Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

понятийный аппарат, а  также изучает цели, задачи, методы и содержа-

ние отдельных видов физической культуры. Она раскрывает сложные

взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности

общества и всеми сторонами  воспитания (трудовым, интеллектуальным,

эстетическим, нравственным).

      Значение  теории и методики физической  культуры для студентов

и специалистов в области  физической культуры велико.

      У любого  человека, занятого трудовой или  спортивной деятельно-

стью, есть три пути овладения  мастерством (Ю.Ф. Курамшин).

 

                                  23

 

 

      Первый - идти  путем проб и ошибок, учиться  профессии на осно-

ве сугубо личного опыта, самому «изобретать велосипед».

      Другой путь  – использовать не только свой, но и опыт других лю-

дей – коллег по профессии, родителей, друзей.

      Наконец,  третий путь – использовать  исторический опыт челове-

чества, закрепленный и представленный в научной, учебной, популяр-

ной литературе. Этот путь –  единственный, который ведет к  профессио-

нальной грамотности, компетентности, образованности. Именно теория,

опираясь на исторический опыт человечества в конкретной области, не-

прерывно развивается  и обогащается современной информацией, рас-

крывает закономерные связи  процессов и явлений данной сферы  и пре-

доставляет возможность  предвидеть будущее.

      Владение  теорией физической культуры  определяет уровень и

степень образованности специалистов, также уровень их профессио-

нальной компетентности. Специалист не может решать задачи на высо-

ком профессиональном уровне, не владея достаточным объемом науч-

но-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научить-

ся свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками,

понятиями и категориями, но и уметь уточнить, дополнить  или углубить

их за счет обобщения результатов  своей практической деятельности,

осмыслить ее с позиции  теории познания и теории физической культу-

ры.

      Важнейшее  значение для специалистов имеет  методика физиче-

ской культуры, и в частности  методика ее компонентов: базовой физи-

ческой культуры, спорта, физической рекреации и двигательной реаби-

литации. Известны случаи, когда  великие спортсмены, перейдя на тре-

нерскую работу, не смогли добиться заметных результатов. Это, прежде

всего, объясняется тем, что  они не владели теорией и методикой  физи-

ческого воспитания, спортивной тренировки. Как говорится, они строи-

ли учебно-тренировочный  процесс «под себя», не учитывая того, что

каждый их ученик уникален, индивидуален и неповторим по своим  фи-

зическим, психическим, интеллектуальным способностям.

      С другой  стороны, выдающимися тренерами  современности ста-

новились люди, не имеющие  громких спортивных титулов (А. Гомель-

 

                                 24

 

 

ский, В. Растоцкий и др.). Это объясняется тем, что они  постоянно изу-

чали теорию и методику физической культуры, владели знаниями педа-

гогики, психологии, биомеханики  и других смежных наук, искали и  на-

ходили пути их углубления и совершенствования и внедрения  в практи-

ческую деятельность.

     Теория и  методика, раскрывая практически  все стороны и способы

совершенствования человека, создает необходимые предпосылки  для

профессионального роста  специалиста в области физической культуры.

 

 

 

     Контрольные  вопросы:

 

     1. К какой  категории наук относится теория  физической

культуры?

     2. Перечислите  источники возникновения и развития  теории и ме-

тодики физической культуры.

     3. Охарактеризуйте  особенности «Теории и методики  физической

культуры» как учебной  дисциплины.

     4. Какие области  знаний интегрирует в себе  теория физической

культуры?

     5. Раскройте  значение теории и методики  физической культуры

для студентов и выпускников  физкультурных учебных заведений.

 

 

 

       Тема 4. ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ

            СИСТЕМА. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ

        ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                        В ОБЩЕСТВЕ

 

        Понятие  системы физической культуры. Система  физического воспитания.

        Цель  отечественной системы физической  культуры. Элементы физической

        культуры  личности. Задачи системы. Основы  системы физической культуры  в

        России. Основные документы, определяющие  программно-нормативные осно-

        вы  системы.

 

 

 

 

                                     25

 

 

     Для реализации  различных потребностей людей  государство соз-

дает соответствующие  системы, позволяющие удовлетворить  опреде-

ленные общественные и  личные нужды. Так, для обучения и  воспитания

в стране функционирует система  дошкольного, школьного, среднего,

высшего образования, для  лечения людей существует система  здраво-

охранения и др.

     СИСТЕМА (в  переводе с греческого – «составленное  из частей») -

это единство закономерно  расположенных и находящихся  во взаимной

связи частей.

     Главным признаком  системы (отличающей ее от простой  суммы

частей) является появление  новых интегративных качеств, не свойст-

венных отдельным частям, составляющим данную систему.

     СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ - представляет собой со-

циальную организацию, направленную на формирование физической

культуры личности.

     Внедрение системы  физической культуры в общественную  жизнь

происходит главным образом  через систему физического воспитания,

охватывающую в первую очередь подрастающее поколение  и функцио-

нирующей в большинстве  случаев под патронажем государственных

структур.

     Под СИСТЕМОЙ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ подразумева-

ют совокупность социальных и педагогических подсистем, функциони-

рование которых основано на общих закономерностях и направлено на

достижение цели физического  воспитания.

     В свою очередь  под социальной подсистемой физического  воспи-

тания понимается совокупность взаимосвязанных учреждений и орга-

низаций, осуществляющих и  контролирующих физическое воспитание,

а также средств, методов  и способов организации, нормативных  основ,

целей и принципов осуществления  физического воспитания в стране.

     Под педагогической  подсистемой понимается система  физических

упражнений, методов их применения, форм занятий, т.е. педагогический

процесс, направленный на изменение  в нужном направлении физиче-

ских возможностей человека.

 

 

                                 26

 

 

     Обе эти подсистемы  взаимосвязаны и обуславливают  друг друга

(Т.Ю. Круцевич, 2003).

     Система физической  культуры выступает как относительно  само-

стоятельная система, имеющая  свои цели, задачи и принципы функцио-

нирования.

     ЦЕЛЬ – систематизирующий  компонент функционирования сис-

темы, подразумевающий те конечные результаты, которых желательно

достичь в некотором отдаленном будущем.

     Особенности  и цели той или иной системы  физической культуры

определяются особенностями  социально-экономического и обществен-

но-политического государственного устройства конкретного общества.

Так, в первые годы советской  власти развитие физической культуры

было связано главным  образом с организацией военно-прикладной фи-

зической подготовки и  становлением физического воспитания в системе

образования.

     Следующим важным  шагом в развитии отечественного  физкуль-

турного движения явилось  введение комплекса «Готов к труду  и оборо-

не» (ГТО) и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК).

Комплекс ГТО стал одним  из средств, стимулирующих всестороннюю

физическую подготовленность населения, а введение ЕВСК способст-

вовало развитию массового  спорта и росту спортивного движения в

стране.

     В конце 40-х  – начале 50-х годов задачи физкультурных  организа-

ций были скорректированы  с учетом престижа отечественного спорта

на международной арене.

     С переходом  России в начале 90-х гг. к новой  политико-

экономической модели общественного  развития наблюдается смещение

цели физической культуры в сторону психофизического развития лич-

ности, формирования ее физической культуры.

     ЦЕЛЬЮ СИСТЕМЫ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – является

формирование физической культуры личности.

     Физическая  культура личности включает целый  ряд элементов,

которые тесно связаны  между собой, дополняют и обуславливают  друг

друга (см. таблицу).

 

                                 27

 

 

                          Элементы физической культуры  личности

                    (по М.Я. Виленскому и Г.М.  Соловьевой, 2001)

 

№           Основные                 Компоненты                        Признаки

п/п       составляющие                 качеств                          качеств

1.             Знания и                   Объем                          Эрудиция

      интеллектуальные  способно-        Научность                   Степень абстракции

                 сти

                                                                      Обоснованность

                                                                   Степень осознанности

                                      Осознанность                   Степень к переносу

                                                                 Способность к объяснению

                                         Умения                      Уровень усвоения

2.           Физическое                                           Морфофункциональные

            совершенство               Физическое                       показатели

                                         развитие                Функциональные признаки

                                                                      Психомоторика

                                                                    Физические качества

                                      Двигательные                Репродуктивный уровень

                                         умения                          усвоения

                                    Контроль сознания

                                                                   Продуктивный уровень

                                      Двигательные                       усвоения

                                         навыки                          Точность

                                                                       Автоматизация

                                                                        Надежность

                                       Физическая                         Эталон

                                     подготовленность                    Результат

                                                                         динамика

                                                                    Социально-значимые

                                         Мотивы                  Профессионально-значимые

                                                                    Личностно-значимые

3.    Мотивационно-ценностные           Интересы                        Спортивные

             ориентации                                        Физкультурно-оздоровительные

                                        Установки                 Уровень достижения цели

                                                                         Сила воли

                                                                    Целеустремленность

                                        Убеждения                  Степень осознанности

                                                                     Самоутверждения

                                       Потребности                  В социальных связях

                                                                       Безопасности

                                                                     Физиологические

4.       Социально-духовные          Нравственность       Физкультурно-спортивная  этика и культура

              ценности                   Эстетика                   Чувство прекрасного

Информация о работе Понятие теории физической культуры