Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Сравнительный анализ показателей 27 координационных способностей у футболистов 16-17 лет и их ровесников, не занимающихся спортом, показал, что футболисты достоверно опережают неспортсменов практически по всем показателям. Авторы других исследований, в которых проведен сравнительный анализ уровня развития КС у юных футболистов и школьников, не занимающихся спортом, также установили преимущество первых. Причем по мере повышения координационной сложности заданий преимущество футболистов возрастает.
Таким образом, можно говорить о высокой значимости занятий футболом для формирования и развития координационных способностей.
Как правило, методические рекомендации по развитию координационных способностей основываются на общетеоретических положениях, без учета вида спорта. В целом такой подход правомерен, поскольку формирование КС в процессе онтогенеза во многом обусловлено темпами созревания и развития двигательных отделов коры головного мозга.
Известно, что различные функции двигательного аппарата развиваются гетерохронно и к 10-13 годам достигают достаточно высокого уровня совершенства. После 11-12 лет начинается период перестроения двигательных действий. В этом возрасте, предшествующем половому созреванию, и в период непосредственно полового созревания, вплоть до его завершения (в основном до 15 лет), отмечаются резкие скачки в проявлении работоспособности и координационных способностей, в частности. В этой связи многие исследователи утверждают, что младший и средний школьный возрасты наиболее благоприятны для развития координации движений и пространственной ориентации.
Существуют и другие точки зрения. Так, например, А.П. Золотарев (1997), изучая возрастную динамику двигательных способностей, пришел к выводу, что показатели ловкости в скоростных передвижениях юных футболистов имеют тенденцию к постепенному повышению с 9 до 12 лет с последующим значительным их снижением к 13 годам. Сенситивный период для развития КС - возраст 13-14 лет; в 15-16 лет отмечается некоторое их ухудшение.
Обобщенные данные возрастной динамики координационных способностей позволили заключить, что прирост в их развитии составляет: 25% - к 8 годам; 50% - к 10 годам; 75% - к 12 годам и 100% - к 16 годам. Педагогический эксперимент, направленный на развитие координационных способностей школьников, свидетельствует, что в более раннем возрасте отмечаются более существенные темпы прироста показателей.
От уровня развития координационных способностей юных футболистов во многом зависят успешность освоения технических элементов, эффективность их реализации в условиях соревнований.
Интересно, что, несмотря
на целенаправленное стимулирующее
воздействие на двигательный аппарат,
у юных футболистов старших возрастных
групп не удается добиться существенного
прироста показателей координационных
способностей, в то время как прирост
показателей техники
В учебной программе
по футболу для спортивных школ рекомендуется
для целенаправленного
По данным анализа программных материалов для СДЮШОР по футболу, проведенного А.П. Золотаревым (1997), на развитие координационных способностей футболистов 13-14 лет отводится около 13% времени практических занятий; 14-15 и 15-16 лет -около 16-20 и 20-25% соответственно.
В группах спортивного
совершенствования (16-17 и 17-18 лет) на специально-подготовительном
этапе подготовительного
Несмотря на научную
обоснованность учебной программы
для ДЮСШ, методические рекомендации
по развитию координационных способностей
юных футболистов являются обобщенными,
без учета возрастных периодов. Это
не способствует в должной мере дальнейшему
повышению эффективности
А. П. Золотарев считает целесообразным включать упражнения, направленные на развитие КС, практически в каждое тренировочное занятие (используя их в подготовительной и основной частях), а не один раз в неделю, как предлагает ныне действующая программа для ДЮСШ.
Основная ошибка современных тренеров в том, что они игнорируют при развитии координационных способностей методическое положение о необходимости постоянного обновления элементов выполняемых упражнений. По мере автоматизации навыка эффективность упражнений в развитии КС снижается.
Учитывая, что специфические
средства (упражнения с мячом) занимают
определяющее место среди средств
подготовки футболистов разных возраста
и квалификации, можно утверждать,
что разнообразие форм и методов
их применения, создание непривычных
условий выполнения упражнений и
повышение сложности
Динамика
показателей специальных
возможности индивида,
определяющие его готовность к оптимальному
управлению и регуляции сходными
по происхождению и смыслу двигательными
действиями. Применительно к футболу
специальные координационные
Применяемые нами для оценки специальных координационных способностей тесты разделялись на три блока: 1) для скоростных способностей; 2 В практике видов спорта, как правило, оценивают специальные координационные способности -) для скоростно-силовых способностей; 3) для скоростной выносливости.
Специальные КС оценивались следующим образом:
- при выполнении скоростной работы - по разнице во времени «гладкого» бега на 30 м и «слаломного» бега (при максимальной скорости);
- при выполнении
работы на скоростную
- при выполнении
работы скоростно-силового
Выбор вышеперечисленных тестов, во-первых, связан с их соответствием требованиям надежности и информативности; во-вторых, с их высокой прогностической значимостью для футбола.
Прежде всего рассмотрим возрастную динамику развития координационных способностей при скоростных перемещениях. Результаты в «гладком» беге на 30 м (впрочем, как и в беге на 30 м с обеганием стоек) улучшаются в период от 10 до 15 лет. В период от 10 до 11 лет параллельно возрастают показатели скоростных и координационных способностей. С 11 до 12 лет интенсивный прирост скорости сопровождается относительной стабилизацией координационных способностей.
В возрасте 12-13 лет дальнейшее улучшение скоростных способностей сопровождается выраженным снижением КС, а затем - резким их приростом в период от 13 до 14 лет.
Показатели координационных способностей юных футболистов при выполнении нагрузок разного характера (А"±т)
Способность |
Способность | ||||||
Координационные способности |
к дифференцированию |
к перестроению двигательных | |||||
при скоростных перемещениях |
усилии |
действий при работе | |||||
при силовои работе |
на скоростную выносливость | ||||||
Возраст, лет |
бег на 30 м, с |
«слаломный» бег, с |
разница во времени бега, с |
удар по мячу на дальность полета, м |
удар по мячу на 50% от макс, усилия, % ошибки |
время челночного бега 7x50 м, с |
суммарное время обегания стоек, с |
10 |
5,41+0,28 |
6,76±0,33 |
1,35+0,26 |
20+1 |
26±4 |
83,0±0,9 |
11,02+0,2 |
и |
5,12+0,20 |
6,42±0,30 |
1,30+0,22 |
23±2 |
41+5 |
78,5±0,5 |
11,03+0,2 |
12 |
4,80+0,19 |
6,11+0,27 |
1,31+0,20 |
31±4 |
56±4 |
79,4±0,5 |
9,86+0,1 |
13 |
4,57+0,21 |
6,01+0,30 |
1,44+0,30 |
32±1 |
32±4 |
77,2+0,5 |
8,85±0,07 |
14 |
4,43+0,17 |
5,68±0,23 |
1,25+0,17 |
31+1 |
15+2 |
70,8±0,5 |
9,84+0,14 |
15 |
4,36+0,17 |
5,68+0,21 |
1,32+0,22 |
39±6 |
38±6 |
67,9±0,5 |
9,39±0,07 |
16 |
4,28+0,14 |
5,56±0,20 |
1,28+0,23 |
40±2 |
13±2 |
67,4±0,4 |
10,48+0,07 |
С 14 до 16 лет скоростные способности повышаются незначительно в сочетании со снижением координационных способностей по сравнению с 14-летними игроками и несущественным их приростом в период от 15 до 16 лет.
Очевидно, что на определенных этапах возрастного развития (с 10 до 11 и с 13 до 14 лет) юные футболисты имеют максимальные возможности для реализации координационных способностей при выполнении скоростных перемещений. По-видимому, здесь целесообразно уделять особенно пристальное внимание развитию основ скоростной техники. В возрасте 11-13 и 14-15 лет, в силу возросшего уровня скоростных возможностей, для успешного выполнения сложнокоординационных двигательных действий необходим более высокий уровень ловкости.
В период от 10 до 13 лет
скоростная выносливость юных футболистов
повышается незначительно, в то время
как способности к
С 15 до 16 лет координационные способности при работе гли-колитического характера интенсивно снижаются по сравнению с показателями 15-летних футболистов.
Возрастная динамика
показателей координационных
Анализ результатов
теста «удар по мячу на дальность
полета» свидетельствует о
В возрасте от 10 до
11 лет ошибка при выполнении удара
по мячу на 50% от максимального усилия
увеличилась на 40%, от 11 до 12 лет - еще
на 37%. После 12 лет способность
Таким образом, проведенные исследования по изучению возрастной динамики специальных координационных способностей у юных футболистов позволяют говорить о специфике их развития в зависимости от характера, мощности и интенсивности выполняемых нагрузок (упражнений). Учет этих особенностей, на наш взгляд, является важным элементом системы планирования и построения тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки.
С учетом проведенных исследований необходимо выделить сенситивные периоды развития рассмотренных координационных способностей, а также возрастные периоды, в которых наблюдаются максимальные их показатели относительно среднего показателя для данного возрастного диапазона.
Сенситивные периоды развития координационных способностей у юных футболистов в возрасте 10 16 лет при выполнении нагрузок разного характера
Характер нагрузки |
Сенситивные периоды развития КС |
Скоростная |
От 10 до И и от 13 до 14 лет |
Гликолитическая (скоростная выносливость) |
От И до 13 и от 14 до 15 лет |
Скорое тно-силовая |
От 12 до 14 и от 15 до 16 лет |
Несколько позже (а
именно в 11 лет) наступает наиболее
благоприятный период для развития
КС при нагрузках глико-
Полученные результаты
в достаточной мере согласуются
с особенностями возрастного
развития физических качеств у юных
футболистов и возрастного
В соответствии с
классификацией В.И. Ляха (2000), к специфическим
(или частным) координационным способностям
относятся возможности
О возрастной изменчивости
специфических КС футболистов мы
судим по результатам тестов, в
которых оценивались
Каждая из вышеназванных
координационных способностей имеет
сложную структуру. В частности,
в способности к равновесию при
удержании мяча стопой можно выделить
статическое равновесие. В способности
к дифференцированию можно
Отметим, что в результатах выполнения используемых нами тестов правой и левой ногой не было найдено достоверных различий, что позволило в дальнейшем рассматривать усредненные показатели тестирования для оценки развития тех или иных координационных способностей.