Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

     двигательным  действиям и развитии физических  способностей

                                                                                                                                                                                                          Ашмариным, В.П. Лукьяненко, Ю.Ф.Курмашевым, Ю.И.Евсеевым и др.

                                                                                                                                                                                                               В настоящее время в теории  физической культуры имеется  не-

 

 

 

                                                                                                                                                                                                               В предлагаемой Ю.Ф. Курамшиным  классификации методы под-

                                                                                                                                                                                                          сколько классификаций методов,  предложенных Л.П. Матвеевым, Б.А.

 

 

      В каждой  группе методов можно выделить  соответствующие под-

группы, виды и разновидности  методов.

      Выбор радконкретного  метода в практике зависит  от ряда факто-

ров и условий. В частности  их выбор определяется:

      1.   Поставленными  задачам обучения и воспитания.

      2.   Характером  содержания учебного материала,  применяемых

средств.

      3.   Возможностями  занимающихся – их возрастом,  полом, со-

стоянием здоровья, уровнем  подготовленности и др.

      4.   Возможностями  самих преподавателей – их  предшествую-

щим опытом, уровнем теоретической  и практической подготовленно-

сти, стилем работы и личностными  качествами и др.

      5.   Временем, которым располагает преподаватель.

      6.   Структурой  отдельных занятий и их частей.

      7.   Этапами  обучения двигательным действиям,  фазами разви-

тия физической работоспособности (повышения уровня развития ка-

честв, их стабилизация или  восстановление).

      8.   Особенностями  внешних условий, в которых  проводится за-

нятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, коли-

чеством инвентаря).

      Ни один  из многочисленных методов не  может быть признан

единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко

выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его  дру-

гими методами, в то же время оправдывают себя только в  тесной взаи-

мосвязи с ними.

 

           6.2.1. Методы, направленные на приобретение  знаний

 

     ЗНАНИЕ –  это форма существования и  систематизации результа-

тов познавательной деятельности человека (Большой энциклопедиче-

ский словарь, 1997).

     Знания являются  одним из ведущих компонентов  содержания фи-

зического образования. Их определяют обычно как информацию, вос-

 

                                 63

 

 

принятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого.

На основе знаний создается  полный и более точный образ изучаемого

двигательного действия, от которого зависит во многом успешность ов-

ладения техникой движений.

 

      Первую группу  составляют словесные методы.

      Словесные  методы предусматривают устную  передачу и усвоение

информации. С помощью  слова учитель осуществляет многие функции:

конструктивную, организаторскую, активизирует процесс обучения и

др. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого

воздействия:

      Рассказ  – повествовательная форма изложения  событий. В расска-

зе сообщаются истории  развития видов спорта, методики тренировки

(организация игры).

      Описание  – способ создания у ученика  представления о действии.

При его применении говорится, что надо делать, но не указывается  по-

чему надо делать так.

      Объяснение  – предполагает раскрытие существенных  закономер-

ностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изу-

чаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мысли-

тельной деятельности. Оно  отвечает на два главных вопроса: «Почему

так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».

      Беседа –  представляет собой вопросно-ответную  форму овладения

учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя

и ответов учеников или  в виде свободного выяснения взглядов. Главное

требование этого метода – строгая система продуманных  вопросов и

предполагаемых ответов.

      Разбор –  отличается от беседы только  тем, что проводится после

выполнения какого-либо задания.

      Указание  – словесное воздействие с  целью внесения соответст-

вующих поправок при неправильном выполнении двигательных дейст-

вий (например, «быстрее», «выше  взмах» и др.).

      Оценка –  результат анализа выполненного  действия (например,

«хорошо», «правильно», «плохо»  и др.).

 

                                 64

 

 

      Команда  – форма приказа к немедленному  исполнению действия,

его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судей-

ские реплики).

      Подсчет  – позволяет задавать ученикам  необходимый темп (греб-

ля, для чувства темпа).

      Самопроговаривание - применяется для создания общей  картины

предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что  перед

выполнением действия, ученик преднамеренно мысленно воссоздает

технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнений

действий проговариванием  выполняемых элементов, движений вслух, а

затем и «про себя» с  акцентом внимания на самые важные характери-

стики техники.

      Идеомоторная  тренировка – мысленное выполнение  действий.

      Словесная  саморегуляция – основан на  применении внутренней

речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности

при обучении движениям может  осуществляться с помощью самоприка-

зов, самоубеждений, самовнушений и др.

 

     Вторую группу  составляют методы обеспечения  наглядности.

     Методы обеспечения  наглядности в физической культуре  способ-

ствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимаю-

щимися выполняемых заданий. К ним относятся:

     Метод непосредственной  наглядности – предназначен для  созда-

ния у занимающихся представления  о технике выполнения двигатель-

ного действия и осуществляется непосредственным показом движений

самим преподавателем или  одним из учеников.

     Метод опосредованной  наглядности создает дополнительные  воз-

можности для восприятия двигательного действия с помощью  предмет-

ного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и  т.д.)

     Методы направленного  прочувствования двигательного  действия

направлены на организацию  восприятия сигналов от работающих

мышц, связок или отдельных  частей тела. К ним относятся:

     - направляющая  помощь преподавателя при выполнении  двига-

тельного действия

 

                                 65

 

 

      - выполнение  упражнений в замедленном темпе

      - использование  специальных тренажерных устройств,  позволяю-

щих прочувствовать положение  тела в различные моменты выполнения

упражнения.

      Методы срочной  информации – предназначены для  получения

срочной информации после  или по ходу выполнения двигательных дей-

ствий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры

и др.)

 

    6.2.3. Методы овладения  двигательными умениями и навыками

 

      В зависимости  от способа освоения структуры  двигательного дей-

ствия в процессе разучивания  методы подразделяются на:

      - метод разучивания  упражнения по частям (расчлененно-

конструктивный);

      - метод разучивания  упражнения в целом (целостно-

констрективный);

      - метод сопряженного  воздействия.

      Метод расчлененно-конструктивный  предусматривает разучива-

ние отельных частей движения с последующим их соединением (на-

пример, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в сле-

дующих случаях:

      - при обучении  координационно-сложным двигательным  действи-

ям, когда нет возможности  изучить его целостно;

      - если упражнение  состоит из большого числа  элементов, органи-

чески мало связанных между  собой;

      - если упражнение  производится так быстро, что  при целостном

выполнении нельзя изучить  и усовершенствовать его отдельные  части;

      - когда целостное  выполнение действия может быть  опасным, если

предварительно не изучить  его элементы;

      - когда необходимо  обеспечить быстрый успех в  обучении с тем,

чтобы поддержать интерес  к учебной деятельности, сформировать уве-

ренность в своих силах.

 

 

                                 66

 

 

      Решая эти  выше перечисленные задачи, необходимо  придержи-

ваться следующих правил:

      - при расчленении  следует учитывать особенности  структуры изу-

чаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

      - расчленение  не должно вызывать принципиального  изменения

структуры данного действия;

      - для отдельного  разучивания следует выбирать  только те фазы

упражнения, которые могут  эффективно контролироваться учеником

или преподавателем; фазы движения плохо поддающиеся контролю,

вычленять не следует;

      Преимущества  данного метода:

      1.   Облегчает  процесс усвоения действия. К  цели ученик подхо-

дит постепенно, накапливая соответствующие умения. Оттачивается

каждая деталь действия.

      2.   Занятие  становится более конкретным. Успехи  в чем-либо

доставляют ученикам радость.

      3.   От  многообразия подводящих упражнений  занятия становят-

ся интереснее.

      4.   Применение  этого метода содействует быстрому  восстанов-

лению утраченных навыков

      5.   Метод  незаменим при разучивании сложно  координирован-

ных упражнений.

      Недостаток  метода заключается в том, что  не всегда разученные

элементы по частям удается  соединить.

       Метод  целостно-констрективного упражнения. Сущность его

состоит в том, что техника  двигательного действия осваивается  с самого

начала в целостной  структуре без расчленения на части. Целостный ме-

тод позволяет разучить структурно несложные движения (например,

бег, метания, ловля предмета) и применяется на любом этапе  обучения.

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы

или фазы не изолированно, а  в общей структуре движения, путем  ак-

центирования внимания учеников на необходимых частях техники.

 

 

 

 

                                  67

 

 

     Недостаток  этого метода заключается в  том, что в неконтролируе-

мых фазах возможно закрепление  ошибок. Следовательно, при освое-

нии упражнений со сложной  структурой его применение нежелательно.

 

            6.2.4. Методы, направленные на совершенствование

        двигательных  навыков и развитие физических  способностей

 

     В основе  методов, направленных на совершенствование  двига-

тельных навыков и развитие физических способностей лежит опреде-

ленный порядок сочетания  и регулирования параметров нагрузки: ин-

тенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и

характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адап-

тационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разде-

лить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на-

грузками (Рис. 4.).

 

 

                           Классификация методов,

           связанных с нормированием и  управлением параметрами нагрузки

 

 

         Методы  стандартного                         Методы переменного

             упражнения                                 упражнения

 

 

 

       Стандартно-       Стандартно-           Переменно-        Переменно-

      непрерывного       прерывного           непрерывного       прерывного

                                               упражнения        упражнения

 

 

 

Рис. 4. Классификация методов, связанных с нормированием и  управле-

нием параметрами нагрузки в процессе выполнения упражнения.

 

     Остановимся  на характеристике некоторых  из них.

     Равномерный  метод характеризуется тем, что  при его выполнении

Информация о работе Понятие теории физической культуры