Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:23, контрольная работа
В первой половине XX века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления.
Школа научного управления, школа человеческих отношений, школа науки управления или количественный подход и административная (классическая) школа управления. Именно административную школу мы рассмотрим в данной контрольной работе.
Введение …………………………………………………………..…..стр.2
1.Административная (классическая) школа управления
1.Предпосылки создания ………………………………….…..стр.3
2.Особенности административной школы управления …..…стр.5
3.Личные качества руководителя …………...………………..стр.7
2.Последователи А. Файоля ……………………………………….......стр.8
3.Значение административной теории управления………………….стр.10
Заключение …………………………………………………………….стр.11
Список литературы ……………………………………………………стр.13
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
…………………………………………………………..…..
1.Административная (классическая) школа управления
2.Последователи А. Файоля ……………………………………….......стр.8
3.Значение
административной теории
Заключение …………………………………………………………….стр.11
Список
литературы ……………………………………………………стр.13
ВВЕДЕНИЕ
Понятия
о систематизированном
Подходы к управлению различных школ
В первой половине XX века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления.
Школа
научного управления, школа человеческих
отношений, школа науки управления
или количественный подход и административная
(классическая) школа управления. Именно
административную школу мы рассмотрим
в данной контрольной работе.
Предпосылки создания теории.
Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий. К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная наука, появляются первые теоретические работы в этой области знаний, возникают первые школы.
Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.
Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.
По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем главным образом связано возникновение административной школы.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно- металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.
В отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Особенности административной (классической) школы.
Представители административной (классической) (1920—1950) школы: Основатель - А. Файоль, еще один выдающийся представитель менеджмента первой четверти XX века, разработавший основы административного подхода к управлению, а также Л. Урвик, Дж. Муни.
Они имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Вторая
категория принципов касалась
построения структуры
организации и управления работниками.
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
С точки
зрения Файоля, эффективность производства
может быть повышена не только за счет
улучшения приспособлений труда
и операций, которые должен выполнять
работник, но и за счет правильной организации
работы целого предприятия. Следовательно,
роль администрации, с точки зрения концепции
Файоля, приметно возрастала. Под эффективным
административным управлением Файоль
понимал такое управление предприятием,
которое позволяет извлечь максимум возможного
из имеющихся в распоряжении ресурсов.
Административная функция рассматривалась
Файолем как одна из функций управления
(наряду с производственной, коммерческой,
финансовой, кредитной и учетно-бухгалтерской
функциями). Кроме того, Файоль показал,
что административная функция реализуется
на всех ватерпасах организации.
Личные качества руководителя
Файоль был убежден, что административные способности нельзя развить, получив только специальное образование. Не только знания, но и личностные качества, руководителя способствуют (или препятствуют) результатам его работы.
Руководитель,
по Файолю, должен быть лидером - человеком,
который своим примером вдохновляет
подчиненных, стимулирует их деятельность
в целях решения задач
Менеджер, обладающий вышеперечисленными
качествами, представляет собой сочетание
интеллектуальной силы и эмоционального
воздействия.
Последователи
А. Файоля.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д.Муни, А.П. Слоун, Г. Черч.
Среди множества работ Л. Урвика особого внимания заслуживает исследование «Элементы администрации». Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Многие зарубежные авторы до сих пор используют указанные им функции. Урвик глубже Файоля исследовал принципы построения формальной организации, особо выделив соотношение полномочий (прав) и ответственности.
«Основы управления производством» - основной труд Г. Черча, другого представителя классической школы. Главное внимание Черч уделял структурным вопросам производства управления на предприятии. «Производство, - писал он, - есть синтез проектирования, оборудования, распорядительства, учета и оперирования» [8,78]. Автор подробно рассматривает и анализирует каждую из указанных функций, выделяя их составные элементы и этапы их осуществления.
Одним
из видных представителей классической
школы, ее направления
«человеческих отношений» является М.
Вебер, развивавший свои взгляды одновременно
с Ф. Тейлором. В зависимости от характера
власти, Вебер различает три типа организаций:
1. Харизматический.
2. Традиционный.
3. Идеальный (бюрократический).
Особое
внимание уделяется описанию третьего,
идеального типа организации. По мнению
Вебера, бюрократический тип
. разбиение всей деятельности организации на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;
. формально
закрепленная власть, авторитет
и права каждого руководителя,
действующие внутри
. определение четких правил, инструкций, стандартов, регламентирующих работу в организации;
. четкая
система контроля и санкций
и др.
Положительной оценки заслуживают признаки
необходимости разделения труда и его
формального закрепления, активно используемые
и в настоящее время.
Вклад Вебера в развитие управленческой мысли заключается в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как механизм. Именно с этой целью разрабатывались инструкции и правила, порядок принятия конкретных решений и система распределения власти, а также исключалось личное начало в межличностных отношениях.