Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
двигательным
действиям и развитии
В каждой группе методов можно выделить соответствующие под-
группы, виды и разновидности методов.
Выбор радконкретного метода в практике зависит от ряда факто-
ров и условий. В частности их выбор определяется:
1. Поставленными задачам обучения и воспитания.
2. Характером
содержания учебного материала,
средств.
3. Возможностями занимающихся – их возрастом, полом, со-
стоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.
4. Возможностями самих преподавателей – их предшествую-
щим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленно-
сти, стилем работы и личностными качествами и др.
5. Временем,
которым располагает
6. Структурой отдельных занятий и их частей.
7. Этапами
обучения двигательным
тия физической работоспособности (повышения уровня развития ка-
честв, их стабилизация или восстановление).
8. Особенностями внешних условий, в которых проводится за-
нятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, коли-
чеством инвентаря).
Ни один из многочисленных методов не может быть признан
единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко
выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его дру-
гими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаи-
мосвязи с ними.
6.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
ЗНАНИЕ – это форма существования и систематизации результа-
тов познавательной деятельности человека (Большой энциклопедиче-
ский словарь, 1997).
Знания являются одним из ведущих компонентов содержания фи-
зического образования. Их определяют обычно как информацию, вос-
принятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого.
На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого
двигательного действия, от которого зависит во многом успешность ов-
ладения техникой движений.
Первую группу составляют словесные методы.
Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение
информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции:
конструктивную, организаторскую, активизирует процесс обучения и
др. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого
воздействия:
Рассказ
– повествовательная форма
зе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки
(организация игры).
Описание – способ создания у ученика представления о действии.
При его применении говорится, что надо делать, но не указывается по-
чему надо делать так.
Объяснение
– предполагает раскрытие
ностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изу-
чаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мысли-
тельной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему
так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».
Беседа –
представляет собой вопросно-
учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя
и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное
требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и
предполагаемых ответов.
Разбор – отличается от беседы только тем, что проводится после
выполнения какого-либо задания.
Указание – словесное воздействие с целью внесения соответст-
вующих поправок при неправильном выполнении двигательных дейст-
вий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.).
Оценка –
результат анализа
«хорошо», «правильно», «плохо» и др.).
Команда
– форма приказа к
его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судей-
ские реплики).
Подсчет – позволяет задавать ученикам необходимый темп (греб-
ля, для чувства темпа).
Самопроговаривание
- применяется для создания
предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед
выполнением действия, ученик преднамеренно мысленно воссоздает
технику выполнения упражнения,
сопровождая мысленное
действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а
затем и «про себя» с акцентом внимания на самые важные характери-
стики техники.
Идеомоторная
тренировка – мысленное
Словесная саморегуляция – основан на применении внутренней
речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности
при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприка-
зов, самоубеждений, самовнушений и др.
Вторую группу составляют методы обеспечения наглядности.
Методы обеспечения
наглядности в физической
ствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимаю-
щимися выполняемых заданий. К ним относятся:
Метод непосредственной
наглядности – предназначен
ния у занимающихся представления о технике выполнения двигатель-
ного действия и осуществляется непосредственным показом движений
самим преподавателем или одним из учеников.
Метод опосредованной
наглядности создает
можности для восприятия двигательного действия с помощью предмет-
ного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и т.д.)
Методы направленного прочувствования двигательного действия
направлены на организацию восприятия сигналов от работающих
мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
- направляющая
помощь преподавателя при
тельного действия
- выполнение упражнений в замедленном темпе
- использование
специальных тренажерных
щих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения
упражнения.
Методы срочной
информации – предназначены
срочной информации после или по ходу выполнения двигательных дей-
ствий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры
и др.)
6.2.3. Методы овладения
двигательными умениями и
В зависимости от способа освоения структуры двигательного дей-
ствия в процессе разучивания методы подразделяются на:
- метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-
конструктивный);
- метод разучивания упражнения в целом (целостно-
констрективный);
- метод сопряженного воздействия.
Метод расчлененно-
ние отельных частей движения с последующим их соединением (на-
пример, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в сле-
дующих случаях:
- при обучении
координационно-сложным
ям, когда нет возможности изучить его целостно;
- если упражнение состоит из большого числа элементов, органи-
чески мало связанных между собой;
- если упражнение производится так быстро, что при целостном
выполнении нельзя изучить
и усовершенствовать его
- когда целостное
выполнение действия может
предварительно не изучить его элементы;
- когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем,
чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уве-
ренность в своих силах.
Решая эти выше перечисленные задачи, необходимо придержи-
ваться следующих правил:
- при расчленении следует учитывать особенности структуры изу-
чаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
- расчленение
не должно вызывать
структуры данного действия;
- для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы
упражнения, которые могут эффективно контролироваться учеником
или преподавателем; фазы движения плохо поддающиеся контролю,
вычленять не следует;
Преимущества данного метода:
1. Облегчает процесс усвоения действия. К цели ученик подхо-
дит постепенно, накапливая соответствующие умения. Оттачивается
каждая деталь действия.
2. Занятие становится более конкретным. Успехи в чем-либо
доставляют ученикам радость.
3. От
многообразия подводящих
ся интереснее.
4. Применение
этого метода содействует
лению утраченных навыков
5. Метод
незаменим при разучивании
ных упражнений.
Недостаток метода заключается в том, что не всегда разученные
элементы по частям удается соединить.
Метод
целостно-констрективного
состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого
начала в целостной структуре без расчленения на части. Целостный ме-
тод позволяет разучить структурно несложные движения (например,
бег, метания, ловля предмета) и применяется на любом этапе обучения.
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы
или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем ак-
центирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируе-
мых фазах возможно закрепление ошибок. Следовательно, при освое-
нии упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.
6.2.4. Методы, направленные на
двигательных навыков и развитие физических способностей
В основе
методов, направленных на
тельных навыков и развитие физических способностей лежит опреде-
ленный порядок сочетания и регулирования параметров нагрузки: ин-
тенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и
характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адап-
тационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разде-
лить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на-
грузками (Рис. 4.).
Классификация методов,
связанных с нормированием и
управлением параметрами
Методы
стандартного
упражнения
Стандартно- Стандартно- Переменно- Переменно-
непрерывного прерывного непрерывного прерывного
Рис. 4. Классификация методов, связанных с нормированием и управле-
нием параметрами нагрузки в процессе выполнения упражнения.
Остановимся на характеристике некоторых из них.
Равномерный
метод характеризуется тем,