Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

       Итак, в  базовой физической культуре  выделяют основные виды

(разновидности) физической  культуры: - это «школьная физическая

культура» и «базовый спорт»

       Спорт  как компонент физической культуры. Основу спорта

составляет соревновательная деятельность.

       Выделяют  «спорт высших достижений» и  «базовый спорт».

Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших

результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих

возможностей. Базовый спорт  обеспечивает достижения массового

уровня и широко используется для повышения и сохранения общей  фи-

зической подготовленности.

       Профессионально-прикладная  физическая культура. Этот

компонент физической культуры направлен на формирование и совер-

шенствование таких специфических  двигательных навыков, которые

позволяют человеку выполнять  профессиональные функции эффектив-

 

 

                                 17

 

 

но, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работо-

способность.

       Видами  этого направления являются:

       - профессионально-прикладная  физическая подготовка (в том

числе производственноприкладную  и военно-прикладную), преимуще-

ственно направленная на совершенствование  тех свойств организма, от

которых непосредственно  зависит качество профессионального  труда,

благодаря чему сокращается  время, необходимое для освоения профес-

сии (особенно военные профессии  предъявляют высокие требования к

физическим качествам  человека).

       - производственная  физическая культура призвана  способство-

вать повышению производительности труда и предупреждать возмож-

ное негативное влияние характера  и условий труда на физическое со-

стояние человека. Формами  производственной физической культуры

могут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, по-

слерабочие реабилитационные упражнения и др.

       Оздоровительно-реабилитационная  физическая культура,

представляющая собой  относительно самостоятельное направления  ис-

пользования физической культуры в качестве средства лечения заболе-

ваний и восстановления функций  организма, нарушенных вследствие

заболеваний, травм, переутомления.

       Выделяют  следующие виды оздоровительно-реабилитационной

физической культуры: лечебная физическая культура и спортивно-

реабилитационная физическая культура. Первая (ЛФК) включает об-

ширный комплекс средств  и методов (лечебная гимнастика, дозирован-

ная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера

нарушения функций, заболеваний  и травм. Вторая (спортивно-

реабилитационная) входит в  систему подготовки спортсмена, где  игра-

ет важную роль в восстановлении функциональных возможностей

спортсмена после напряженных  тренировочных и соревновательных на-

грузок, при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных

травм.

       Фоновая  физическая культура. Под этим  условным названием

объединены гигиеническая  физическая культура (занятия физическими

 

                                 18

 

 

упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные  со значи-

тельными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреа-

тивная физическая культур (использование физических упражнений

для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.).

       Как правило,  в фоновой физической культуре  нагрузка незначи-

тельна и поэтому коррекции  процесса физического развития не проис-

ходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный

функциональный и эмоциональный  фон для жинедеятельности орга-

низма.

       Итак, выше  были рассмотрены наиболее крупные  компоненты

(виды) физической культуры. Фактически эти компоненты не  только

взаимосвязаны, но отчасти  совпадают. В то же время они имеют  опре-

деленные различия по целям, функциям, специфике задач.

       По определению  Л.П. Матвеева (1984), «ФУНКЦИИ физической

культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на че-

ловека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать  опреде-

ленные потребности личности и общества». Реализуются функции  в

процессе физкультурной  деятельности, в них раскрывается истинное

содержание физической культуры.

       Поскольку  физическая культура является  видом культуры лично-

сти и общества, то ей присуще, прежде всего общекультурные функции.

К ним можно отнести  общеобразовательную, воспитательную, преобра-

зовательную, коммуникативную, нормативную и др.

       Физическая  культура, являясь относительно  самостоятельным

видом культуры, имеет свои специфические функции, которые  вытека-

ют из сущности физической культуры и отражают ее структуру.

       Под специфическими  функциями понимают те, которые  позво-

ляют удовлетворять потребности  человека в двигательной активности,

оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма  соот-

ветственно закономерностям  укрепления здоровья и обеспечения  физи-

ческой дееспособности, необходимой  в жизни. Л.П. Матвеев (1983) вы-

деляет следующие специфические  функции:

       •   образовательные функции – наиболее  полно выражены при

использовании достижений физической культуры в общей системе об-

 

                                 19

 

 

разования для систематического формирования жизненного фонда дви-

гательных умений, навыков  и знаний, общефизическом развитии и ук-

реплении здоровья людей  вне зависимости от пола, возраста, степени

физического развития, при  создании основы для здорового образа жиз-

ни, при сдерживании процессов  инволюции т.п.

       •    прикладные функции призваны  использовать физическую

культуру в системе  подготовки к трудовой деятельности и защите Ро-

дины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприят-

ным условиям труда гипокинезии  и гиподинамии).

       •    спортивные функции наиболее  ярко выражены в сфере

спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая

культура служит главным  фактором достижения максимальных резуль-

татов в реализации физических способностей.

       •    рекреативные и оздоовительно-реабилитационные  функции,

которые выражены при использовании  физической культуры в сфере

организации досуга и в  системе специальных восстановительных  ме-

роприятий при утомлении, заболевании, травме.

       Таким  образом, физической культуре  присуще две категории

функций: общекультурные и  специфические. Понимание сущности этих

функций дает возможность  правильно определить роль и значение фи-

зической культуры в жизни  личности и общества, сформулировать их

цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.

 

      Контрольные  вопросы:

 

      1. Какие  критерии положены Л.П. Матвеевым  в основу выделения

тех или иных разделов (видов) физической культуры?

      2. На основании  каких признаков структурирует  В.М Выдрин фи-

зическую культуру?

      3. Перечислите  потребности общества в сфере  физической куль-

туры.

      4. Какие  потребности личности удовлетворяют  те или иные ком-

поненты (виды) физической культуры?

      5. Назовите  основные виды физической культуры.

 

                                 20

 

 

     6. Перечислите  отличительные признаки базовой  физической

культуры.

     7. Раскройте  понятие оздоровительно-реабилитационной  физиче-

ской культуры.

     8. На что  направлено содержание фоновой  физической

культуры?

     9. Какие две  категории функций физической  культуры вы

знаете?

     10. В чем заключаются  общекультурные функции физической

культуры?

     11. Что понимают  под специфическими функциями  физической

культуры?

     12. Раскройте  содержание образовательной функции.

 

 

 

          Тема 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ

        КУЛЬТУРЫ  КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

       Понятие  теории физической культуры. Источники  возникновения и развития

       теории  и методики физической культуры. Теория физической культуры как

       учебная  дисциплина. Градация дисциплин,  изучающих физическую культуру.

       Значение  теории и методики физической  культуры.

 

 

      ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ - это система научных  зна-

ний в области физической культуры, дающих целостное представление

о закономерностях ее функционирования и направленного использова-

ния с целью всестороннего  гармонического развития человека.

      Теория физической  культуры относится к категории  педагогиче-

ских наук, так как она  связана с процессами образования, обучения и

воспитания человека. Но в  отличие от других педагогических наук, тео-

рия физической культуры рассматривает  взаимосвязи и взаимовлияния

культуры общей и физической, раскрывает закономерности, по которым

происходит управление физическим развитием человека и его физиче-

ское образование.

Источниками возникновения  и развития теории и методики физи-

ческой культуры являются (Б.А. Ашмарин,1990):

     - практика общественной  жизни. Потребность общества в  хорошо

подготовленных людях  вызвала стремление познать закономерности

физического воспитания и  на их основе строить систему управления

физическим совершенством  человека;

     - практика физического  воспитания. Именно в ней проверятся  на

жизненность все теоретические  положения, могут рождаться ориги-

нальные идеи, побуждающие  теории и методики физического воспита-

ния в разработке новых  положений;

     - прогрессивные  идеи о содержании и путях  воспитания гармони-

чески развитой личности, которые  высказывались философами, педаго-

гами, врачами разных эпох и стран;

     - постановление  правительства о состоянии и  путях совершенство-

вания физической культуры в  стране;

     - результаты  исследований как в области  теории физической куль-

туры, так и смежных  дисциплинах.

     Социальная (общественная) потребность определить общие  цели,

конкретные задачи и средства физической подготовки людей к жизни

возникла в ходе развития человека и общественного производства. На

первых порах развития человеческого общества все эти  вопросы реша-

лись интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и

освоения опыта предшествующих поколений. Позднее, по мере услож-

нения и развития общественных требований к физической подготовлен-

ности людей, появляются предпосылки  к возникновению теории.

     Во второй  половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал  теорию фи-

зического образования, которая  была направлена на формирование зна-

ний, умений, навыков в  области двигательной деятельности. Он разра-

ботал принципы, методы и  формы использования физических упражне-

ний для физического и  интеллектуального развития человека.

     В советские  годы была разработана теория  и методика физическо-

го воспитания. В 1967 году издан  первый учебник для высших специ-

альных заведений «Теория  и методика физического воспитания»  в двух

томах под редакцией А.Д. Новикова И Л.П. Матвеева.

 

                                 22

 

 

      В 1970-1980 гг. в стране начинает разрабатываться  и теория физи-

ческой культуры. Основоположниками  явились В.М.Выдрин, Л.П. Мат-

веев, Н.А.Пономарев, В.И.Столяров, Ю.М. Николаев и др.

      Как учебная  дисциплина «Теория и методика  физической культу-

ры» является главной, профилирующей  дисциплиной средних и высших

учебных заведений. В учебные  планы институтов физической культуры

этот предмет введен сравнительно недавно, в 1979 году, но в конечном

счете именно эта дисциплина определяет фундаментальность высшего

физкультурного образования  специалиста, педагогическую направлен-

ность его деятельности и  профессиональную компетентность. Она  ле-

жит в основе знаний любой  конкретной специальности (тренер, учитель,

инструктор и др.), создает  необходимые предпосылки для  профессио-

нального роста специалиста.

      Теория физической  культуры позволяет студенту  понять сущность

физической культуры как  социального, педагогического явления, уяс-

нить взаимные связи и  взаимные влияния общей культуры и культуры

физической, представить  себе ее структуру (строение) и функции (спо-

собы деятельности).

      Теория физической  культуры связана с дисциплинами  гуманитар-

ного характера (социология, психология, педагогика, философия  и др.),

а также с медико-биологическими и естественнонаучными дисциплина-

ми (морфология, анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, вра-

чебно-физкультурный контроль).

      Как наука,  она исследует содержание, структуру,  функции физи-

ческой культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает

Информация о работе Понятие теории физической культуры