Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержа-
ние отдельных видов физической культуры. Она раскрывает сложные
взаимосвязи физической культуры
с другими областями
общества и всеми сторонами воспитания (трудовым, интеллектуальным,
эстетическим, нравственным).
Значение теории и методики физической культуры для студентов
и специалистов в области физической культуры велико.
У любого человека, занятого трудовой или спортивной деятельно-
стью, есть три пути овладения мастерством (Ю.Ф. Курамшин).
Первый - идти путем проб и ошибок, учиться профессии на осно-
ве сугубо личного опыта, самому «изобретать велосипед».
Другой путь – использовать не только свой, но и опыт других лю-
дей – коллег по профессии, родителей, друзей.
Наконец, третий путь – использовать исторический опыт челове-
чества, закрепленный и представленный в научной, учебной, популяр-
ной литературе. Этот путь – единственный, который ведет к профессио-
нальной грамотности, компетентности, образованности. Именно теория,
опираясь на исторический опыт человечества в конкретной области, не-
прерывно развивается
и обогащается современной
крывает закономерные связи процессов и явлений данной сферы и пре-
доставляет возможность предвидеть будущее.
Владение теорией физической культуры определяет уровень и
степень образованности специалистов, также уровень их профессио-
нальной компетентности. Специалист не может решать задачи на высо-
ком профессиональном уровне, не владея достаточным объемом науч-
но-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научить-
ся свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками,
понятиями и категориями, но и уметь уточнить, дополнить или углубить
их за счет обобщения результатов своей практической деятельности,
осмыслить ее с позиции теории познания и теории физической культу-
ры.
Важнейшее
значение для специалистов
ской культуры, и в частности методика ее компонентов: базовой физи-
ческой культуры, спорта, физической рекреации и двигательной реаби-
литации. Известны случаи, когда великие спортсмены, перейдя на тре-
нерскую работу, не смогли добиться заметных результатов. Это, прежде
всего, объясняется тем, что они не владели теорией и методикой физи-
ческого воспитания, спортивной тренировки. Как говорится, они строи-
ли учебно-тренировочный процесс «под себя», не учитывая того, что
каждый их ученик уникален, индивидуален и неповторим по своим фи-
зическим, психическим, интеллектуальным способностям.
С другой
стороны, выдающимися
новились люди, не имеющие громких спортивных титулов (А. Гомель-
ский, В. Растоцкий и др.). Это объясняется тем, что они постоянно изу-
чали теорию и методику физической культуры, владели знаниями педа-
гогики, психологии, биомеханики и других смежных наук, искали и на-
ходили пути их углубления
и совершенствования и
ческую деятельность.
Теория и методика, раскрывая практически все стороны и способы
совершенствования человека,
создает необходимые
профессионального роста
специалиста в области
Контрольные вопросы:
1. К какой
категории наук относится
культуры?
2. Перечислите
источники возникновения и
тодики физической культуры.
3. Охарактеризуйте
особенности «Теории и
культуры» как учебной дисциплины.
4. Какие области знаний интегрирует в себе теория физической
культуры?
5. Раскройте значение теории и методики физической культуры
для студентов и выпускников
физкультурных учебных
Тема 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОБЩЕСТВЕ
Понятие системы физической культуры. Система физического воспитания.
Цель
отечественной системы
культуры личности. Задачи системы. Основы системы физической культуры в
России.
Основные документы,
вы системы.
Для реализации различных потребностей людей государство соз-
дает соответствующие системы, позволяющие удовлетворить опреде-
ленные общественные и личные нужды. Так, для обучения и воспитания
в стране функционирует система дошкольного, школьного, среднего,
высшего образования, для лечения людей существует система здраво-
охранения и др.
СИСТЕМА (в
переводе с греческого – «
это единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной
связи частей.
Главным признаком
системы (отличающей ее от
частей) является появление новых интегративных качеств, не свойст-
венных отдельным частям, составляющим данную систему.
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - представляет собой со-
циальную организацию, направленную на формирование физической
культуры личности.
Внедрение системы
физической культуры в
происходит главным образом
через систему физического
охватывающую в первую очередь подрастающее поколение и функцио-
нирующей в большинстве случаев под патронажем государственных
структур.
Под СИСТЕМОЙ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ют совокупность социальных и педагогических подсистем, функциони-
рование которых основано
на общих закономерностях и
достижение цели физического воспитания.
В свою очередь
под социальной подсистемой
тания понимается совокупность взаимосвязанных учреждений и орга-
низаций, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание,
а также средств, методов и способов организации, нормативных основ,
целей и принципов осуществления физического воспитания в стране.
Под педагогической
подсистемой понимается
упражнений, методов их применения, форм занятий, т.е. педагогический
процесс, направленный на изменение в нужном направлении физиче-
ских возможностей человека.
Обе эти подсистемы взаимосвязаны и обуславливают друг друга
(Т.Ю. Круцевич, 2003).
Система физической
культуры выступает как
стоятельная система, имеющая свои цели, задачи и принципы функцио-
нирования.
ЦЕЛЬ – систематизирующий
компонент функционирования
темы, подразумевающий те конечные результаты, которых желательно
достичь в некотором отдаленном будущем.
Особенности и цели той или иной системы физической культуры
определяются особенностями социально-экономического и обществен-
но-политического
Так, в первые годы советской власти развитие физической культуры
было связано главным образом с организацией военно-прикладной фи-
зической подготовки и становлением физического воспитания в системе
образования.
Следующим важным
шагом в развитии
турного движения явилось введение комплекса «Готов к труду и оборо-
не» (ГТО) и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК).
Комплекс ГТО стал одним из средств, стимулирующих всестороннюю
физическую подготовленность населения, а введение ЕВСК способст-
вовало развитию массового спорта и росту спортивного движения в
стране.
В конце 40-х
– начале 50-х годов задачи
ций были скорректированы с учетом престижа отечественного спорта
на международной арене.
С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-
экономической модели общественного развития наблюдается смещение
цели физической культуры в сторону психофизического развития лич-
ности, формирования ее физической культуры.
ЦЕЛЬЮ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – является
формирование физической культуры личности.
Физическая
культура личности включает
которые тесно связаны между собой, дополняют и обуславливают друг
друга (см. таблицу).
Элементы физической культуры личности
(по М.Я. Виленскому и Г.М. Соловьевой, 2001)
№
Основные
Компоненты
п/п составляющие
качеств
1. Знания и Объем Эрудиция
интеллектуальные способно- Научность Степень абстракции
сти
2.
Физическое
совершенство
Физическое
3. Мотивационно-ценностные
ориентации
4. Социально-духовные Нравственность Физкультурно-спортивная этика и культура
ценности Эстетика Чувство прекрасного