Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
5. Физкультурно-спортивная Спортивная Частота использования
деятельность Оздоровительная Затраты времени
Стратегическая
цель функционирования
социально-педагогической системы конкретизируется в задачах, кото-
рые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выде-
ляя при этом образовательные задачи, задачи развития физического раз-
вития и задачи воспитания личности.
К образовательным задачам относят:
- формирование и доведения до необходимой степени совершенст-
ва разнообразных двигательных умений и навыков;
- овладение целостной системой знаний, необходимых для укреп-
ления и сохранения здоровья средствами физической культуры, для
сознательного освоения двигательных умений и навыков, для физиче-
ского совершенствования и развития двигательных способностей и др.
Задачи физического развития включают:
- оптимальное развитие физических качеств (способностей) - кон-
диционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и коорди-
национных;
- совершенствование телосложения и гармоническое физическое
развитие;
- укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление
работоспособности после болезней и травм;
- многолетнее
сохранение высокого уровня
К воспитательным задачам относятся:
- формирование
мировоззрения, убеждений,
стей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к дея-
тельности, определенной сферой физической культуры;
- формирование нравственных, эстетических, волевых свойств и
качеств личности, обуславливающих ее физкультурно-спортивную ак-
тивность.
Данные группы задач представлены здесь в самой общей форме. В
данной формулировке они относятся ко всем звеньям системы физиче-
ской культуры. Вполне очевидно, что общие задачи конкретизируются в
соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастны-
ми, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья и др.), време-
нем, необходимым для их решения и др. Например, по срочности реше-
ния задачи могут быть перспективными, текущими и оперативными.
На рис. 1
изображена схема,
общих задач по профилю физкультурной деятельности.
Система физической культуры включает мировоззренческие, тео-
ретико-методические, программно-нормативные и организационные
основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и
формирование здорового образа жизни.
1. Мировоззренческие основы. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это совокуп-
ность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой
деятельности.
В отечественной системе физической культуры мировоз-
зренческие установки направлены на формирование физической куль-
туры личности, ее всестороннему и гармоничному развитию, реализа-
цию возможностей достижения каждым физического совершенства, ук-
репление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой осно-
ве членов общества к профессиональным видам деятельности.
2. Теоретико-методические основы. Система физической культу-
ры опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической
основой служат научные положения естественных (анатомия, физиоло-
гия, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), пе-
дагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых
дисциплина «Теория и методика физической культуры» разрабатывает и
обосновывает наиболее общие закономерности.
Цель функционирования
- функционирование физической
образовательные физического развития воспитательные
Конкретизация задач по
Физкуль- Физкуль- Физкуль Физкуль Физкуль-
турно- турно- турно- турно- турно-
образова- спор- рекреаци- реабили- адапта-
тельная тивная онная тационная ционная
Виды физической культуры
Образова- Спортив- Рекреа- Реабили- Адаптив-
тельная ная ционная тационная ная
Рис. 1. Конкретизация задач, решаемых в сфере
физической культуры в
физкультурной деятельности (Ю.Ф. Курамшин)
3. Организационные основы. Система физической культуры суще-
ствует в государственных и общественно-самодеятельных формах орга-
низации, руководства и управления.
По государственной
линии предусматриваются
обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учре-
ждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и выс-
ших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организа-
циях и др. Занятия проводятся по государственным программам, в отве-
денные для этого часы в соответствии с расписанием и официальным
графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных
кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами фи-
зического воспитания по государственной линии обеспечивают Мини-
стерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и ту-
ризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские
комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие
отделы Министерств РФ (образования, здравоохранения, культуры,
обороны, внутренних дел и др.).
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими уп-
ражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонно-
стей, способностей занимающихся и его потребностей. Принципиаль-
ной чертой общественно-самодеятельной формы организации является
полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность
занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных
склонностей и реального наличия свободного времени.
К общественным органам управления относятся Олимпийский ко-
митет России, Паралимпийский комитет России, Специальный комитет
России, физкультурно-спортивные общества России и др.
4. Программно-нормативные основы. Высокая социально-
активная значимость физической культуры потребовала создать для
данной сферы
Президентом Российской Федерации Ельциным 29 апреля 1999 г.
был подписан Федеральный закон «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации. Закон устанавливает правовые, организацион-
ные, экономические, социальные основы деятельности физкультурно-
спортивных организаций, определяет принципы государственной поли-
тики в области физической культуры и спорта в РФ и Олимпийского
движения в России.
Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее
развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать по-
требности в физическом и нравственном совершенствовании, создать
условия для занятий любимым видом спорта, профилактики заболева-
ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граж-
дан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом
как профессией), объединяться в организации физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-
спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и
иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское
движение в России, его деятельность координируется Олимпийским
комитетом, который является
неправительственной
официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых
Международным Олимпийским комитетом.
К компетенции
государственных органов
образования относится разработка стандартов для образовательных уч-
реждений различных типов: дошкольных, общеобразовательных, специ-
альных, начального, среднего,
высшего и послевузовского
нального образования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ –
купность знаний, умений и навыков, необходимая и достаточная для
достижения целей образования, оптимальный минимум содержания об-
разования.
Более детально
остановимся на
ном стандарте по предмету
«физическая культура» в
вательной школе. Проект стандарта подготовлен сотрудниками Ин-
ститута возрастной физиологии Российской академии образования и
Министерства образования в 1993 году коллективом авторов: В.И. Лях,
В.Н. Шаулин, Г.Б. Мейксон, Е.Н. Литвинов. Цель государственного об-
разовательного стандарта состоит в том, чтобы обеспечить общий уро-
вень среднего образования.
В общеобразовательной
школе физическая культура
зовой областью образования как средство укрепления здоровья, форми-
рования здорового образа жизни, организации отдыха и досуга школь-
ников. Целью Государственного стандарта по предмету «Физическая
культура» в образовательной школе является овладение школьниками
основами личной физической культуры. Под этим термином понимает-
ся совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень
здоровья и развития двигательных способностей, умения осуществлять
двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятель-
ность.
Основным результатом
овладения физической
освоение ее базовых основ. Этот базовый компонент положен в основу
стандарта и не зависит от региональных, национальных и индивидуаль-
ных особенностей.
Базовый компонент – стабильная часть общего среднего образо-
вания. Он является основой для накопления и обогащения физического
и духовного потенциала общества. На основе базового компонента
можно определить степень сформированности здорового образа жизни,
уровень физической культуры школьников в различных регионах стра-
ны.
Вариативный компонент обусловлен учетом индивидуальных
особенностей детей, региональных и национальных условий, специали-
зации учителя и интересов учащихся.
Базовый компонент составляет 70-80%, 60-70%, 50-60% (соответ-
ственно в начальной, средней и старших классах) времени, отведенного
на предмет «физическая культура» в школе.
Основные блоки содержания базовой физической культуры вклю-
чают в себя знания, способы двигательной деятельности, способы физ-
культурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Государственный
образовательный стандарт
требований к подготовленности учащихся начальной, основной и сред-
ней школы, а также методику оценки их успеваемости по основам зна-
ний, техники владения двигательными действиями (умениями и навы-
ками), умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятель-