Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:33, реферат

Описание работы

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………..2

1 Философская система Канта……………………………………………..2

2 Философская система Гегеля……………………………………………..5

2.1 Логика………………………………………………………………………...7

2.2 Философия природы……………………………………………………….9

2.3 Философия духа…………………………………………………………….9

2.4 Диалектический метод…………………………………………………10

3 Антропологический материализм Фейербаха………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………..2

1 Философская система Канта……………………………………………..2

2 Философская система Гегеля……………………………………………..5

2.1 Логика………………………………………………………………………...7

2.2 Философия природы……………………………………………………….9

2.3 Философия духа…………………………………………………………….9

2.4 Диалектический метод…………………………………………………10

3  Антропологический  материализм Фейербаха………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Тема  моего реферата - Немецкая классическая философия.

     Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).  
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование.

1 Философская система Канта

      Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить образование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся жизнь философа, бедная внешними событиями, но наполненная неустанным и напряженным творчеством, прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы был профессором и одно время — ректором университета. Здесь он создал все свои философские и естественнонаучные труды.

      Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый — до начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70-х годов — «критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эстетику и учение о целесообразности в природе.

      В «докритический период» Кант много и плодотворно занимается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в природе. Далее Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе их возникновения и исчезновения. Философ проводит аналогию ссылаясь на безграничное плодородие природы, которая взамен ежедневно погибающего бесчисленного количества животных и растений производит не меньшее число их в других местах.

      Канту принадлежит заслуга в создании другой космогонической теории — о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане. Исторический, диалектический подход Канта к естествознанию нанес существенный удар по господствующему в то время метафизическому мировоззрению.

      Проблемы  теории познания стоят в центре философской системы Канта и его многочисленных последователей.

      Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет квалифицировать его как материалистическое. Но у него встречаются и другие толкования. Под вещью в себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и свободу воли.

        Знание, по Канту, имеет сложный  состав; и складывается из двух частей. Первую часть философ называет; «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое a posteriori, т.е. путем опыта. Вторая часть — форма — дается до опыта, а priori и должна целиком готовой находиться в душе, в субъекте.

      Таким образом, наряду с агностицизмом  характерной чертой теории познания Канта является априоризм.

      Понятие априоризма — важнейшее положение учения Канта, на нем он основывал возможности достижения необходимого и достоверного знания.

      Если  «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна. До восприятия предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего эмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условием всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями выступают пространство и время.

      По  мнению философа, пространство и время — это формы именно чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия.

      Пространство  вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе, время  также не принадлежит вещам в  себе ни как их свойство, ни как их субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое притязание на реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.

      Последний и высший этап разумное познание. Он представляет собой «высшую инстанцию» для обработки материала наглядных представлений и для подведения его под высшее единство мышления». Разъясняя эти положения, Кант указывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные идеи», выходящие за пределы опыта. Таких идей три: 1) психологическая (учение о душе);

2) космологическая (учение о мире);

3) теологическая (учение о Боге).

     Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе.

      Кант  уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано; логически безупречно. Таких антиномий у Канта четыре:

      1) тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве»;                                          

      антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».                                                  

      2) тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что, сложено из простого»;                                     

      антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого».      

      3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть; единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность»;                          

    антитезис: «Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы».

    4) тезис: «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо»;             

      антитезис: «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины».

2 Философская система Гегеля

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г. Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его ректором.

      Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.

      Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением, на чем настаивал Кант. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность. Сущность является, т.е. обнаруживается, в явлении, а явление выступает носителем сущности. Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга. Поэтому несостоятельны утверждения Канта о принципиальной непознаваемости вещей в себе

      Критикуя  кантовский субъективизм и агностицизм, Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Несостоятельна, считает Гегель, и попытка Фихте вывести всю природу и общество из «Я», т.е. из индивидуального сознания. Шеллинга он критиковал за склонность к интуитивизму, за недооценку роли разума и логики.

      Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логики.

      Философская система делится Гегелем на три  части:

     1) логика;

      2) философия природы;

      3) философия духа.  
 

      2.1 Логика

      Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей.

      Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как, абсолютная идея.                                        

      Абсолютная  идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития.

      Высшая  ступень развития — «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления самое себя.

      Гегелю  присущ гносеологический оптимизм, убеждение  в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.

      Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис — синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.

      В философии Гегеля триада выполняет  не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы. Вся архитектоника, структура гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

Информация о работе Немецкая классическая философия