Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Определение
и обоснование учебных
Как известно, специфика
двигательной деятельности футболистов
определяет уровень их функциональной
подготовленности. У разных индивидуумов
одинаковый уровень физической работоспособности
обеспечивается за счет различной степени
напряжения физиологических систем
организма. Вследствие этого недостаточно
высокий уровень
Как правило, в детских
спортивных школах тренеры оценивают
своих учеников по уровням физической
и технической
Контрольно-переводные
нормативы для оценки функционального
состояния футболистов 16 19 лет, обучающихся
в группах спортивного
Показатели |
Годы обучения / Возрастные группы | ||
1-й |
2-й |
3-й | |
16-17 лет |
17-18 лет |
18-19 лет | |
Время работы на тредбане, мин |
10,37-11,23 |
11,37-12,23 |
12,37-13,23 |
Скорость бега при ЧСС 170 уд./мин, м/с |
3,54-3,74 |
3,78-3,98 |
4,02-4,22 |
Вентиляционный эквивалент на 6 мин работы, л/кг |
25,2-26,0 |
24,0-24,8 |
22,8-23,6 |
ЧСС на 6 мин работы, уд./мин |
167-173 |
161-167 |
155-161 |
Критическая скорость, м/с |
4,79-4,93 |
4,85-4,99 |
4,91-5,05 |
Кислородный пульс в конце нагрузки, мл/уд |
21,7-22,3 |
23,2-23,8 |
24,7-25,3 |
МПК, мл/мин/кг |
52-54 |
55-57 |
58-60 |
ЧССтах> УД./МИН |
195-199 |
192-196 |
189-193 |
Дыхательный эквивалент, 02, л/кг |
36,1-37,1 |
34,9-35,9 |
33,7-34,7 |
Результаты тестирования
показали, что в среднем 75,8% спортсменов
выполнили контрольно-
Выполнение контрольно-
Показатели |
Контрольно-переводные нормативы |
Количество спортсменов, выполнивших норматив |
/о выполнения |
Время работы на тредбане, мин |
12,37-13,23 |
25 |
83,8 |
Скорость бега при ЧСС 170 уд./мин, м/с |
4,02-4,22 |
25 |
83,3 |
Окончание
Показатели |
Контрольно-переводные нормативы |
Количество спортсменов, выполнивших норматив |
/о выполнения |
Вентиляционный эквивалент на 6 мин работы (V=3,5 м/с), л/кг |
22,8-23,6 |
26 |
86,6 |
ЧСС на 6 мин. работы, уд./мин |
155-161 |
20 |
66,6 |
Критическая скорость, м/с |
4,91-5,05 |
25 |
83,3 |
Кислородный пульс в конце нагрузки, мл/уд. |
24,7-25,3 |
20 |
66,6 |
МПК, мл/мин/кг |
58-60 |
24 |
80,0 |
ЧССтах> УД-/МИН |
189-193 |
18 |
60,0 |
Дыхательный эквивалент, 02, л/кг |
33,7-34,7 |
22 |
73,3 |
Средние данные |
22 |
75,8 |
При расчете учебных нормативов для оценки функционального состояния диапазон отклонения верхних и нижних значений функциональных показателей определялся как доверительные границы допустимых интервалов. Значения И^ = 1,96 для а = 0,05 означают, что в 95% случаев средние значения функциональных показателей будут находиться в допустимом интервале.
Разработка учебных
нормативов осуществлялась по возрастным
группам (табл. 53). Были обследованы
футболисты 1-го, 2-го и 3-го годов обучения
в группах спортивного
Правомерность разработанных нормативов (методом определения доверительных границ интервалов) подтверждается закономерностью развития функциональных систем в зависимости от возраста и уровнем подготовленности. Так, с увеличением возраста и повышением квалификации спортсмена абсолютные величины МПК, скорость бега на тредбане при пульсе 170 уд./мин, критическая скорость, кислородный пульс в конце нагрузки повышаются. В то же время относительная величина МПК, вентиляционный эквивалент на 6 мин работы, ЧСС на 6 мин работы, ЧССтах, дыхательный эквивалент изменяются незначительно.
Возрастает анаэробная производительность организма; происходит экономизация деятельности сердечно-сосудистой системы - как в состоянии покоя, так и при реакции на мышечную нагрузку
Учебные нормативы для оценки функционального состояния футболистов 16 19 лет в подготовительном и соревновательном периодах
Показатели |
Годы обучения / Возрастные группы | |||||
1-й год (16-17 лет) |
2-й год (17-18 лет) |
3-й год (18-19 лет) | ||||
подгот. |
соревн. |
подгот. |
соревн. |
подгот. |
соревн. | |
Время работы на тредбане, мин |
10,57-11,43 |
11,17-12,03 |
11,57-12,43 |
12,17-13,03 |
12,57-13,43 |
13,17-14,03 |
Скорость бега при ЧСС 170 уд./мин, м/с |
3,67-3,77 |
3,75-3,85 |
3,91-4,01 |
3,99-4,09 |
4,15-4,25 |
4,23-4,33 |
Вентиляционный эквивалент на 6 мин работы, л/кг |
24,8-25,6 |
24,4-25,2 |
23,6-24,4 |
23,2-24,0 |
22,4-23,2 |
22,0-22,8 |
ЧСС на 6 мин работы, уд./мин |
165-171 |
163-169 |
159-165 |
158-163 |
154-158 |
152-156 |
Критическая скорость, м/с |
4,81-4,95 |
4,83-4,97 |
4,87-5,01 |
4,89-5,03 |
4,93-5,07 |
4,95-5,09 |
Кислородный пульс в конце нагрузки, мл/уд |
22,2-22,8 |
22,7-23,3 |
23,7-24,3 |
24 2-24,8 |
25,2-25,8 |
25,7-26,3 |
МПК, мл/мин/кг |
53-55 |
54-56 |
56-58 |
57-59 |
59-60 |
60-62 |
ЧССтах> УД./МИН |
194-198 |
193-197 |
191-195 |
190-194 |
188-192 |
187-191 |
Дыхательный эквивалент, 02, л/кг |
35,7-36,7 |
35,3-36.3 |
34,5-35,5 |
34,1-35,1 |
33,3-34,3 |
32,9-33,9 |
Подавляющее большинство юных спортсменов выполняют эти нормативы в пределах 70-100%. Достаточно высокий процент их выполнения дает основание проверить их пригодность в педагогическом эксперименте.
В результате проведения
первого тестирования при сравнении
показателей футболистов в
Сравнительный анализ
показателей функционального
Группы спортсменов |
Достоверность | |||
Показатели |
ЭГ |
КГ |
различии между группами | |
Х±ш |
Х±ш |
t |
Р | |
Время работы на тредбане, |
13,05±4,87 |
12,58+4,91 |
1,01 |
>0,05 |
мин |
||||
Скорость бега при ЧСС |
4,05+0,01 |
4,06+0,01 |
0,71 |
>0,05 |
170 уд./мин, м/с |
||||
Вентиляционный эквивалент |
22,8+0,1 |
23,0+0,1 |
1,42 |
>0,05 |
на 6 мин работы, л/кг |
||||
ЧСС на 6 мин работы, уд./мин |
160+0,79 |
162+0,83 |
1,75 |
>0,05 |
Критическая скорость, м/с |
4,95+0,03 |
4,93+0,04 |
0,4 |
>0,05 |
Кислородный пульс в конце |
25,6+0,15 |
25,2+0,17 |
1,81 |
>0,05 |
нагрузки, мл/уд |
||||
МПК, мл/мин/кг |
58,2+0,8 |
56,5+0,9 |
1,41 |
>0,05 |
ЧССтах> УД-/МИН |
188+1,14 |
190+1,22 |
1,2 |
>0,05 |
Дыхательный эквивалент, |
33,8+0,3 |
33,5+0,4 |
0,6 |
>0,05 |
02, л/кг |
Сравнительный анализ
показателей функционального
Показатели |
Группы спортсменов |
Достоверность различии между группами | ||
ЭГ |
КГ | |||
Х±ш |
Х±ш |
t |
Р | |
Время работы на тредбане, мин |
13,27+5,18 |
13,15+5,26 |
1,62 |
>0,05 |
Скорость бега при ЧСС 170 уд./мин, м/с |
4,17+0,01 |
4,15+0,02 |
0,9 |
>0,05 |
Вентиляционный эквивалент на 6 мин работы, л/кг |
22,6+0,1 |
22,8+0,1 |
1,42 |
>0,05 |
ЧСС на 6 мин работы, уд./мин |
158+0,78 |
160+0,81 |
1,78 |
>0,05 |
Критическая скорость, м/с |
4,97+0,05 |
4,95+0,06 |
0,28 |
>0,05 |
Окончание
Показатели |
Группы спортсменов |
Достоверность различии между группами | ||
ЭГ |
КГ | |||
Х±ш |
Х±ш |
t |
Р | |
Кислородный пульс в конце нагрузки, мл/уд |
25,6+0,15 |
25,0+0,17 |
2,72 |
>0,05 |
МПК, мл/мин/кг |
60,2+0,71 |
57,2+0,76 |
2,91 |
>0,05 |
ЧССтах> УД-/МИН |
186+1,15 |
188+1,22 |
1,19 |
>0,05 |
Дыхательный эквивалент, 02, л/кг |
33,5+0,4 |
33,7+0,5 |
0,33 |
>0,05 |
В девяти тестах достоверные различия не были обнаружены (р>0,05). При этом следует отметить, что результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной: время работы на тредбане - на 0,12 мин, скорость при пульсе 170 уд./мин - на 0,02 м/с, критическая скорость - на 0,02 м/с, кислородный пульс в конце нагрузки - на 0,6 мл/уд, МПК - на 3 мл/мин/кг.
Учебные нормативы для подготовительного периода футболисты экспериментальной группы выполнили на 85,8% (п=12), контрольной группы - на 70,3% (п=10). Все это говорит о том, что своевременный педагогический контроль дает объективную информацию, на основе которой можно корректировать учебно-тренировочный процесс.
Выполнение учебных
нормативов для оценки функционального
состояния футболистов для
Показатели |
Учебные нормативы |
Количество спортсменов выполнивших норматив |
% выполнения | ||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
Время работы на тредбане, мин |
12,57-13,43 |
14 |
12 |
93,3 |
80 |
Скорость бега при ЧСС 170 уд./мин, м/с |
4,15-4,25 |
12 |
8 |
80 |
53,3 |
Вентиляционный эквивалент на 6 мин работы (V=3,5 м/с), л/кг |
22,4-23,2 |
12 |
12 |
80 |
80 |
Окончание
Показатели |
Учебные нормативы |
Количество спортсменов выполнивших норматив |
% выполнения | ||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
ЧСС на 6 мин. работы (V=3,5 м/с) уд./мин |
154-158 |
13 |
10 |
86,6 |
66,6 |
Критическая скорость, м/с |
4,93-5,07 |
13 |
10 |
86,6 |
66,6 |
Кислородный пульс в конце нагрузки, мл/уд |
25,2-25,8 |
14 |
10 |
93,3 |
66,6 |
МПК, мл/мин/кг |
59-60 |
13 |
и |
86,6 |
73,3 |
ЧССтах> УД-/МИН |
186-192 |
13 |
12 |
86,6 |
80 |
Дыхательный эквивалент (02, л/кг) |
33,3-34,3 |
12 |
10 |
80 |
66,6 |
Средние данные |
12 |
10 |
85,8 |
70,3 |
Сравнительный анализ
показателей функционального
Показатели |
Группы спортсменов |
Достоверность различии между группами | ||
ЭГ |
КГ | |||
Х±т |
Х±т |
t |
Р | |
Время работы на тредбане, мин |
13,32±4,08 |
13,17±3,97 |
2,64 |
<0,05 |
Скорость бега при ЧСС 170 уд./мин, м/с |
4,20+0,01 |
4,17+0,01 |
3,57 |
<0,01 |
Вентиляционный эквивалент на 6 мин работы (V=3,5 м/с), л/кг |
22,4+0,1 |
22,8+0,1 |
2,85 |
<0,05 |
ЧСС на 6 мин работы (V=3,5 м/с), уд./мин |
156±0,76 |
160±0,78 |
3,7 |
<0,01 |
Критическая скорость, м/с |
5,00+0,01 |
4,96+0,01 |
2,85 |
<0,05 |
Кислородный пульс в конце нагрузки, мл/уд |
26,0+0,16 |
25,2+0,18 |
3,47 |
<0,01 |
МПК, мл/мин/кг |
61,0+0,75 |
57,0±0,76 |
2,83 |
<0,05 |
ЧССтах> УД./МИН |
186+1,17 |
188+1,15 |
1,22 |
>0,05 |
Дыхательный эквивалент (02, л/кг) |
33,0±0,2 |
33,5±0,3 |
1,38 |
>0,05 |
Полученные данные показали, что некоторые результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной: время работы на тредбане - на 0,15 с (при t=2,64 р<0,05); скорость при пульсе 170 уд./мин - на 0,03 м/с (при t=3,57 р<0,01); критическая скорость - на 0,04 м/с (при t=2,85 р<0,05). По остальным показателям результаты в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной.