Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональ-

ной.

     ФИЗИЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ – это системное  освоение челове-

ком рациональных способов управления своими движениями, приобре-

тение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений,

навыков и связанных с  ними знаний.

     Смысл физического  образования по мысли П.Ф. Лесгафта  состоит

в том, чтобы научиться  сознательно управлять движениями, сравнивать

их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в

меньший промежуток времени  сознательно производить наибольшую

физическую работу.

     ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ – процесс изменения  естественных

морфо-функциональных свойств  организма в течение индивидуальной

жизни.

     Этот процесс  характеризуется следующими показателями:

      1.    Показателями, которые характеризуют  биологические фор-

мы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величи-

на жироотложения).

      2.    Показателями функциональных изменений  физиологических

систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной сис-

тем, органов пищеварения  и выделения и др.).

      3.    Показателями развития физических  качеств (силы, быстро-

ты, выносливости, гибкости, координационных способностей).

      Каждому  отрезку жизни свойственны свои  показатели физическо-

го развития. Они могут  отражать процессы поступательного  развития

(до 25 лет) сменяющихся  стабилизацией форм и функций  (до 45-50 лет),

а затем инволюционных  изменений (процесс старения). Физическое

развитие обусловлено  множеством факторов, как биологического так и

социального характера. Этот процесс у п р а в л  я е м ы й. В зависимо-

сти от всей совокупности факторов и условий физическое развитие мо-

жет быть всесторонним, гармоничным  или дисгармоничным, можно

отодвинуть процесс старения.

      Физическое  развитие определяется законами: наследственности;

возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климато-

географических, социальных факторов); биологический закон упраж-

няемости и закон единства форм и функций организма.

      Показатели  физического развития имеют большое  значение для

оценки качества жизни  того или иного общества. Уровень  физического

развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность,

заболеваемость, является одним  из показателей социального здоровья

нации.

      ФИЗИЧЕСКОЕ  СОВЕРШЕНЧТВО – это исторически  обусловлен-

ный идеал физического  развития и физической подготовленности чело-

века, оптимально соответствующий  требованиям жизни. Общество в его

историческом развитии предъявляло  различные требования к физиче-

скому совершенствованию  человека. Отсюда следует, что нет  и не мо-

жет быть единого идеала физического  совершенства.

      Важнейшими  конкретными показателями физически  совершенно-

го человека современности  является:

   1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность  быстро

адаптироваться к различным  условиям.

 

                                  12

 

 

   2. Высокая общая  физическая работоспособность

   3. Пропорционально  развитое телосложение, правильная  осанка

   4. Владение рациональной  техникой основных жизненно важных

движений

   5. Всесторонне и  гармонично развитые физические  качества,

исключающие однобокое развитие человека.

   6. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными зна-

ниями и умениями пользоваться своим телом и физическими  способно-

стями в жизни, труде и  спорте.

      ФИЗИЧЕСКАЯ  РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальные  воз-

можности человека выполнять  физическое усилие без снижения задан-

ного уровня функционирования организма, в первую очередь его  сер-

дечно-сосудистой и дыхательных  систем (Т.Ю. Круцевич).

      Физическая  работоспособность – комплексное  понятие. Оно опре-

деляется значительным числом факторов: морфофункциональным со-

стоянием различных органов  и систем, психическим статусом, мотива-

цией и др. факторами. Поэтому  заключение о ее величине возможно со-

ставить только на основе комплексной  оценки.

      ФИЗКУЛЬТУРНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма отношения  че-

ловека к окружающей действительности, в процессе которой осуществ-

ляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распростране-

ние и потребление ценностей  физической культуры.

      Успешная  реализация процессов физического  воспитания, физиче-

ской подготовки, спортивной тренировки возможна лишь на основе ор-

ганизованной физкультурной  деятельности. Физкультурную деятель-

ность необходимо рассматривать  как один из основополагающих видов

человеческой деятельности, обеспечивающих эффективное развитие ор-

ганов и систем, высокий  уровень здоровья и работоспособности.

      СПОРТ –  специфическая форма культурной  деятельности челове-

ка и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей

человека в условиях соперничества.

      СПОРТ - составная  часть физической культуры –  это собственно

соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специ-

фические межличностные  отношения.

      В последнем  представлении термин «спорт»  входит в понятие

«физическая культура». «Спорт»  имеет смысл рассматривать как  часть

 

                                 13

 

 

физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является

частью общественно-педагогической системы подготовки человека к

эффективной деятельности.

      Вместе с  тем, необходимо иметь в виду, что в последнее время

спорт все больше приобретает  свое самостоятельное значение: вопросы

развития спорта имеют  отражение в Конституциях многих стран, обсу-

ждаются в организации  Объединенных наций, в сфере спорта вращают-

ся громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют  стимулы

материального характера. Наличие  громадных физических нагрузок, ус-

тановка на достижение наивысшего результата и победы «любой це-

ной» не позволяют рассматривать  спорт как элемент физической куль-

туры. Спортивная деятельность, особенно если она представлена про-

фессионально-комерчеческим  спортом, выступает как контркультура.

      ФИЗИЧЕСКАЯ  РЕКРЕАЦИЯ – вид физической  культуры: исполь-

зование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных

формах для активного  отдыха людей, получение удовольствия от этого

процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на

другой, отвлечения от обычных  видов трудовой, бытовой, спортивной,

военной деятельности.

      ФИЗИЧЕСКАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической  культуры: це-

ленаправленный процесс  использования физических упражнений для

восстановления или компенсации  частично или временно утраченных

двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

 

 

 

     Контрольные  вопросы:

 

     1. В чем заключается  смысл физической культуры как  компонента

культуры общества?

     2. Перечислите  3 группы признаков, характеризующих  сферу фи-

зической культуры.

     3. Дайте сравнительную  характеристику понятиям «физическая

культура» и «физическое  воспитание»; «физическая культура»  и

«спорт».

     4. Что является  результатом физической подготовки?

 

                                14

 

 

     5. Какими показателями  характеризуется процесс физического

развития?

     6. Перечислите  законы, которыми определяется и  которым подчи-

няется процесс физического  развития человека.

     7. Перечислите  важнейшие показатели физически  совершенного

человека современности.

     8. В чем смысл  терминов «физическая рекреация»  и «двигательная

реабилитация»?

 

 

 

                 Тема 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

                    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

       Понятия:  базовая физическая культура, спортивная  физическая культура, про-

       фессионально-прикладная  физическая культура, рекреационная  физическая

       культура, реабилитационная физическая культура, адаптивная физическая

       культура.

 

 

      Любое сложное  общественное явление и каждая  область челове-

ческой деятельности имеет  свою структуру. Под СТРУКТУРОЙ явления

понимают, во-первых, состав его компонентов (частей, видов), и, во-

вторых, связи и отношения  между этими компонентами, их внутрен-

нюю организацию, упорядоченность.

      Физическая  культура, являясь сложным социальным  явлением,

также имеет собственную  структуру. В ней выделяют различные  разде-

лы, компоненты, виды и формы. Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделя-

ет физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигатель-

ную реабилитацию.

      Л.П. Матвеев  (1983) подразделяет физическую культуру  на базо-

вую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную, оздо-

ровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру. При

этом Л.П. Матвеев не определяет классификационный признак (крите-

рий) такого подразделения, а  разделение на виды проводит в соответст-

вие с наиболее общими решаемыми  ими задачами (специфической на-

правленностью в процессе использования). Каждый из выделенных ви-

дов физической культуры либо обеспечивает что-то (например, специ-

                                      15

 

 

альную физическую подготовленность к трудовой деятельности), либо

способствует чему-либо (например, восстановлению функций организ-

ма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний или травм).

       Рассматривая  структуру физической культуры, В.М. Выдрин от-

мечает, что она сформировалась исторически и критериями выделения

видов (компонентов) являются потребности общества и личности. К

числу наиболее общих потребностей общества он относит необходи-

мость создания здоровой, жизнедеятельной  и мобильной нации, способ-

ной эффективно трудиться  и защищать себя в случае необходимости.

Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин предполагает, что  у ка-

ждого индивидуума существует потребность в собственном всесторон-

нем, безграничном и гармоничном  развитии.

       Позднее  М.Я. Виленский (1996) выявил, что  формулировка по-

требности личности в собственном  всестороннем, гармоничном разви-

тии и укреплении здоровья не выступает в качестве действенного моти-

ватора - важно говорить о  мотивах, побуждающих личность к  физкуль-

турной деятельности. Мотивами к занятиям физической культурой  мо-

гут быть: перспективы профессионального  роста и мобильности, мате-

риального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению

круга общения, повышение  социального статуса, повышение  самооцен-

ки, самосовершеностование  и др.

       Так,  остановимся подробнее на компонентах  физической культу-

ры, выделенных Л.П. Матвеевым.

       Базовая  физическая культура составляет  фундамент физиче-

ской культуры. Она является одним из важнейших компонентов  образо-

вания и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня

общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер

человеческой деятельности.

       Содержание  базовой физической культуры  способствует приоб-

ретению основного фонда  знаний, жизненно важных двигательных уме-

ний и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего раз-

ностороннего физического  развития, то есть является «базой»  для из-

бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и пред-

ставляет собой базовое  физическое воспитание.

 

                                 16

 

 

       Базовыми, непременными двигательными навыками  являются

ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования ле-

жат естественные физические способности: сила, быстрота, выносли-

вость, ловкость, гибкость.

       Основным  видом базовой физической культуры  является школь-

ная физическая культура, формой организации которой является урок,

призванный последовательно  создавать благоприятные условия  для фи-

зического развития учащихся.

       В зависимости  от этапов возрастного развития  и условий жизни,

а также личных интересов  и потребностей отдельных людей  содержа-

ние базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут

также решаться в форме  секционных и самостоятельных занятий  по

общей физической подготовке. Для базовой физической культуры ха-

рактерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное  совер-

шенствование физических возможностей занимающихся.

       В состав  базовой физической культуры  включены и элементы

спорта, направленные преимущественно  на достижение базовой физи-

ческой подготовленности.

Информация о работе Понятие теории физической культуры