Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональ-
ной.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение челове-
ком рациональных способов управления своими движениями, приобре-
тение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений,
навыков и связанных с ними знаний.
Смысл физического
образования по мысли П.Ф.
в том, чтобы научиться
сознательно управлять
их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в
меньший промежуток времени
сознательно производить
физическую работу.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных
морфо-функциональных свойств
организма в течение
жизни.
Этот процесс
характеризуется следующими
1. Показателями, которые характеризуют биологические фор-
мы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величи-
на жироотложения).
2.
Показателями функциональных
систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной сис-
тем, органов пищеварения и выделения и др.).
3.
Показателями развития
ты, выносливости, гибкости, координационных способностей).
Каждому
отрезку жизни свойственны
го развития. Они могут отражать процессы поступательного развития
(до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет),
а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическое
развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и
социального характера. Этот процесс у п р а в л я е м ы й. В зависимо-
сти от всей совокупности факторов и условий физическое развитие мо-
жет быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно
отодвинуть процесс старения.
Физическое
развитие определяется
возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климато-
географических, социальных факторов); биологический закон упраж-
няемости и закон единства форм и функций организма.
Показатели
физического развития имеют
оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического
развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность,
заболеваемость, является одним
из показателей социального
нации.
ФИЗИЧЕСКОЕ
СОВЕРШЕНЧТВО – это
ный идеал физического развития и физической подготовленности чело-
века, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его
историческом развитии предъявляло различные требования к физиче-
скому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет и не мо-
жет быть единого идеала физического совершенства.
Важнейшими
конкретными показателями
го человека современности является:
1. Крепкое здоровье,
обеспечивающее человеку
адаптироваться к различным условиям.
2. Высокая общая физическая работоспособность
3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка
4. Владение рациональной
техникой основных жизненно
движений
5. Всесторонне и
гармонично развитые
исключающие однобокое развитие человека.
6. Физкультурная образованность,
т.е. владение специальными
ниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способно-
стями в жизни, труде и спорте.
ФИЗИЧЕСКАЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ –
можности человека выполнять физическое усилие без снижения задан-
ного уровня функционирования организма, в первую очередь его сер-
дечно-сосудистой и дыхательных систем (Т.Ю. Круцевич).
Физическая
работоспособность –
деляется значительным числом факторов: морфофункциональным со-
стоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотива-
цией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно со-
ставить только на основе комплексной оценки.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма
ловека к окружающей действительности, в процессе которой осуществ-
ляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распростране-
ние и потребление ценностей физической культуры.
Успешная
реализация процессов
ской подготовки, спортивной тренировки возможна лишь на основе ор-
ганизованной физкультурной деятельности. Физкультурную деятель-
ность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов
человеческой деятельности, обеспечивающих эффективное развитие ор-
ганов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности.
СПОРТ –
специфическая форма
ка и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей
человека в условиях соперничества.
СПОРТ - составная часть физической культуры – это собственно
соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специ-
фические межличностные отношения.
В последнем представлении термин «спорт» входит в понятие
«физическая культура». «Спорт» имеет смысл рассматривать как часть
физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является
частью общественно-
эффективной деятельности.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в последнее время
спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение: вопросы
развития спорта имеют отражение в Конституциях многих стран, обсу-
ждаются в организации Объединенных наций, в сфере спорта вращают-
ся громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулы
материального характера. Наличие громадных физических нагрузок, ус-
тановка на достижение наивысшего результата и победы «любой це-
ной» не позволяют рассматривать спорт как элемент физической куль-
туры. Спортивная деятельность, особенно если она представлена про-
фессионально-комерчеческим спортом, выступает как контркультура.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры: исполь-
зование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных
формах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этого
процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на
другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной,
военной деятельности.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры: це-
ленаправленный процесс использования физических упражнений для
восстановления или
двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается смысл физической культуры как компонента
культуры общества?
2. Перечислите
3 группы признаков,
зической культуры.
3. Дайте сравнительную
характеристику понятиям «
культура» и «физическое воспитание»; «физическая культура» и
«спорт».
4. Что является
результатом физической
5. Какими показателями
характеризуется процесс
развития?
6. Перечислите законы, которыми определяется и которым подчи-
няется процесс физического развития человека.
7. Перечислите
важнейшие показатели
человека современности.
8. В чем смысл
терминов «физическая
реабилитация»?
Тема 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятия: базовая физическая культура, спортивная физическая культура, про-
фессионально-прикладная физическая культура, рекреационная физическая
культура,
реабилитационная физическая
культура.
Любое сложное общественное явление и каждая область челове-
ческой деятельности имеет свою структуру. Под СТРУКТУРОЙ явления
понимают, во-первых, состав его компонентов (частей, видов), и, во-
вторых, связи и отношения между этими компонентами, их внутрен-
нюю организацию, упорядоченность.
Физическая культура, являясь сложным социальным явлением,
также имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разде-
лы, компоненты, виды и формы. Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделя-
ет физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигатель-
ную реабилитацию.
Л.П. Матвеев
(1983) подразделяет физическую
вую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную, оздо-
ровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру. При
этом Л.П. Матвеев не определяет классификационный признак (крите-
рий) такого подразделения, а разделение на виды проводит в соответст-
вие с наиболее общими решаемыми ими задачами (специфической на-
правленностью в процессе использования). Каждый из выделенных ви-
дов физической культуры либо обеспечивает что-то (например, специ-
альную физическую подготовленность к трудовой деятельности), либо
способствует чему-либо (например, восстановлению функций организ-
ма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний или травм).
Рассматривая структуру физической культуры, В.М. Выдрин от-
мечает, что она сформировалась исторически и критериями выделения
видов (компонентов) являются потребности общества и личности. К
числу наиболее общих потребностей общества он относит необходи-
мость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способ-
ной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости.
Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин предполагает, что у ка-
ждого индивидуума существует
потребность в собственном
нем, безграничном и гармоничном развитии.
Позднее М.Я. Виленский (1996) выявил, что формулировка по-
требности личности в собственном всестороннем, гармоничном разви-
тии и укреплении здоровья не выступает в качестве действенного моти-
ватора - важно говорить о мотивах, побуждающих личность к физкуль-
турной деятельности. Мотивами к занятиям физической культурой мо-
гут быть: перспективы профессионального роста и мобильности, мате-
риального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению
круга общения, повышение социального статуса, повышение самооцен-
ки, самосовершеностование и др.
Так,
остановимся подробнее на
ры, выделенных Л.П. Матвеевым.
Базовая
физическая культура
ской культуры. Она является одним из важнейших компонентов образо-
вания и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня
общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер
человеческой деятельности.
Содержание базовой физической культуры способствует приоб-
ретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных уме-
ний и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего раз-
ностороннего физического развития, то есть является «базой» для из-
бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и пред-
ставляет собой базовое физическое воспитание.
Базовыми,
непременными двигательными
ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования ле-
жат естественные физические способности: сила, быстрота, выносли-
вость, ловкость, гибкость.
Основным
видом базовой физической
ная физическая культура, формой организации которой является урок,
призванный последовательно
создавать благоприятные
зического развития учащихся.
В зависимости
от этапов возрастного
а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержа-
ние базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут
также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по
общей физической подготовке. Для базовой физической культуры ха-
рактерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совер-
шенствование физических возможностей занимающихся.
В состав базовой физической культуры включены и элементы
спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физи-
ческой подготовленности.