Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внеш-

нюю выразительность. С определенной мерой условности можно выде-

лить следующие обобщенные качественные характеристики техники:

 

 

                                52

 

 

плавность, точность, экономичность, волнообразность, пружинность,

угловатость, напряженность, легкость, мягкость.

     Эти качественные  характеристики техники обычно  оцениваются

по их внешним проявлениям  и могут контролироваться без  применения

сложных инструментальных устройств.

 

     5.7. Естественные  силы природы и гигиенические  факторы

 

      Естественные  силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) явля-

ются важным средством  укрепления здоровья и повышения  работоспо-

собности. В физической культуре разработаны подходы к использова-

нию естественных сил природы  и они могут применяться:

      o    как сопутствующие факторы, усиливающие  положительное

влияние физических упражнений, когда они выполняются в лесу, у во-

доема, в горной местности. Воздействие этих условий накладывается  на

эффект физических упражнений, дополняет его, усиливает или  ослабе-

вает воздействие физических упражнений;

      o    как относительно самостоятельные  средства оздоровления и

закаливания организма (солнечные  и воздушные ванны, водные проце-

дуры).

      Благоприятные  условия внешней среды усиливают  и оптимизиру-

ют влияние физических упражнений, позволяют применять  значитель-

ную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у зани-

мающихся радость и  бодрость.

      Одним из  основных результатов целесообразного  использования

факторов среды в процессе физического воспитания является закалива-

ние человека, т.е. повышение  устойчивости организма к холоду, жаре,

солнечной радиации. Закаливание  дает возможность сохранять здоровье

и работоспособность.

      К гигиеническим  факторам относят мероприятия  по личной и об-

щественной гигиене труда, отдыха, питания, быта, сна, условий  восста-

новления, окружающей среды  и др. В процессе выполнения физических

упражнений, оказывающих  разностороннее влияние на организм и лич-

ность занимающегося, соблюдение гигиенических норм и требований,

 

                                 53

 

 

является обязательным, так  как повышает эффект воздействия  упраж-

нений.

 

          5.8. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные  компоненты

                    выполнения физических упражнений

 

     Выполнение  физических упражнений требует  более высоких, от-

носительно покоя энергозатрат. Та разность, которая возникает в  энер-

гозатратах между состоянием физической активности и состоянием по-

коя, и характеризует физическую нагрузку. Более доступно, но менее

точно можно судить о физической нагрузке по показателям частоты

сердечных сокращений, частоты  и глубины дыхания, кровяного  давле-

ния и т.п., как во время  выполнения физических упражнений, так  и в

интервалах отдыха. Определенную информацию для тренера или учите-

ля физической культуры о  величине нагрузки могут также дать и такие

видимые показатели, как интенсивность  потоотделения, степень по-

краснения, бледность, ухудшение  координации движений.

     НАГРУЗКА - это  определенная величина воздействия  физических

упражнений на организм занимающихся, которая сопровождается по-

вышенным, относительно состояния  покоя, уровнем функционирования

организма.

     Различают внешнюю  и внутреннюю стороны нагрузки. К внешней

стороне нагрузки относятся  интенсивность, с которой выполняется  фи-

зической упражнений и  объем. Внутренняя сторона физической нагруз-

ки определяется теми функциональными  изменениями, которые проис-

ходят в организме вследствие влияния внешних сторон (интенсивности

и объема).

     Под объемом  нагрузки - понимают как длительность  выполнения

физических упражнений, так  и суммарное количество физической рабо-

ты, выполненное в течение  определенного времени (за одно занятие,

неделю, месяц, период и т.д.). Критериями оценки внешней стороны  на-

грузки могут служить: количество повторений упражнений, количество

занятий, суммарное время, затраченное на работу, суммарный  километ-

раж, суммарный вес отягощений и др. При оценке внутренней стороны

 

                                 54

 

 

нагрузки показателями объема могут быть, например, суммарные  вели-

чины пульса в отдельных  упражнениях.

      Интенсивность  нагрузки – это сила воздействия  физической рабо-

ты на организм человека в  данный момент, ее напряженность и  степень

концентрации объема нагрузки во времени. Критериями интенсивности

внешней стороны нагрузки, как правило, служат: скорость передвиже-

ния в беге на коньках, лыжах, плавании; темп игры или боя; процент

упражнений, выполненных  с относительно большей интенсивностью;

моторная плотность занятия. В качестве показателей интенсивности

внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные, средние, мак-

симальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу

времени, величина сердечного выброса, скорость накопления и количе-

ство лактата в крови  и др.

      Интенсивность  нагрузки можно регулировать, при  этом используя

следующие факторы:

        •  скорость передвижения;

        •  величина ускорения;

        •  координационная сложность;

        •  темп выполнения упражнений (количество  повторений в

           единицу времени);

        •  относительная величина напряжения (в процентах от лично-

           го рекорда в конкретном упражнении);

        •  амплитуда движений;

        •  сопротивление окружающей среды  (рельеф местности и др.);

        •  величина дополнительного отягощения;

        •  психическая напряженность во  время выполнения упражне-

           ния.

      Важно знать,  что между предельными показателями  объема и ин-

тенсивности нагрузки существует обратно пропорциональная зависи-

мость: чем выше сила воздействия  на организм упражнения высокой

интенсивности, тем скорее человек устанет и вынужден будет  прекра-

тить его выполнение. Например, со скоростью 15 км/ч хорошо трениро-

ванный спортсмен может  пробежать 1-2 часа, а со скоростью 30 км/ч –

 

 

                                 55

 

 

не более 30 секунд. Никогда  невозможно соединить максимальные или

близкие к ним по интенсивности  усилия с большим объемом.

      Физическая  нагрузка с соответствующей интенсивностью  лишь

тогда становится эффективной, если она достигает необходимого

объема.

      Так, при  повторном пробегании коротких  отрезков (20-60 м) с вы-

сокой интенсивностью и оптимальным  интервалом отдыха между ними,

в первых трех-четырех попытках будут развиваться преимущественно

скоростные качества. В  последующих повторениях, вследствие исчер-

пания алактатного источника  энергии, продолжение этой же работы бу-

дет содействовать мобилизации  гликолитического механизма энерго-

обеспечения. Тренировочный  эффект уже будет направлен на преобла-

дающее развитие скоростной выносливости. Спустя некоторое время  и

гликолитический источник исчерпается  и дальнейшая работа в этом же

режиме будет выполнена  за счет аэробного источника энергии, которая

в свою очередь будет способствовать развитию общей выносливости.

      Для установления  оптимального соотношения интенсивности  и

объема тренировочной  нагрузки необходимо четко определить цель, с

которой выполняется упражнение, учесть уровень физической подго-

товленности, возрастные и  половые особенности тех, кому она  предла-

гается.

      Интенсивность  и объем нагрузки следует дозировать  так, чтобы

обеспечивать оптимальную  «загрузку» организма человека в  трениро-

вочном занятии. Загрузка считается оптимальной, когда появляются ви-

димые симптомы усталости, которые  сохраняются определенное время

и после окончания занятия. Необходимо отметить, что одинаковая на-

грузка одни и те же внешние  параметры нагрузки вызывают идентич-

ные реакции организма  занимающихся.

      Следует  также отметить, что объем нагрузок  играет преимущест-

венную роль в создании фундамента для роста результатов, а интенсив-

ность служит фактором стимулирующим  рост спортивных результатов

на базе объема.

      Любая нагрузка  связана как с расходованием  энергоресурсов, так

и с утомлением.

 

                                 56

 

 

     УТОМЛЕНИЕ –  это физиологическое состояние  организма, насту-

пающее вследствие напряженной  или длительной работы, проявляю-

щееся в дискоординации функций  и временном снижении работоспо-

собности организма.

     Градация внешних  признаков утомления была предложена

Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым в 2000 г., она представлена в таб-

лице № 1.

                                                         Таблица 1

           Симптомы усталости после нагрузки  разной величины

                         (обобщенные данные)

 

  Симптом                                     Степень усталости

                       Легкая              Значительная            Очень большая

                (умеренная нагрузка)    (большая  нагрузка)     (предельная  нагрузка)

  Цвет кожи       Небольшое покрас-      Значительное по-     Резкое  покраснение, по-

    лица                нение                краснение         бледнение,  появление

                                                                  синюшности губ

Потоотделение   Небольшое, чаще на      Большое, головы и     Очень сильное, выступ-

                      лице                   туловища                 ление соли

  Дыхание        Учащение ровное           Значительное         Резко учащенное, по-

                                        учащение, в основ-    верхностное,  появление

                                           ном через рот               одышки

 Координация         Уверенное          Неуверенные, сни-      Покачивания,  наруше-

  движений          выполнение            жение точности,      ние  координации, дро-

                                        увеличение количе- жание конечностей,  рез-

                                            ства ошибок       кое  увеличение количе-

                                                                    ства ошибок

  Внимание         Безошибочное         Неточность выпол-      Замедленное выполне-

                                           нения команд         ние заданий, часто на

                                                                повторную команду.

Самочувствие         Жалоб нет           Жалобы на уста-      Сильная  усталость, боль

                                       лость, сердцебиение,    в  ногах, головокруже-

                                        одышку, слабость в       ние, одышка, шум в

                                        мышцах, снижение        ушах, головная боль,

                                        работоспособности              тошнота.

 Готовность к   Устойчивое  желание      Пониженная  актив- Желание полного покоя

 тренировкам     продолжать трени-     ность,  стремление у         и прекращение

                       ровки            увеличению интер-            тренировки

                                         валов отдыха, но

                                         желание трениро-

                                          ваться еще есть

 Настроение        Приподнятое,         Несколько угнетен-    Угнетенность, навязчи-

                 радостное, бодрое,      ное, но радостное    вые  сомнения в отноше-

                    оживленное                                нии ценностей занятий,

                                                               поиск причин для про-

                                                                   пуска занятий

 

                                         57

 

 

   Знание признаков  утомления позволяет определять  и регулировать

нагрузку в процессе занятия.

      Нагрузка  бывает стандартной и переменной. Первая одинакова по

своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меня-

ется по ходу выполнения упражнения.

      Применение  стандартных нагрузок обеспечивает  долговременные

функциональные приспособительные  перестройки в организме челове-

ка, на базе которых происходит развитие физических способностей, за-

Информация о работе Понятие теории физической культуры