Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ность и физической подготовленности.
Физическое воспитание в государственных учреждениях осущест-
вляется на основе обязательных программ по физической культуре
(программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной шко-
лы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Принятый в
1996 году в Российской
Федерации Закон «Об
вил государственным учреждениям право выбора, а также самостоя-
тельную разработку программ, по которым они могут осуществлять
подготовку своих учеников.
Но, разрабатываемые программы
отвечать требованиям государственного образовательного стандарта и
включать следующий
содержания программ установлен Министерством образования РФ):
• Физическая культура человека и общества (роль физической
культуры в формировании здорового образа жизни; история развития
физической культуры в России ее выдающиеся спортсмены; оздорови-
тельные системы отечественной, западной и восточной культур; Олим-
пийские игры Древней Греции
и современное олимпийское
• Естественно-научные основы физического развития и воспита-
ния личности (роль функциональных систем в управлении движениями,
гигиенические основы организации
занятий физическими
ми, предупреждение травматизма).
• Социально-психологические основы физического развития и
воспитания личности (регуляция эмоциональных и психических состоя-
ний средствами физической культуры).
• Основы
развития психофизических
формирования здорового образа жизни (особенности эффективного вы-
полнения двигательных действий, воспитание физических качеств, за-
нятия различными оздоровительными системами, организация само-
стоятельных занятий).
Наиболее распространенными программами в дошкольных уч-
реждениях являются программа «Детство», «Радуга», «Истоки» и др. В
общеобразовательных школьных учреждениях – «Комплексная про-
грамма физического воспитания учащихся I-IX классов общеобразова-
тельной школы», разработанная в 1996 г. В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом,
Г.Б. Мейксоном; программа «Физическое воспитание учащихся I-IX
классов, основанное на одном из видов спорта (баскетбол), разработан-
ная в 1996 году Е.Н Литниновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым;
программа «Физическое воспитание учащихся I-IX классов с направ-
ленным развитием двигательных способностей», разработанная в 1993
году В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном; «Физическая культура. 1-11 кл.»,
разработанная А.П. Матвеевым и Т.В. Петровой в 2002 году и др.
Целевая
спортивно-оздоровительная
ские состязания». Указ Президента Б.Н. Ельцина «О целевой спортив-
но-оздоровительной программе «Президентские состязания» издан 7
июня 1996 г. в целях массового привлечения детей к занятиям физиче-
ской культурой и спортом, формирования здорового образа жизни и по-
вышения социальной активности подрастающего поколения.
Единая спортивная
классификация устанавливает
всех спортивных организаций страны принципы и правила присвоения
спортивных разрядов и знаний, а также единые в каждом виде спорта
нормативные требования к подготовке спортсменов (в том числе и
спортсменов-инвалидов). Состав видов спорта и нормативные требова-
ния пересматриваются, как правило, в первый послеолимпийский (Па-
ралимпийский) год.
В спортивной
классификации предусмотрены
ных требований:
- разрядные нормы для видов спорта, где результаты оценивают-
ся в объективных показателях (метры, секунды, вес)
- разрядные требования для видов спорта, в которых достижения
оцениваются по факту победы (бокс, баскетбол)
- для некоторых видов спорта (лыжный, велосипедный) введены
одновременно и разрядные нормы и разрядные требования.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под « системой физической культуры»?
2. Какова
цель системы физической
3. Что входит в понятие «система физического воспитания»?
4. Как
взаимодействую между собой
альная подсистема физического воспитания?
5. Чем определяется постановка целей систем физической
культуры?
6. В чем
выразилось влияние социально-
гих преобразований в нашей стране на состояние физической культуры?
7. Охарактеризуйте элементы физической культуры личности.
8. Охарактеризуйте
задачи системы физической
9. На
каких основах возникает
ской культуре в обществе? Дайте краткую характеристику каждой.
10. Назовите документы, определяющие программно-
нормативные основы системы физической культуры.
11. Каково основное
содержание Государственного
по физическому воспитанию в образовательной школе?
12. Перечислите требования, которым должны отвечать
разрабатываемые программы по физическому воспитанию.
13. Какие вы
знаете программы по
общеобразовательных школ?
14. Каково основное содержание Единой спортивной классифи-
кации?
Тема 5. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Средства физической культуры. Понятия: движение, двигательное действие,
физическое упражнение. Содержание и форма физических упражнений. Клас-
сификация физических упражнений. Естественные силы природы и гигиениче-
ские
факторы. Техника
ские
характеристики физических
5.1. Понятие
о средствах. Физические
специфическое средство
физической культуры личности
СРЕДСТВАМИ
в физической культуре
предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью
физического совершенства.
В настоящее
время выделяют следующие
ской культуры:
o физические упражнения;
o естественные силы природы;
o гигиенические факторы;
o
специально изготовленный
и тренажерные устройства;
o идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.
Каждая из перечисленной группы средств отличается спецификой
и многообразием воздействия, но основным средством в физической
культуре принято считать физические упражнения (Рис. 2).
Физические упражнения, которые исторически выделились из
трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, плава-
ние и др.), принято называть естественными. Специально же создан-
ные в процессе развития теории и практики физической культуры уп-
ражнения называют аналитическими (на снарядах, с предметами и др.)
Представление
о содержании понятия «
тесно связано с такими понятиями как «движение» и «двигательное
действие».
упражнения
Физические
Аналитические
Естественные
ДВИЖЕНИЕ – это результат двигательной деятельности человека,
обеспечивающий перемещение тела или его частей по отношению к
внешним предметам или друг к другу.
Для физической
культуры имеют значение
ния, которые характеризуется следующими признаками:
o
движение всегда является
o
движение приобретается в
В дальнейшем мы будем говорить только о произвольных движе-
ниях, которые подчинены воле человека (в отличие от врожденных).
Отельное движение является элементом действия. Посредством
связанных между собой движений осуществляется действие (примером
действия может быть прыжок, а примером движения – перемещение ру-
ки при прыжке).
ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – группа движений, объединенных
в систему для решения какой-либо двигательной задачи.
ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это двигательные действия, ко-
торые направлены на реализацию задач физической культуры, сформи-
рованные и организованные в соответствие с закономерностями ее раз-
вития (Ж.К. Холодов);
ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - двигательные действия, создан-
ные и применяемые для физического совершенствования человека
(Б.А.Ашмарин, 1990).
ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - двигательная активность чело-
века, организованная в соответствии с закономерностями физического
воспитания (Л.П.Матвеев, 1976).
Необходимо
усвоить, что не каждое
физическими упражнениями. Физическими упражнениями мы называем
только те действия, которые направлены на решение задач физической
культуры и подчинены ее закономерностям.
Поскольку
физические упражнения
действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается
в схожести их биомеханических,
физиологических и
механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления
физических упражнений и труда. Различия между ними заключаются в
следующем:
Во-первых, физическими
упражнениями решаются
задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное
физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются произ-