Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

                                                                      Чувство красоты

                                    Отношение к труду                   Трудолюбие

                                      Мировоззрение        Степень научности знаний и  убеждений

                                                                 Отказ от вредных привычек

                                   Здоровый образ жизни                 Системность

                                                                      Научная основа

 

 

 

 

                                                  28

 

 

  5.   Физкультурно-спортивная        Спортивная         Частота использования

            деятельность            Оздоровительная        Затраты времени

                                      Прикладная          Уровень достижения

                                    Образовательная            динамика

                                   Пропагандистская

                                    Организаторская

                                       Судейская

                                    Инструкторская

                                 Самосовершенствование

 

 

 

 

      Стратегическая  цель функционирования физической  культуры как

социально-педагогической системы  конкретизируется в задачах, кото-

рые необходимо решать с любым  контингентом занимающихся, выде-

ляя при этом образовательные  задачи, задачи развития физического  раз-

вития и задачи воспитания личности.

      К образовательным  задачам относят:

      - формирование  и доведения до необходимой  степени совершенст-

ва разнообразных двигательных умений и навыков;

      - овладение  целостной системой знаний, необходимых  для укреп-

ления и сохранения здоровья средствами физической культуры, для

сознательного освоения двигательных умений и навыков, для физиче-

ского совершенствования  и развития двигательных способностей и др.

      Задачи физического  развития включают:

      - оптимальное  развитие физических качеств  (способностей) - кон-

диционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и коорди-

национных;

      - совершенствование  телосложения и гармоническое  физическое

развитие;

      - укрепление  и сохранение здоровья, закаливание,  восстановление

работоспособности после  болезней и травм;

      - многолетнее  сохранение высокого уровня работоспособности.

      К воспитательным  задачам относятся:

      - формирование  мировоззрения, убеждений, установок,  потребно-

стей, мотивов, интересов, активного  и осознанного отношения к  дея-

тельности, определенной сферой физической культуры;

 

 

 

                                               29

 

 

      - формирование  нравственных, эстетических, волевых  свойств и

качеств личности, обуславливающих  ее физкультурно-спортивную ак-

тивность.

      Данные группы  задач представлены здесь в  самой общей форме. В

данной формулировке они  относятся ко всем звеньям системы  физиче-

ской культуры. Вполне очевидно, что общие задачи конкретизируются в

соответствии с особенностями  контингента занимающихся (возрастны-

ми, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья и др.), време-

нем, необходимым для их решения и др. Например, по срочности  реше-

ния задачи могут быть перспективными, текущими и оперативными.

      На рис. 1 изображена схема, иллюстрирующая  конкретизацию

общих задач по профилю  физкультурной деятельности.

      Система  физической культуры включает  мировоззренческие, тео-

ретико-методические, программно-нормативные  и организационные

основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и

формирование здорового  образа жизни.

      1. Мировоззренческие  основы. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это совокуп-

ность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой

деятельности.

      В отечественной  системе физической культуры  мировоз-

зренческие установки  направлены на формирование физической куль-

туры личности, ее всестороннему  и гармоничному развитию, реализа-

цию возможностей достижения каждым физического совершенства, ук-

репление и многолетнее  сохранение здоровья, подготовку на этой осно-

ве членов общества к профессиональным видам деятельности.

      2. Теоретико-методические  основы. Система физической культу-

ры опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической

основой служат научные положения  естественных (анатомия, физиоло-

гия, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), пе-

дагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых

дисциплина «Теория и  методика физической культуры» разрабатывает  и

обосновывает наиболее общие  закономерности.

 

 

 

 

                                 30

 

 

               Цель функционирования физической  культуры в обществе

                 - функционирование физической культуры  человека

 

 

 

 

                                       задачи

 

 

 

          образовательные         физического развития       воспитательные

 

 

 

 

              Конкретизация задач по физкультурным  видам деятельности

 

 

  Физкуль-        Физкуль-         Физкуль        Физкуль             Физкуль-

    турно-         турно-           турно-         турно-              турно-

  образова-         спор-         рекреаци-       реабили-             адапта-

   тельная         тивная           онная        тационная            ционная

 

 

 

                             Виды физической культуры

 

 

  Образова-         Спортив-        Рекреа-          Реабили-         Адаптив-

   тельная            ная           ционная         тационная           ная

 

 

     Рис. 1. Конкретизация  задач, решаемых в сфере

             физической культуры в зависимости  от характера

            физкультурной деятельности (Ю.Ф.  Курамшин)

 

 

     3. Организационные  основы. Система физической культуры  суще-

ствует в государственных  и общественно-самодеятельных формах орга-

низации, руководства и  управления.

     По государственной  линии предусматриваются систематические

обязательные занятия  физическими упражнениями в дошкольных учре-

ждениях, общеобразовательных  школах, средних специальных и  выс-

ших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организа-

циях и др. Занятия проводятся по государственным программам, в  отве-

денные для этого часы в соответствии с расписанием  и официальным

                                       31

 

 

графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных

кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами фи-

зического воспитания по государственной  линии обеспечивают Мини-

стерство Российской Федерации  по физической культуре, спорту и ту-

ризму, Комитет Государственной  Думы по туризму и спорту, городские

комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие

отделы Министерств РФ (образования, здравоохранения, культуры,

обороны, внутренних дел и  др.).

      По общественно-самодеятельной  линии занятия физическими уп-

ражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонно-

стей, способностей занимающихся и его потребностей. Принципиаль-

ной чертой общественно-самодеятельной формы организации является

полная добровольность физкультурных  занятий. Продолжительность

занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных

склонностей и реального  наличия свободного времени.

      К общественным  органам управления относятся  Олимпийский ко-

митет России, Паралимпийский комитет России, Специальный комитет

России, физкультурно-спортивные общества России и др.

      4. Программно-нормативные  основы. Высокая социально-

активная значимость физической культуры потребовала создать для

данной сферы жизнедеятельности  организационно-правовые основы.

      Президентом  Российской Федерации Ельциным 29 апреля 1999 г.

был подписан Федеральный  закон «О физической культуре и спорте в

Российской Федерации. Закон  устанавливает правовые, организацион-

ные, экономические, социальные основы деятельности физкультурно-

спортивных организаций, определяет принципы государственной  поли-

тики в области физической культуры и спорта в РФ и Олимпийского

движения в России.

      Этот документ  направлен на то, чтобы обеспечить  всестороннее

развитие человека, утвердить  здоровый образ жизни, сформировать по-

требности в физическом и  нравственном совершенствовании, создать

условия для занятий любимым  видом спорта, профилактики заболева-

ний, вредных привычек и  правонарушений. Гарантируются права  граж-

дан заниматься физической культурой  и спортом (в том числе спортом

 

                                 32

 

 

как профессией), объединяться в организации физкультурно-

оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-

спортивные общества, федерации  по видам спорта, ассоциации, клубы  и

иные объединения. Государство  признает и поддерживает Олимпийское

движение в России, его  деятельность координируется Олимпийским

комитетом, который является неправительственной организацией и

официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых

Международным Олимпийским  комитетом.

     К компетенции  государственных органов управления  системой

образования относится разработка стандартов для образовательных  уч-

реждений различных типов: дошкольных, общеобразовательных, специ-

альных, начального, среднего, высшего и послевузовского профессио-

нального образования.

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – сово-

купность знаний, умений и  навыков, необходимая и достаточная  для

достижения целей образования, оптимальный минимум содержания об-

разования.

     Более детально  остановимся на Государственном  образователь-

ном стандарте по предмету «физическая культура» в общеобразо-

вательной школе. Проект стандарта  подготовлен сотрудниками Ин-

ститута возрастной физиологии Российской академии образования и

Министерства образования  в 1993 году коллективом авторов: В.И. Лях,

В.Н. Шаулин, Г.Б. Мейксон, Е.Н. Литвинов. Цель государственного об-

разовательного стандарта  состоит в том, чтобы обеспечить общий уро-

вень среднего образования.

     В общеобразовательной  школе физическая культура является  ба-

зовой областью образования  как средство укрепления здоровья, форми-

рования здорового образа жизни, организации отдыха и досуга школь-

ников. Целью Государственного стандарта по предмету «Физическая

культура» в образовательной  школе является овладение школьниками

основами личной физической культуры. Под этим термином понимает-

ся совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень

здоровья и развития двигательных способностей, умения осуществлять

 

 

                                33

 

 

двигательную, физкультурно-оздоровительную  и спортивную деятель-

ность.

     Основным результатом  овладения физической культурой  является

освоение ее базовых основ. Этот базовый компонент положен  в основу

стандарта и не зависит  от региональных, национальных и индивидуаль-

ных особенностей.

     Базовый компонент  – стабильная часть общего  среднего образо-

вания. Он является основой  для накопления и обогащения физического

и духовного потенциала общества. На основе базового компонента

можно определить степень  сформированности здорового образа жизни,

уровень физической культуры школьников в различных регионах стра-

ны.

     Вариативный  компонент обусловлен учетом  индивидуальных

особенностей детей, региональных и национальных условий, специали-

зации учителя и интересов  учащихся.

     Базовый компонент  составляет 70-80%, 60-70%, 50-60% (соответ-

ственно в начальной, средней  и старших классах) времени, отведенного

на предмет «физическая  культура» в школе.

     Основные блоки  содержания базовой физической  культуры вклю-

чают в себя знания, способы  двигательной деятельности, способы  физ-

культурно-оздоровительной  и спортивной деятельности.

     Государственный  образовательный стандарт включает  минимум

требований к подготовленности учащихся начальной, основной и сред-

ней школы, а также методику оценки их успеваемости по основам  зна-

ний, техники владения двигательными  действиями (умениями и навы-

ками), умений осуществлять физкультурно-оздоровительную  деятель-

Информация о работе Понятие теории физической культуры