физических способностей.

 

                        6.1. Исходные понятия

             «метод», «методический прием», «Методика»

 

      МЕТОД –  упорядоченная совокупность использования  средств фи-

зической культуры в процессе формирования физического совершенст-

ва человека.

      МЕТОД –  разработанная с учетом педагогических  закономерно-

стей система действий педагога, целенаправленное применение которой

позволяет организовать теоретическую  и практическую деятельность

учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, на-

правленных на развитие физических качеств и формирование личности.

(Ю.Ф.Курмашин, 2003).

 

                                      60

 

 

     В соответствии  с задачами и условиями обучения  каждый метод

реализуется с помощью  методических приемов. Например, метод  показа

осуществляется разными  приемами: показом упражнения в профиль  или

анфас, показом в определенном темпе и т.д.

     МЕТОДИЧЕСКИЙ  ПРИЕМ - это способ реализации  метода в со-

ответствии с конкретной задачей обучения.

     Следовательно,  внутри каждого метода используются  разнообраз-

ные приемы. Чем богаче запас  методических приемов, тем шире диапа-

зон применения метода.

     МЕТОДИКА - специальная  система методов, методических  прие-

мов обучения и форм организации  занятий, направленная на решение

педагогической задачи.

     Например, можно  говорить о методике обучения  кувырку вперед

или назад, методике развития силовых способностей, методике физиче-

ского воспитания в дошкольных учреждениях и др.

     Термин «методика»  означает совокупность способов  целесообраз-

ного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности,

должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной

последовательности действий (операций), приводящих к решению  по-

ставленной педагогической задачи.

     МЕТОДИЧЕСКИЙ  ПОДХОД – совокупность способов  воздейст-

вия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определен-

ной научной концепцией, логикой  организации и осуществлением про-

цесса обучения, воспитания и развития.

     К примеру,  при обучении движениям можно  использовать тради-

ционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-

программного обучения с  помощью ЭВМ и др.); при разучивании  дви-

гательных действий и развитии физических способностей возможны два

противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целост-

ный (интегральный).

 

     6.2. Классификация  методов. Общие требования к  их выбору

 

 

 

 

                                61

 

                                                                                            Предполагающие сенсорную передачу  и

                                                                                                   усвоение информации

 

 

                                                                 Работа с документальной    Предполагающие печатную передачу, ус-

                                                                      информацией            воение и воспроизведение информации

 

 

 

 

                                                                                                                                                  овладения знаниями

                                                                                             Предполагающие устную передачу, ус-

                                                                 Лекция, рассказ, беседа,

                                                                                            воение и воспроизведение передачу  и ус-

                                                                    объяснение и др.

                                                                                                      воение информации

 

 

 

 

                                                                 Целостного упражнения      Предполагающие формирование целост-

                                                                                                                                                                                                          разделяются на три группы (рис. 3):

 

 

 

 

                                                                                                                                                     ми

 

 

                                                                                                 ного двигательного навыка

 

 

 

 

62

                                                                                            Предполагающие формирование целост-

                                                                                                                                           ми умениями и навыка-

                                                                                                                                           овладения двигательны-

 

 

 

 

                                                                 Расчлененного упражне-          ного двигательного навыка

                                                                          ния                            по частям

                                                                                                                                                                       Методы, используемые в процессе:

 

 

 

 

                                                                                            Предполагающие точное нормирование  и

                                                                 Равномерный, перемен-

                                                                                            регулирование нагрузки в ходе  выполне-

                                                                 ный, повторный, интер-

                                                                                                         ния задания

                                                                   вальный, круговой

 

                                                                                            Предполагающие создание игровой  и со-

                                                                                                                                            способностей

 

 

 

 

                                                                 Игровой, соревнователь-     ревновательной обстановки в  ходе вы-

                                                                                                                                         гательных навыков

 

 

 

 

      Рис. 3. Классификация  методов, применяемых при обучении

                                                                                                      полнения задания

                                                                                                                                       и развития физических

 

 

 

 

                                                                           ный

                                                                                                                                      совершенствования дви-

Информация о работе Понятие теории физической культуры