Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:15, реферат
Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества , что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение
Актуальность
системного подхода к определению
основных понятий теории физической
культуры обусловлена прежде всего
необходимостью уточнения соотношения
данных понятий с ведущими общепедагогическими
понятиями и категориями. Например,
в настоящее время вызывает большое
сомнение чрезмерно широкое
В
настоящее время необходимо уточнить
соотношение части
С учетом вышесказанного в статье сделана попытка логически обосновать определения главных понятий теории физической культуры на основании уточнения соотношения ведущих понятий на общепедагоги ческом и философском уровнях.
Философский уровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд, определение следующих понятий1 :
- физическое
(телесное) развитие есть комплекс
изменений в организме
- физическое (телесное) формирование - это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;
- физкультурная
деятельность есть форма
- физическая
культура есть вид
- теория
физической культуры
Общепедагогический
уровень определения понятий. После
определения наиболее общих (философских)
понятий следует перейти к
более конкретному уровню определения
основных понятий теории физической
культуры. В качестве такового выступает
общепедагогический уровень определения
основных категорий теории физической
культуры. Это связано с тем, что
в содержании понятия физической
культуры большой вес имеет
- образование
есть процесс и результат
- воспитание
(в узком смысле слова)
- обучение
есть целенаправленное
- цель
образования есть идеальный
- задача
образования - это часть цели,
отражающая определенную
- принцип
образования представляет
- содержание
образования есть совокупность
частей целенаправленного
- средство образования - это предметы, отношения и виды деятельности, используемые в процессе целенаправленного формирования человека;
- метод
образования есть способ
- форма
организации образования
- метод
организации образования - это
конкретный способ
- технология
образования есть способ
- методика
образования есть область
Специальнопедагогический (конкретный) уровень определения понятий. В данном разделе будут приведены определения основных понятий теории физкультурного образования как ведущей составной части теории физической культуры. Часть основных понятий последней была определена при характеристике философского уровня определения понятий.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующие определения основных понятий в теории физкультурного образования:
- физкультурное
образование есть
- физкультурное
воспитание есть
- физкультурное обучение есть целенаправ ленное формирование знаний, умений и навыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства;
- теория
физкультурного образования
- оздоровительный
спорт есть пограничное между
физической культурой и
- цель
физкультурного образования
- принцип
физкультурного образования
- содержание
физкультурного образования
- средство
физкультурного образования
- метод
физкультурного образования
- форма
организации физкультурного
- технология
физкультурного образования
- методика
физкультурного образования
- результат
физкультурного образования
- физическое
совершенство (в широком смысле
понятия) есть целевая
К числу наиболее "предметных" категорий теории физической культуры следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и доказательства, приведем лишь непосредственные определения данных понятий и их разновидностей. Прежде всего отметим, что необходимо более четко разделять понятия "двигательное качество" и "двигательная способность". Исходя из этого, возможно следующее соотношение данных понятий и их разновидностей (см. таблицу):
- двигательное
качество человека есть
- двигательное
свойство человека - это конкретное
функциональное проявление
- двигательная
способность человека есть
В нашем понимании понятие "двигательное" является родовым по отношению к понятиям "физическое (кондиционное)" и "координационное". Учитывая это, дадим определения следующим понятиям:
- "физическое
(кондиционное) качество" есть разновидность
двигательного качества, представляет
собой ту или иную
- "физическая
(кондиционная) способность" - это
совокупность индивидуальных
- "координационное
качество" есть разновидность
двигательного качества, представляет
собой ту или иную
- "координационная
способность" - это разновидность
двигательной способности,
Соотношение двигательных качеств и способностей
|
Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение