Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ВВЕДЕНИЕ
Теория
и методика физической
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
Необходимость
введения данной учебной
стремлением к целостному
осмыслению разнообразных научно-
знаний о физической культуре
как о многообразном
которое все шире проникает во многие сферы жизни и деятельности человека
– образование, воспитание, производство, отдых, спорт.
Теория и методика, раскрывая практически все стороны и способы
совершенствования человека,
создает необходимые
фессионального роста
специалиста в области
туры.
В
содержание предложенных
щие основополагающие понятия: физическая культура как компонент обще-
человеческой культуры, ее роль, виды, социальная сущность и функции; фи-
зическое упражнение как основное специфическое средство физической
культуры, используемое для развития физических способностей, органов и
систем, для формирования
и совершенствования
кономерности формирования умений и навыков как основа обучения двига-
тельным действиям; двигательные способности как комплекс морфофунк-
циональных свойств организма,
обуславливающих возможность
двигательной активности человека; физическая нагрузка и отдых как основа
методики развития двигательных способностей.
Курс
лекций составлен на основе
требований Государственного
зовательного стандарта
высшего профессионального
учебного плана специальности 022500 – физическая культура для лиц с от-
клонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятия: физическая культура, физкультурное движение, физическое воспита-
ние,
спорт, двигательная
развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое
совершенство,
физическое образование,
деятельность.
ПОНЯТИЕ –
это основная форма
навливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая
при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки опреде-
ленного объекта (явления).
Для изучения вопросов теории и практики физической культуры
большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их
по возможности четкое и строгое определение является одной из важ-
нейших проблем теории физической культуры, которая является отно-
сительно молодой и окончательно не сформировавшейся областью зна-
ний. В таких условиях предельная точность представлений о том или
ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание проблем,
помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями спо-
собствует конкретизации
мысли, облегчает общение и
ние.
Самым широким, собирательным и многогранным является поня-
тие «физическая культура».
Для более глубокого и
ставления о содержании этого
понятия его целесообразно
термином «культура», который появился в период возникновения чело-
веческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделыва-
ние», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Вы-
дрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физиче-
ской культуры определения культуры:
- культура – это мера и способ развития человека;
- культура
– это качественная
века и общества;
- культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития
и распространения материальных и духовных ценностей.
Каждое из
перечисленных определений
ву при рассмотрении понятия «физическая культура».
Культура
неразрывно связана с
Деятельность
– это различные виды и
мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей
человека и общества.
Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая не-
обходимость, важнейшие источники и условия развития личности и об-
щества, побудительные причины социальной деятельности людей. В
процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали та-
кие виды деятельности, которые специально направлены на совершен-
ствование самого себя, на преобразование собственной природы. Имен-
но к таким компонентам культуры относится физическая культура.
Сферу физической
культуры характеризует ряд
ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:
• активная
двигательная деятельность
бая, а только организованная таким образом, чтобы формировались
жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось со-
вершенствование природных свойств организма, повышалась физиче-
ская работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством
решения этих задач являются физические упражнения.
• положительные
изменения в физическом
повышение его работоспособности, уровня развития морфо-
функциональных свойств организма, количества и качества освоенных
жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучше-
ния показателей здоровья. Результатом полноценного использования
физической культуры является достижение людьми физического со-
вершенства.
• комплекс
материальных и духовных
обществе для удовлетворения
потребности в эффективном
вовании физических возможностей человека. К таким ценностям следу-
ет отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы
упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, мате-
риально-технические условия и др.
Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры чело-
века и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по
созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны,
специфический прогресс, а с другой, - результат человеческой деятель-
ности, а также средство и способ физического совершенства
(В.М.Выдрин, 1999).
Для примера можно привести еще несколько определений данного
понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры лич-
ности и общества, представляющая собой совокупность материальных и
духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического со-
вершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА – часть общей
Отражает способы
необходимые для культивирования, направленные на освоение, разви-
тие и управление физическими и психическими способностями челове-
ка, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Иль-
инич, 2001)
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА – это элемент
специфическое содержание которого составляет рационально организо-
ванная, систематическая деятельная активность, используемая челове-
ком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко,
2003).
Итак, физическую
культуру следует
культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и
личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в
сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физи-
ческая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздо-
ровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует
возникновению такого социального течения, как физкультурное движе-
ние.
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как
самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывает-
ся совместная деятельность людей по использованию, распростране-
нию, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)
В настоящее
время общественные
обретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои на-
циональные и региональные особенности. Примерами физкультурных
течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная
Австралия» и др.
Остановимся
на понятии «физическое
ние знаний, умений и навыков
целенаправленного и
пользования средств физической культуры осуществляется именно в
процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс высту-
пает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой
происходит превращение ценностей физической культуры в личное
достояние человека. Это находит
свое отражение в улучшение
повышения уровня развития физических качеств, двигательной подго-
товленности, более гармоничном развитии и т.п..
Нередко
физическое воспитание
из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух по-
нятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна,
корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точ-
нее говоря, физическое воспитание является по отношению к физиче-
ской культуре не столько частью, сколько одной из основных форм
функционирования в обществе, а именно педагогически организован-
ным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы об-
разования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагоги-
ческого процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, орга-
низация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с ди-
дактическими и
ности на решение задач образования и воспитания, построение занятий
в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходи-
мо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов
воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий
обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физиче-
ских качеств.
Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический
процесс, направленный на формирование здорового, физически совер-
шенного, социально активного человека, включающий в себя обучение
движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении разви-
тием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).
Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова)
– это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью
которой является управление
процессом использования
ской культуры с целью содействия гармоничному развитию человека
(В.П.Лукьяненко).
Наряду с
термином «физическое
«физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл,
но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть при-
кладную направленность физического воспитания по отношению к тру-
довой или иной деятельности.
ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА – это процесс
гательных навыков и развития физических способностей (качеств), не-
обходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельно-
сти (Ю.Ф. Курамшин).
ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физиче-
ской подготовки, воплощенный
в достигнутой
уровне развития физических качеств и уровне сформированности жиз-
ненно важных и прикладных умений и навыков.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА –
процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки
успеха в различных видах деятельности.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА–
ванный процесс физического воспитания, направленный на углублен-