Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
крепление и совершенствование двигательных навыков. Однако дли-
тельное применение однообразных нагрузок может тормозить рост фи-
зических способностей, привести к переутомлению занимающихся, вы-
звать у них потерю интереса к занятиям. Поэтому, непрерывным варьи-
рованием применяемых нагрузок создаются условия, при которых
уменьшается возможность появления переутомления, активизируются
восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные
перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответ-
ствующих способностей.
Нагрузка может иметь непрерывный и прерывный характер. В пер-
вом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отды-
ха, во втором - между повторениями упражнения имеются интервалы
отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности
человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работо-
способности осуществляется очередное выполнение упражнения, раз-
личают следующие виды интервалов отдыха:
⇒ ординарный – гарантирует полное восстановление работоспо-
собности к моменту
воздействия очередной
⇒ жесткий – ведет к тому, что очередная нагрузка падает на фон
недовосстановления
⇒ экстремальный – очередная нагрузка совпадает с фазой повы-
шенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).
Эффект, достигаемый с помощью интервалов отдыха непостоянен.
Он меняется по мере увеличения суммарной нагрузки. Поэтому для
достижения постоянного эффекта необходимо увеличивать интервалы,
иначе экстремальный интервал отдыха превращается в ординарный, а
затем в жесткий.
По своему характеру отдых может быть:
активным – переключение на какую либо деятельность, отлич-
ную от той, которая вызвала утомление (в беге переход на ходьбу и др.);
пассивным
– относительный покой,
тельности (определенная поза, «аутогенный отдых», сон и др.);
комбинированным – объединение в одной паузе отдыха активной и
пассивной его организации.
При применении
активного или
становления оперативной
работоспособности
значительного нарастающего утомления эффективность их может снижаться,
а роль пассивного отдыха возрастать.
Таким образом, материал, изложенный в данном разделе, свиде-
тельствует о том, что для эффективной организации тренировочного
процесса, необходимо рационально объединять четыре составных части
методов упражнения: характер и величину нагрузки, продолжитель-
ность и характер отдыха.
Контрольные вопросы:
1. Дайте
определения понятиям «
ческое упражнение».
2. Почему
физические упражнения
вом физической культуры?
3. Перечислите
факторы, определяющие
действия физических упражнений.
4. Чем характеризуется содержание и форма физических уп-
ражнений?
5. Приведите
примеры классификации
по 5-6 классификационным признакам.
6. Что
понимается под техникой
7. Что
понимается под
странственно-временными, силовыми и ритмическими характеристика-
ми техники физических упражнений?
8. При каких условиях естественные силы природы и гигиени-
ческие признаки становятся
средством физического
9. Что
понимается под физической
10. Какие стороны имеет нагрузка? Охарактеризуйте каждую.
11. Дайте
характеристику взаимосвязи
сторон нагрузки.
12. Перечислите факторы, с помощью которых можно регулиро-
вать нагрузку.
13. Какие
существуют разновидности
его продолжительности.
14. Перечислите
разновидности отдыха в
рактера.
Глава 6. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Понятия: метод, методический прием, методика, методический подход. Классифика-
ция методов. Требования
к выбору методов. Методы
овладения двигательными умениями и навыками. Методы совершенствования двига-
тельных навыков
и развития физических
6.1. Исходные понятия
«метод», «методический прием», «Методика»
МЕТОД –
упорядоченная совокупность
зической культуры в процессе формирования физического совершенст-
ва человека.
МЕТОД –
разработанная с учетом
стей система действий педагога, целенаправленное применение которой
позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность
учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, на-
правленных на развитие физических качеств и формирование личности.
(Ю.Ф.Курмашин, 2003).
В соответствии
с задачами и условиями
реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа
осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или
анфас, показом в определенном темпе и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ - это способ реализации метода в со-
ответствии с конкретной задачей обучения.
Следовательно,
внутри каждого метода
ные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапа-
зон применения метода.
МЕТОДИКА - специальная система методов, методических прие-
мов обучения и форм организации занятий, направленная на решение
педагогической задачи.
Например, можно говорить о методике обучения кувырку вперед
или назад, методике развития силовых способностей, методике физиче-
ского воспитания в дошкольных учреждениях и др.
Термин «методика»
означает совокупность
ного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности,
должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной
последовательности действий (операций), приводящих к решению по-
ставленной педагогической задачи.
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ПОДХОД – совокупность
вия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определен-
ной научной концепцией, логикой организации и осуществлением про-
цесса обучения, воспитания и развития.
К примеру, при обучении движениям можно использовать тради-
ционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-
программного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании дви-
гательных действий и развитии физических способностей возможны два
противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целост-
ный (интегральный).
6.2. Классификация методов. Общие требования к их выбору
62
Рис. 3. Классификация
методов, применяемых при