Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

         Теория  и методика физической культуры  – основная общепрофили-

рующая дисциплина, которая  включает в себя обширный комплекс знаний,

являющихся теоретическим  фундаментом профессионального  образования

специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является

основной (базовой) и при  подготовке специалистов по адаптивной физиче-

ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»

выступает по отношению к  «Адаптивной физической культуре»  в качестве

более общего (родового) явления.

         Необходимость  введения данной учебной дисциплины  обусловлена

стремлением к целостному осмыслению разнообразных научно-практических

знаний о физической культуре как о многообразном общественном явлении,

которое все шире проникает  во многие сферы жизни и деятельности человека

– образование, воспитание, производство, отдых, спорт.

         Теория  и методика, раскрывая практически  все стороны и способы

совершенствования человека, создает необходимые предпосылки  для про-

фессионального роста  специалиста в области адаптивной физической куль-

туры.

         В  содержание предложенных лекций  по дисциплине входят следую-

щие основополагающие понятия: физическая культура как компонент  обще-

человеческой культуры, ее роль, виды, социальная сущность и функции; фи-

зическое упражнение как  основное специфическое средство физической

культуры, используемое для  развития физических способностей, органов  и

систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков; за-

кономерности формирования умений и навыков как основа обучения двига-

тельным действиям; двигательные способности как комплекс морфофунк-

циональных свойств организма, обуславливающих возможность проявления

двигательной активности человека; физическая нагрузка и отдых  как основа

методики развития двигательных способностей.

        Курс  лекций составлен на основе  требований Государственного обра-

зовательного стандарта  высшего профессионального образования, а также

учебного плана специальности 022500 – физическая культура для лиц  с от-

клонениями в состоянии  здоровья (адаптивная физическая культура).

 

 

 

                                     6

 

 

                Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ

                      ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

        Понятия:  физическая культура, физкультурное  движение, физическое воспита-

        ние,  спорт, двигательная реабилитация, физическая рекреация, физическое

        развитие, физическая подготовка, физическая  подготовленность, физическое

        совершенство, физическое образование, физическое  развитие, физкультурная

        деятельность.

 

 

     ПОНЯТИЕ –  это основная форма человеческого  мышления, уста-

навливающая однозначное  толкование того или иного термина, выражая

при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки опреде-

ленного объекта (явления).

 

      Для изучения  вопросов теории и практики  физической культуры

большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их

по возможности четкое и строгое определение является одной из важ-

нейших проблем теории физической культуры, которая является отно-

сительно молодой и  окончательно не сформировавшейся областью зна-

ний. В таких условиях предельная точность представлений о том  или

ином термине позволяет  облегчить обсуждение и понимание  проблем,

помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями  спо-

собствует конкретизации  мысли, облегчает общение и взаимопонима-

ние.

      Самым широким,  собирательным и многогранным  является поня-

тие «физическая культура». Для более глубокого и правильного  пред-

ставления о содержании этого  понятия его целесообразно сравнить с

термином «культура», который  появился в период возникновения  чело-

веческого общества и был  связан с такими понятиями, как «возделыва-

ние», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Вы-

дрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физиче-

ской культуры определения  культуры:

      - культура  – это мера и способ развития  человека;

      - культура  – это качественная характеристика  деятельности чело-

века и общества;

      - культура  – это процесс и результат  хранения, освоения, развития

и распространения материальных и духовных ценностей.

 

 

                                       7

 

 

      Каждое из  перечисленных определений может  быть взято за осно-

ву при рассмотрении понятия  «физическая культура».

      Культура  неразрывно связана с деятельностью  и потребностями.

      Деятельность  – это различные виды и способы  процесса освоения

мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей

человека и общества.

      Потребность  – это нужда в чем-либо, жизненная  или бытовая не-

обходимость, важнейшие источники  и условия развития личности и  об-

щества, побудительные причины  социальной деятельности людей. В

процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали  та-

кие виды деятельности, которые  специально направлены на совершен-

ствование самого себя, на преобразование собственной природы. Имен-

но к таким компонентам  культуры относится физическая культура.

      Сферу физической  культуры характеризует ряд присущих  только

ей признаков, которые  принято объединять в 3 группы:

      • активная  двигательная деятельность человека. Причем, не лю-

бая, а только организованная таким образом, чтобы формировались

жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось со-

вершенствование природных  свойств организма, повышалась физиче-

ская работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством

решения этих задач являются физические упражнения.

      • положительные  изменения в физическом состоянии  человека -

повышение его работоспособности, уровня развития морфо-

функциональных свойств  организма, количества и качества освоенных

жизненно важных умений и  навыков выполнения упражнений. улучше-

ния показателей здоровья. Результатом полноценного использования

физической культуры является достижение людьми физического со-

вершенства.

      • комплекс  материальных и духовных ценностей,  созданных в

обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенст-

вовании физических возможностей человека. К таким ценностям следу-

ет отнести различные  виды гимнастики, спортивные игры, комплексы

упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, мате-

риально-технические условия  и др.

      Таким образом,  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид  культуры чело-

века и общества. Это  деятельность и социально значимые результаты по

 

                                 8

 

 

созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной  стороны,

специфический прогресс, а  с другой, - результат человеческой деятель-

ности, а также средство и способ физического совершенства

(В.М.Выдрин, 1999).

      Для примера  можно привести еще несколько  определений данного

понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры лич-

ности и общества, представляющая собой совокупность материальных и

духовных ценностей, создаваемых  и используемых для физического  со-

вершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

      ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА – часть общей культуры  общества.

Отражает способы физкультурной  деятельности, результаты, условия,

необходимые для культивирования, направленные на освоение, разви-

тие и управление физическими  и психическими способностями челове-

ка, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Иль-

инич, 2001)

     ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА – это элемент культуры  личности,

специфическое содержание которого составляет рационально организо-

ванная, систематическая  деятельная активность, используемая челове-

ком для оптимизации состояния  своего организма (В.П.Лукьяненко,

2003).

      Итак, физическую  культуру следует рассматривать  как особый род

культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и

личности. В социальной жизни  в системе образования, воспитания, в

сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физи-

ческая культура проявляет  свое воспитательное, образовательное, оздо-

ровительное, экономическое  и общекультурное значение, способствует

возникновению такого социального  течения, как физкультурное движе-

ние.

      ФИЗКУЛЬТУРНОЕ  ДВИЖЕНИЕ – это социальное  течение (как

самодеятельное, так и  организованное), в русле которого развертывает-

ся совместная деятельность людей по использованию, распростране-

нию, приумножению ценностей  физической культуры. (А.А. Исаев)

      В настоящее  время общественные физкультурные  движения при-

обретают все больший  размах во многих странах, хотя имеют  свои на-

циональные и региональные особенности. Примерами физкультурных

 

 

                                  9

 

 

течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная

Австралия» и др.

      Остановимся  на понятии «физическое воспитание».  Формирова-

ние знаний, умений и навыков  целенаправленного и эффективного ис-

пользования средств физической культуры осуществляется именно в

процессе физического  воспитания. Следовательно, этот процесс  высту-

пает как деятельная сторона  физической культуры, благодаря которой

происходит превращение  ценностей физической культуры в  личное

достояние человека. Это находит  свое отражение в улучшение здоровья,

повышения уровня развития физических качеств, двигательной подго-

товленности, более гармоничном  развитии и т.п..

      Нередко  физическое воспитание характеризуют  в качестве одной

из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений  двух по-

нятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна,

корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точ-

нее говоря, физическое воспитание является по отношению к физиче-

ской культуре не столько  частью, сколько одной из основных форм

функционирования в обществе, а именно педагогически организован-

ным процессом передачи и  усвоения ее ценностей в рамках системы  об-

разования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагоги-

ческого процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, орга-

низация деятельности воспитателя  и воспитуемых в соответствии с ди-

дактическими и педагогическими  признаками, направленность деятель-

ности на решение задач  образования и воспитания, построение занятий

в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходи-

мо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов

воспитания тем, что в  его основе лежит процесс, обеспечивающий

обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физиче-

ских качеств.

      Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ - это педагогический

процесс, направленный на формирование здорового, физически совер-

шенного, социально активного  человека, включающий в себя обучение

движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении разви-

тием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).

      Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле  слова)

– это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью

 

                                 10

 

 

которой является управление процессом использования средств  физиче-

ской культуры с целью  содействия гармоничному развитию человека

(В.П.Лукьяненко).

     Наряду с  термином «физическое воспитание»  применяют термин

«физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный  смысл,

но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть  при-

кладную направленность физического  воспитания по отношению к тру-

довой или иной деятельности.

     ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА – это процесс формирования  дви-

гательных навыков и развития физических способностей (качеств), не-

обходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельно-

сти (Ю.Ф. Курамшин).

     ФИЗИЧЕСКСКАЯ  ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат  физиче-

ской подготовки, воплощенный  в достигнутой работоспособности,

уровне развития физических качеств и уровне сформированности жиз-

ненно важных и прикладных умений и навыков.

     ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА – неспециализированный

процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки

успеха в различных  видах деятельности.

      СПЕЦИАЛЬНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА– специализиро-

ванный процесс физического  воспитания, направленный на углублен-

Информация о работе Понятие теории физической культуры