Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ность и физической подготовленности.

     Физическое  воспитание в государственных  учреждениях осущест-

вляется на основе обязательных программ по физической культуре

(программы для дошкольных  учреждений, общеобразовательной шко-

лы, средних и высших учебных  заведений, армии и т.д.). Принятый в

1996 году в Российской  Федерации Закон «Об образовании»  предоста-

вил государственным учреждениям  право выбора, а также самостоя-

тельную разработку программ, по которым они могут осуществлять

 

                                 34

 

 

подготовку своих учеников. Но, разрабатываемые программы должны

отвечать требованиям  государственного образовательного стандарта  и

включать следующий обязательный минимум (обязательный минимум

содержания программ установлен Министерством образования РФ):

     • Физическая  культура человека и общества (роль физической

культуры в формировании здорового образа жизни; история  развития

физической культуры в  России ее выдающиеся спортсмены; оздорови-

тельные системы отечественной, западной и восточной культур; Олим-

пийские игры Древней Греции и современное олимпийское движение).

     • Естественно-научные  основы физического развития  и воспита-

ния личности (роль функциональных систем в управлении движениями,

гигиенические основы организации  занятий физическими упражнения-

ми, предупреждение травматизма).

     • Социально-психологические  основы физического развития  и

воспитания личности (регуляция  эмоциональных и психических  состоя-

ний средствами физической культуры).

     • Основы  развития психофизических способностей  человека и

формирования здорового  образа жизни (особенности эффективного вы-

полнения двигательных действий, воспитание физических качеств, за-

нятия различными оздоровительными системами, организация само-

стоятельных занятий).

       Наиболее  распространенными программами  в дошкольных уч-

реждениях являются программа  «Детство», «Радуга», «Истоки» и др. В

общеобразовательных школьных учреждениях – «Комплексная про-

грамма физического воспитания учащихся I-IX классов общеобразова-

тельной школы», разработанная  в 1996 г. В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом,

Г.Б. Мейксоном; программа  «Физическое воспитание учащихся I-IX

классов, основанное на одном  из видов спорта (баскетбол), разработан-

ная в 1996 году Е.Н Литниновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым;

программа «Физическое воспитание учащихся I-IX классов с направ-

ленным развитием двигательных способностей», разработанная в 1993

году В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном; «Физическая культура. 1-11 кл.»,

разработанная А.П. Матвеевым  и Т.В. Петровой в 2002 году и др.

 

 

                                 35

 

 

      Целевая  спортивно-оздоровительная программ  «Президент-

ские состязания». Указ Президента Б.Н. Ельцина «О целевой спортив-

но-оздоровительной программе  «Президентские состязания» издан 7

июня 1996 г. в целях массового  привлечения детей к занятиям физиче-

ской культурой и спортом, формирования здорового образа жизни  и по-

вышения социальной активности подрастающего поколения.

      Единая спортивная  классификация устанавливает единые  для

всех спортивных организаций  страны принципы и правила присвоения

спортивных разрядов и  знаний, а также единые в каждом виде спорта

нормативные требования к  подготовке спортсменов (в том числе  и

спортсменов-инвалидов). Состав видов спорта и нормативные требова-

ния пересматриваются, как  правило, в первый послеолимпийский (Па-

ралимпийский) год.

      В спортивной  классификации предусмотрены два  вида норматив-

ных требований:

      - разрядные  нормы для видов спорта, где  результаты оценивают-

ся в объективных показателях (метры, секунды, вес)

      - разрядные  требования для видов спорта, в которых достижения

оцениваются по факту победы (бокс, баскетбол)

      - для некоторых  видов спорта (лыжный, велосипедный) введены

одновременно и разрядные  нормы и разрядные требования.

 

     Контрольные  вопросы:

 

     1.   Что  понимается под « системой  физической культуры»?

     2.   Какова  цель системы физической культуры?

     3.   Что  входит в понятие «система  физического воспитания»?

     4.   Как  взаимодействую между собой педагогическая  и соци-

альная подсистема физического  воспитания?

     5.   Чем  определяется постановка целей  систем физической

культуры?

     6.   В чем  выразилось влияние социально-экономических  и дру-

гих преобразований в нашей  стране на состояние физической культуры?

     7.   Охарактеризуйте  элементы физической культуры  личности.

 

                                36

 

 

     8.   Охарактеризуйте  задачи системы физической культуры.

     9.   На  каких основах возникает современная  система физиче-

ской культуре в обществе? Дайте краткую характеристику каждой.

     10. Назовите      документы,     определяющие      программно-

нормативные основы системы  физической культуры.

     11. Каково основное  содержание Государственного стандарта

по физическому воспитанию в образовательной школе?

     12. Перечислите  требования, которым должны отвечать

разрабатываемые программы  по физическому воспитанию.

     13. Какие вы  знаете программы по физическому  воспитанию для

общеобразовательных школ?

     14. Каково основное  содержание Единой спортивной  классифи-

кации?

 

     Тема 5. СРЕДСТВА  ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

                   КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

       Средства  физической культуры. Понятия: движение, двигательное действие,

       физическое  упражнение. Содержание и форма  физических упражнений. Клас-

       сификация  физических упражнений. Естественные  силы природы и гигиениче-

       ские  факторы. Техника двигательного  действия. Кинематические и динамиче-

       ские  характеристики физических упражнений. Понятие ритма.

 

 

       5.1. Понятие  о средствах. Физические упражнения  – основное

                  специфическое средство формирования

                      физической культуры личности

 

     СРЕДСТВАМИ  в физической культуре называют  совокупность

предметов, форм и видов  деятельности, используемых людьми с  целью

физического совершенства.

     В настоящее  время выделяют следующие группы  средств физиче-

ской культуры:

     o    физические  упражнения;

     o    естественные  силы природы;

     o    гигиенические  факторы;

 

 

                                     37

 

 

     o     специально изготовленный инвентарь,  технические средства

и тренажерные устройства;

     o     идеомоторные, психогенные и аутогенные  средства.

     Каждая из  перечисленной группы средств  отличается спецификой

и многообразием воздействия, но основным средством в физической

культуре принято считать  физические упражнения (Рис. 2).

     Физические  упражнения, которые исторически  выделились из

трудовой, боевой и бытовой  деятельности (ходьба, бег, прыжки, плава-

ние и др.), принято называть естественными. Специально же создан-

ные в процессе развития теории и практики физической культуры уп-

ражнения называют аналитическими (на снарядах, с предметами и др.)

     Представление  о содержании понятия «физическое  упражнение»

тесно связано с такими понятиями как «движение» и «двигательное

действие».

 

                                                   Средства физической культуры

 

 

 

 

                                                                                                                                         психогенные, ау-

                                                                                                                      технические тре-

 

 

 

 

                                                                                                                                          Идеомоторные,

                                                                                                                       нажерные уст-

                                                                                 Гигиенически

                                               Естественные

                    упражнения

                    Физические

 

 

 

 

                                                                                                                         Инвентарь,

 

 

 

 

                                                                                                                                            тогенные

                                                 природы

 

 

 

 

                                                                                   факторы

 

 

 

 

                                                                                                                          ройства

                                                   силы

 

                                                              Специальные про-

                                        В сочетании с фи-

                                        зическими упраж-

 

 

 

 

                                                                                                   Общественная ги-

                                                                                  Личная гигиена

                        Аналитические

     Естественные

 

 

 

 

                                            нениями

 

 

 

                                                                  цедуры

 

 

 

 

                                                                                                        гиена

 

 

 

 

                                            Рис. 2. Средства физической культуры

 

 

 

 

                                                                                 38

 

 

      ДВИЖЕНИЕ  – это результат двигательной  деятельности человека,

обеспечивающий перемещение  тела или его частей по отношению  к

внешним предметам или  друг к другу.

      Для физической  культуры имеют значение произвольные  движе-

ния, которые характеризуется  следующими признаками:

      o    движение всегда является функцией  сознания;

      o    движение приобретается в процессе  жизненного опыта.

      В дальнейшем  мы будем говорить только о  произвольных движе-

ниях, которые подчинены  воле человека (в отличие от врожденных).

      Отельное  движение является элементом  действия. Посредством

связанных между собой  движений осуществляется действие (примером

действия может быть прыжок, а примером движения – перемещение  ру-

ки при прыжке).

      ДВИГАТЕЛЬНОЕ  ДЕЙСТВИЕ – группа движений, объединенных

в систему для решения  какой-либо двигательной задачи.

      ФИЗИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ - это двигательные действия, ко-

торые направлены на реализацию задач физической культуры, сформи-

рованные и организованные в соответствие с закономерностями ее раз-

вития (Ж.К. Холодов);

      ФИЗИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ - двигательные действия, создан-

ные и применяемые для  физического совершенствования  человека

(Б.А.Ашмарин, 1990).

      ФИЗИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ - двигательная активность  чело-

века, организованная в соответствии с закономерностями физического

воспитания (Л.П.Матвеев, 1976).

      Необходимо  усвоить, что не каждое действие  мы можем назвать

физическими упражнениями. Физическими  упражнениями мы называем

только те действия, которые  направлены на решение задач физической

культуры и подчинены  ее закономерностям.

      Поскольку  физические упражнения возникли  на основе трудовых

действий, они имеют много  общего с трудом. Эта общность выражается

в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических

механизмов. Однако это не может служить основой для  отождествления

 

 

                                39

 

 

физических упражнений и  труда. Различия между ними заключаются  в

следующем:

     Во-первых, физическими  упражнениями решаются педагогические

задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное

физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются произ-

Информация о работе Понятие теории физической культуры