Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
Итак, в базовой физической культуре выделяют основные виды
(разновидности) физической культуры: - это «школьная физическая
культура» и «базовый спорт»
Спорт
как компонент физической
составляет соревновательная деятельность.
Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт».
Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших
результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих
возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового
уровня и широко используется для повышения и сохранения общей фи-
зической подготовленности.
Профессионально-прикладная физическая культура. Этот
компонент физической культуры направлен на формирование и совер-
шенствование таких
позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффектив-
но, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работо-
способность.
Видами этого направления являются:
- профессионально-прикладная физическая подготовка (в том
числе производственноприкладную и военно-прикладную), преимуще-
ственно направленная на совершенствование тех свойств организма, от
которых непосредственно зависит качество профессионального труда,
благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профес-
сии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к
физическим качествам человека).
- производственная физическая культура призвана способство-
вать повышению
ное негативное влияние характера и условий труда на физическое со-
стояние человека. Формами производственной физической культуры
могут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, по-
слерабочие реабилитационные упражнения и др.
Оздоровительно-
представляющая собой относительно самостоятельное направления ис-
пользования физической культуры в качестве средства лечения заболе-
ваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие
заболеваний, травм, переутомления.
Выделяют
следующие виды оздоровительно-
физической культуры: лечебная физическая культура и спортивно-
реабилитационная физическая культура. Первая (ЛФК) включает об-
ширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозирован-
ная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера
нарушения функций, заболеваний и травм. Вторая (спортивно-
реабилитационная) входит в систему подготовки спортсмена, где игра-
ет важную роль в восстановлении функциональных возможностей
спортсмена после напряженных
тренировочных и
грузок, при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных
травм.
Фоновая физическая культура. Под этим условным названием
объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими
упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значи-
тельными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреа-
тивная физическая культур (использование физических упражнений
для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.).
Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначи-
тельна и поэтому коррекции процесса физического развития не проис-
ходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный
функциональный и
низма.
Итак, выше
были рассмотрены наиболее
(виды) физической культуры. Фактически эти компоненты не только
взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В то же время они имеют опре-
деленные различия по целям, функциям, специфике задач.
По определению Л.П. Матвеева (1984), «ФУНКЦИИ физической
культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на че-
ловека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать опреде-
ленные потребности личности и общества». Реализуются функции в
процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное
содержание физической культуры.
Поскольку физическая культура является видом культуры лично-
сти и общества, то ей присуще, прежде всего общекультурные функции.
К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, преобра-
зовательную, коммуникативную, нормативную и др.
Физическая культура, являясь относительно самостоятельным
видом культуры, имеет свои специфические функции, которые вытека-
ют из сущности физической культуры и отражают ее структуру.
Под специфическими функциями понимают те, которые позво-
ляют удовлетворять
оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма соот-
ветственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечения физи-
ческой дееспособности, необходимой в жизни. Л.П. Матвеев (1983) вы-
деляет следующие
•
образовательные функции –
использовании достижений физической культуры в общей системе об-
разования для систематического формирования жизненного фонда дви-
гательных умений, навыков и знаний, общефизическом развитии и ук-
реплении здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени
физического развития, при создании основы для здорового образа жиз-
ни, при сдерживании процессов инволюции т.п.
• прикладные функции призваны использовать физическую
культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите Ро-
дины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприят-
ным условиям труда гипокинезии и гиподинамии).
• спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере
спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая
культура служит главным фактором достижения максимальных резуль-
татов в реализации физических способностей.
•
рекреативные и оздоовительно-
которые выражены при использовании физической культуры в сфере
организации досуга и в
системе специальных
роприятий при утомлении, заболевании, травме.
Таким образом, физической культуре присуще две категории
функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих
функций дает возможность правильно определить роль и значение фи-
зической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их
цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.
Контрольные вопросы:
1. Какие
критерии положены Л.П.
тех или иных разделов (видов) физической культуры?
2. На основании каких признаков структурирует В.М Выдрин фи-
зическую культуру?
3. Перечислите потребности общества в сфере физической куль-
туры.
4. Какие
потребности личности
поненты (виды) физической культуры?
5. Назовите
основные виды физической
6. Перечислите
отличительные признаки
культуры.
7. Раскройте
понятие оздоровительно-
ской культуры.
8. На что направлено содержание фоновой физической
культуры?
9. Какие две категории функций физической культуры вы
знаете?
10. В чем заключаются
общекультурные функции
культуры?
11. Что понимают под специфическими функциями физической
культуры?
12. Раскройте
содержание образовательной
Тема 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Понятие теории физической культуры. Источники возникновения и развития
теории
и методики физической
учебная дисциплина. Градация дисциплин, изучающих физическую культуру.
Значение теории и методики физической культуры.
ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - это система научных зна-
ний в области физической культуры, дающих целостное представление
о закономерностях ее функционирования и направленного использова-
ния с целью всестороннего гармонического развития человека.
Теория физической
культуры относится к
ских наук, так как она связана с процессами образования, обучения и
воспитания человека. Но в отличие от других педагогических наук, тео-
рия физической культуры рассматривает взаимосвязи и взаимовлияния
культуры общей и физической, раскрывает закономерности, по которым
происходит управление физическим развитием человека и его физиче-
ское образование.
Источниками возникновения и развития теории и методики физи-
ческой культуры являются (Б.А. Ашмарин,1990):
- практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо
подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности
физического воспитания и на их основе строить систему управления
физическим совершенством человека;
- практика физического воспитания. Именно в ней проверятся на
жизненность все теоретические положения, могут рождаться ориги-
нальные идеи, побуждающие теории и методики физического воспита-
ния в разработке новых положений;
- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармони-
чески развитой личности, которые высказывались философами, педаго-
гами, врачами разных эпох и стран;
- постановление правительства о состоянии и путях совершенство-
вания физической культуры в стране;
- результаты исследований как в области теории физической куль-
туры, так и смежных дисциплинах.
Социальная (общественная) потребность определить общие цели,
конкретные задачи и средства физической подготовки людей к жизни
возникла в ходе развития человека и общественного производства. На
первых порах развития человеческого общества все эти вопросы реша-
лись интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и
освоения опыта предшествующих поколений. Позднее, по мере услож-
нения и развития общественных требований к физической подготовлен-
ности людей, появляются предпосылки к возникновению теории.
Во второй половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию фи-
зического образования, которая была направлена на формирование зна-
ний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разра-
ботал принципы, методы и формы использования физических упражне-
ний для физического и интеллектуального развития человека.
В советские годы была разработана теория и методика физическо-
го воспитания. В 1967 году издан первый учебник для высших специ-
альных заведений «Теория и методика физического воспитания» в двух
томах под редакцией А.Д. Новикова И Л.П. Матвеева.
В 1970-1980 гг.
в стране начинает
ческой культуры. Основоположниками явились В.М.Выдрин, Л.П. Мат-
веев, Н.А.Пономарев, В.И.Столяров, Ю.М. Николаев и др.
Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культу-
ры» является главной, профилирующей дисциплиной средних и высших
учебных заведений. В учебные планы институтов физической культуры
этот предмет введен сравнительно недавно, в 1979 году, но в конечном
счете именно эта дисциплина определяет фундаментальность высшего
физкультурного образования специалиста, педагогическую направлен-
ность его деятельности и профессиональную компетентность. Она ле-
жит в основе знаний любой конкретной специальности (тренер, учитель,
инструктор и др.), создает необходимые предпосылки для профессио-
нального роста специалиста.
Теория физической культуры позволяет студенту понять сущность
физической культуры как социального, педагогического явления, уяс-
нить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры
физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (спо-
собы деятельности).
Теория физической
культуры связана с
ного характера (социология, психология, педагогика, философия и др.),
а также с медико-биологическими
и естественнонаучными
ми (морфология, анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, вра-
чебно-физкультурный контроль).
Как наука, она исследует содержание, структуру, функции физи-
ческой культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает