Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ показателей 27 координационных способностей у футболистов 16-17 лет и их ровесников, не занимающихся спортом, показал, что  футболисты достоверно опережают неспортсменов практически по всем показателям. Авторы других исследований, в которых проведен сравнительный анализ уровня развития КС у юных футболистов и школьников, не занимающихся спортом, также установили преимущество первых. Причем по мере повышения координационной сложности заданий преимущество футболистов возрастает.

Таким образом, можно  говорить о высокой значимости занятий  футболом для формирования и развития координационных способностей.

Как правило, методические рекомендации по развитию координационных  способностей основываются на общетеоретических  положениях, без учета вида спорта. В целом такой подход правомерен, поскольку формирование КС в процессе онтогенеза во многом обусловлено темпами  созревания и развития двигательных отделов коры головного мозга.

Известно, что различные  функции двигательного аппарата развиваются гетерохронно и к 10-13 годам достигают достаточно высокого уровня совершенства. После 11-12 лет начинается период перестроения двигательных действий. В этом возрасте, предшествующем половому созреванию, и в период непосредственно полового созревания, вплоть до его завершения (в основном до 15 лет), отмечаются резкие скачки в проявлении работоспособности и координационных способностей, в частности. В этой связи многие исследователи утверждают, что младший и средний школьный возрасты наиболее благоприятны для развития координации движений и пространственной ориентации.

Существуют и  другие точки зрения. Так, например, А.П. Золотарев (1997), изучая возрастную динамику двигательных способностей, пришел к выводу, что показатели ловкости в скоростных передвижениях  юных футболистов имеют тенденцию  к постепенному повышению с 9 до 12 лет с последующим значительным их снижением к 13 годам. Сенситивный  период для развития КС - возраст 13-14 лет; в 15-16 лет отмечается некоторое  их ухудшение.

Обобщенные данные возрастной динамики координационных  способностей позволили заключить, что прирост в их развитии составляет: 25% - к 8 годам; 50% - к 10 годам; 75% - к 12 годам  и 100% - к 16 годам. Педагогический эксперимент, направленный на развитие координационных  способностей школьников, свидетельствует, что в более раннем возрасте отмечаются более существенные темпы прироста показателей.

От уровня развития координационных способностей юных футболистов во многом зависят успешность освоения технических элементов, эффективность  их реализации в условиях соревнований.

Интересно, что, несмотря на целенаправленное стимулирующее  воздействие на двигательный аппарат, у юных футболистов старших возрастных групп не удается добиться существенного  прироста показателей координационных  способностей, в то время как прирост  показателей техники значителен. Это указывает на достаточно большие  потенциальные возможности совершенствования  различных сторон техники в старшем  возрасте, а также на необходимость  достижения высокого уровня ловкости в более ранние периоды онтогенеза. С другой стороны, можно предположить, что отсутствие значимого прироста показателей КС у футболистов  старших возрастов (учебно-тренировочные  группы и группы спортивного совершенствования) обусловлены недостаточной разработанностью специальных средств и методов  развития этих способностей. Подтверждением являются данные, полученные у гандболистов 12-17 лет и свидетельствующие о  незначительном изменении координационных  способностей (особенно в локомоторных действиях) при использовании традиционных средств и методов спортивной тренировки.

В учебной программе  по футболу для спортивных школ рекомендуется  для целенаправленного совершенствования  КС юных футболистов (начиная с 13 лет) на всех этапах подготовки планировать  всего одно занятие в недельном  цикле тренировки.

По данным анализа  программных материалов для СДЮШОР по футболу, проведенного А.П. Золотаревым (1997), на развитие координационных способностей футболистов 13-14 лет отводится около 13% времени практических занятий; 14-15 и 15-16 лет -около 16-20 и 20-25% соответственно.

В группах спортивного  совершенствования (16-17 и 17-18 лет) на специально-подготовительном этапе подготовительного периода  время, отводимое на совершенствование  КС, несколько увеличивается за счет рекомендуемых программой занятий  по комплексному развитию двигательных качеств с использованием упражнений с мячом, которые составляют 70-90% от общего объема средств подготовки футболистов. В соревновательном периоде  указанное выше примерное соотношение  программного материала в микроцикле сохраняется.

Несмотря на научную  обоснованность учебной программы  для ДЮСШ, методические рекомендации по развитию координационных способностей юных футболистов являются обобщенными, без учета возрастных периодов. Это  не способствует в должной мере дальнейшему  повышению эффективности учебно-тренировочного процесса - в частности, технической  подготовки.

А. П. Золотарев считает  целесообразным включать упражнения, направленные на развитие КС, практически  в каждое тренировочное занятие (используя их в подготовительной и основной частях), а не один раз  в неделю, как предлагает ныне действующая  программа для ДЮСШ.

Основная ошибка современных тренеров в том, что  они игнорируют при развитии координационных  способностей методическое положение  о необходимости постоянного  обновления элементов выполняемых  упражнений. По мере автоматизации  навыка эффективность упражнений в  развитии КС снижается.

Учитывая, что специфические  средства (упражнения с мячом) занимают определяющее место среди средств  подготовки футболистов разных возраста и квалификации, можно утверждать, что разнообразие форм и методов  их применения, создание непривычных  условий выполнения упражнений и  повышение сложности двигательных задач является необходимым условием совершенствования координационных  способностей.

Динамика  показателей специальных координационных  способностей у юных футболистов

возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными  действиями. Применительно к футболу  специальные координационные способности  максимально проявляются в игровой  и соревновательной деятельности.

Применяемые нами для  оценки специальных координационных  способностей тесты разделялись  на три блока: 1) для скоростных способностей; 2 В практике видов спорта, как правило, оценивают специальные координационные способности -) для скоростно-силовых способностей; 3) для скоростной выносливости.

Специальные КС оценивались  следующим образом:

- при выполнении  скоростной работы - по разнице  во времени «гладкого» бега  на 30 м и «слаломного» бега (при  максимальной скорости);

- при выполнении  работы на скоростную выносливость - по суммарному времени обегания стоек в челночном беге 7x50 м;

- при выполнении  работы скоростно-силового характера  -по способности выполнить удар по мячу на дальность на 50% от максимального усилия.

Выбор вышеперечисленных  тестов, во-первых, связан с их соответствием  требованиям надежности и информативности; во-вторых, с их высокой прогностической  значимостью для футбола.

Прежде всего рассмотрим возрастную динамику развития координационных способностей при скоростных перемещениях. Результаты в «гладком» беге на 30 м (впрочем, как и в беге на 30 м с обеганием стоек) улучшаются в период от 10 до 15 лет. В период от 10 до 11 лет параллельно возрастают показатели скоростных и координационных способностей. С 11 до 12 лет интенсивный прирост скорости сопровождается относительной стабилизацией координационных способностей.

В возрасте 12-13 лет  дальнейшее улучшение скоростных способностей сопровождается выраженным снижением  КС, а затем - резким их приростом  в период от 13 до 14 лет.

Показатели координационных  способностей юных футболистов при  выполнении нагрузок разного характера (А"±т)

       

Способность

Способность

 

Координационные способности

к дифференцированию

к перестроению двигательных

 

при скоростных перемещениях

усилии

действий при  работе

       

при силовои работе

на скоростную выносливость

Возраст, лет

бег на 30 м, с

«слаломный» бег, с

разница во времени  бега, с

удар по мячу на дальность полета, м

удар по мячу на 50% от макс, усилия, % ошибки

время челночного бега 7x50 м, с

суммарное время  обегания стоек, с

10

5,41+0,28

6,76±0,33

1,35+0,26

20+1

26±4

83,0±0,9

11,02+0,2

и

5,12+0,20

6,42±0,30

1,30+0,22

23±2

41+5

78,5±0,5

11,03+0,2

12

4,80+0,19

6,11+0,27

1,31+0,20

31±4

56±4

79,4±0,5

9,86+0,1

13

4,57+0,21

6,01+0,30

1,44+0,30

32±1

32±4

77,2+0,5

8,85±0,07

14

4,43+0,17

5,68±0,23

1,25+0,17

31+1

15+2

70,8±0,5

9,84+0,14

15

4,36+0,17

5,68+0,21

1,32+0,22

39±6

38±6

67,9±0,5

9,39±0,07

16

4,28+0,14

5,56±0,20

1,28+0,23

40±2

13±2

67,4±0,4

10,48+0,07


С 14 до 16 лет скоростные способности повышаются незначительно  в сочетании со снижением координационных  способностей по сравнению с 14-летними  игроками и несущественным их приростом  в период от 15 до 16 лет.

Очевидно, что на определенных этапах возрастного развития (с 10 до 11 и с 13 до 14 лет) юные футболисты имеют максимальные возможности  для реализации координационных  способностей при выполнении скоростных перемещений. По-видимому, здесь целесообразно  уделять особенно пристальное внимание развитию основ скоростной техники. В возрасте 11-13 и 14-15 лет, в силу возросшего уровня скоростных возможностей, для  успешного выполнения сложнокоординационных двигательных действий необходим более высокий уровень ловкости.

В период от 10 до 13 лет  скоростная выносливость юных футболистов  повышается незначительно, в то время  как способности к ориентированию в пространстве и перестроению двигательных действий (обегание стоек) существенно возрастают. Интенсивный прирост скоростной выносливости с 13 до 14 лет сопровождается снижением координационных способностей. В период от 14 до 15 лет прирост скоростной выносливости и координационных способностей происходит параллельно.

С 15 до 16 лет координационные  способности при работе гли-колитического характера интенсивно снижаются по сравнению с показателями 15-летних футболистов.

Возрастная динамика показателей координационных способностей прослеживается и в тесте «челночный бег 7x50 м>>. Специфика данного  теста, время выполнения которого (в  зависимости от возраста) варьируется  от 60 до 90 с, заключается в максимальной мобилизации гликолитического механизма энергообеспечения мышечной деятельности, что сопровождается околопредельными нарушениями гомеостаза.

Анализ результатов  теста «удар по мячу на дальность  полета» свидетельствует о наличии  двух возрастных этапов интенсивного их прироста - с 11 до 12 лет и с 14 до 15 лет. При этом чем интенсивнее прирост силовых показателей удара, тем существеннее снижение способности к дифференцированию усилий.

В возрасте от 10 до 11 лет ошибка при выполнении удара  по мячу на 50% от максимального усилия увеличилась на 40%, от 11 до 12 лет - еще  на 37%. После 12 лет способность дифференцировать силу удара по мячу резко возрастала, вплоть до 14-летнего возраста; затем  наблюдалось резкое снижение ее показателей (до 50%) с 14 до 15 лет и вновь резкое их повышение с 15 до 16 лет (50%). В периоды  интенсивного прироста координационных  способностей показатели удара по мячу на дальность полета, как правило, стабилизировались.

Таким образом, проведенные  исследования по изучению возрастной динамики специальных координационных  способностей у юных футболистов  позволяют говорить о специфике  их развития в зависимости от характера, мощности и интенсивности выполняемых  нагрузок (упражнений). Учет этих особенностей, на наш взгляд, является важным элементом  системы планирования и построения тренировочного процесса на этапах многолетней  подготовки.

С учетом проведенных  исследований необходимо выделить сенситивные  периоды развития рассмотренных  координационных способностей, а  также возрастные периоды, в которых  наблюдаются максимальные их показатели относительно среднего показателя для  данного возрастного диапазона.

Сенситивные периоды  развития координационных способностей у юных футболистов в возрасте 10 16 лет при выполнении нагрузок разного характера

Характер нагрузки

Сенситивные периоды  развития КС

Скоростная

От 10 до И и от 13 до 14 лет

Гликолитическая (скоростная выносливость)

От И до 13 и от 14 до 15 лет

Скорое тно-силовая

От 12 до 14 и от 15 до 16 лет


Несколько позже (а  именно в 11 лет) наступает наиболее благоприятный период для развития КС при нагрузках глико-литического характера (скоростная выносливость); еще позже (с 12 лет) формируется способность к дифференцированию мышечных усилий. Самый высокий уровень развития координационных способностей при нагрузках гликолитического характера наблюдается в 13 и 15 лет, а силового - в 10, 14 и 16 лет соответственно.

Полученные результаты в достаточной мере согласуются  с особенностями возрастного  развития физических качеств у юных футболистов и возрастного развития организма детей и подростков в целом.

Динамика показателей специфических  координационных способностей у  юных футболистов

В соответствии с  классификацией В.И. Ляха (2000), к специфическим (или частным) координационным способностям относятся возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению определенными двигательными  заданиями: «на координацию, перестроение, ориентирование, согласование» и  др.

О возрастной изменчивости специфических КС футболистов мы судим по результатам тестов, в  которых оценивались способности  к кинестетическому дифференцированию, ритму и равновесию. Это наиболее информативные факторы, которые  определяют координационную подготовленность спортсменов, специализирующихся в  спортивных играх.

Каждая из вышеназванных  координационных способностей имеет  сложную структуру. В частности, в способности к равновесию при  удержании мяча стопой можно выделить статическое равновесие. В способности  к дифференцированию можно выделить такие элементы координационных  способностей, как оценка пространственных, временных и силовых параметров движений.

Отметим, что в  результатах выполнения используемых нами тестов правой и левой ногой  не было найдено достоверных различий, что позволило в дальнейшем рассматривать усредненные показатели тестирования для оценки развития тех или иных координационных способностей.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов