Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Анализ полученных данных свидетельствует, что развитие отдельных координационных способностей осуществляется гетерохронно. Так, лучшие результаты в тесте «удар по мячу на точность попадания в цель» (способность к кинестетическому дифференцированию) характерны для юных футболистов 11 и 14 лет.

В то же время, при  выполнении теста «ведение мяча стопой, двигаясь спиной вперед» (способность  к ритму) худший результат отмечен  в возрасте 11 лет, а лучший, как  и в предыдущем случае, - в 14 лет. Наконец, в тесте «удержание мяча стопой, стоя на одной ноге» (способность  к статическому равновесию) наиболее низкие показатели обнаружены у футболистов 12-летнего возраста, а самые высокие  характерны для игроков 14 и 15 лет.

Анализ графиков позволяет говорить о том, что  имеются как общие, так и специфические  закономерности возрастной динамики развития специфических КС. Так, наиболее интенсивный  прирост всех координационных способностей наблюдается в возрасте от 13 до 14 лет, который принято относить к  препубертатному периоду полового созревания. В период непосредственно полового созревания (пубертатный период) показатели способностей к кинестетическому дифференцированию и ритму имеют тенденцию к снижению, в то время как способность к равновесию продолжает улучшаться вплоть до 15-летнего возраста.

Как правило, к 16 годам  период полового созревания в основном завершается; в это время наблюдается  стабилизация уровня развития координационных  способностей. При видимом снижении результатов в тестах «удар по мячу на точность» и «удержание мяча стопой» изменения не имели достоверного характера (Р>0,05).

На основании  анализа экспериментального материала  попытаемся определить наиболее благоприятные (сенситивные) периоды развития рассмотренных  выше координационных способностей у юных футболистов. Это можно сделать на основании оценки темпов прироста (в %) показателей в ближайших возрастных группах.

В тесте «удар  по мячу на точность попадания в  цель» сенситивным следует считать  возрастной период от 12 до 14 лет, когда  прирост результатов составляет более 50%. В свою очередь, в возрасте от 11 до 12 лет и от 14 до 15 лет наблюдалось интенсивное снижение результатов (на 52 и 47% соответственно), что позволяет рассматривать данные периоды онтогенеза как неэффективные для развития дифференцирования усилий.

При выполнении теста  «ведение мяча стопой, двигаясь спиной вперед» наибольшие приросты результатов  характерны для периодов 11-12 лет (21%) и 13-14 лет (27%). В качестве консервативного выделим период от 14 до 15 лет (-28%).

В тесте «удержание мяча стопой, стоя на одной ноге»  существенный прирост результатов  наблюдался с 12 до 15 лет. При этом к  консервативным можно отнести периоды от 11 до 12 лет (-32%) и от 15 до 16 лет (-46%).

Определенный интерес  для теории и методики спортивной тренировки представляют данные о возрастных периодах, в которых юные футболисты показывают абсолютно лучшие результаты в тестах на ловкость относительно выборки рассматриваемых показателей координационных способностей (средних данных по всем возрастам).

Для этих целей были рассчитаны изменения показателей, характерных для каждого возраста, относительно средней арифметической всех переменных в возрастном диапазоне  от 10 до 11 лет, принимаемом за 100%.

Результаты исследования, отраженные на рисунке, дополняют и  углубляют данные о сенситивных  периодах развития координационных  способностей юных футболистов в  учебно-тренировочных группах.

В частности, показатели способности к дифференцированию  параметров движений, определяемые по точности попадания мяча в цель, имеют максимальные значения в 11 и 14 лет. Возраст 14 лет является наиболее чувствительным и для способности  к изменению ритма движений.

Наконец, способность  к статическому равновесию, не являющаяся приоритетной в структуре КС футболистов, имеет наиболее высокие показатели в 14 и 15 лет.

Следует сказать, что  координационные способности не связаны с проявлением кондиционных возможностей организма футболистов, что прослеживается в процессе соревновательной деятельности. В игре и в процессе тренировки возникает необходимость реализации высокого уровня координации движений: на высокой скорости; при максимальном проявлении взрывных усилий и т.п.

Критерии оценки координационных  способностей

Специфика игровой  деятельности в футболе предъявляет  высокие требования к уровню развития координационных способностей спортсменов.

Польский специалист 3. Витковский (2003) к наиболее характерным для футболистов координационным способностям (в порядке их значимости) относит следующие: способность к перестроению двигательных действий, способность к кинестетическому дифференцированию, способность к пространственной ориентации, способность к ритму, статическое равновесие. Кроме того, в структуре координационных способностей футболистов выделяют быстроту реагирования и динамическое равновесие.

Таким образом, можно  говорить о многокомпонентности  структуры координационных способностей футболистов, что является одной  из причин сложности и недостаточной  изученности вопросов их развития в  теории и методике футбола.

В качестве основных критериев оценки координационных  способностей выделяют: правильность, быстроту, рациональность и надежность двигательных действий, которые имеют  количественные и качественные характеристики (рис. 1).

При оценке координационных  способностей широко используются комплексные  критерии, включающие несколько признаков  их развития.

В системе физического  воспитания и в спорте в числе  таких комплексных критериев  используют показатели результативности выполнения целенаправленных двигательных действий - по отдельности или в  совокупности. Например, координационные  способности оценивают по: времени  челночного бега 3*10 м или 3x15 м; времени  ведения мяча руками или ногами в  беге с изменением направления движения; эффективности атакующих и защитных действий и т.д. 
Критерии оценки координационных способностей человека (В.И. Лях, 2000)

Методические  положения и принципы организации  координационной тренировки

За основу разработки тренировочной программы были взяты  теоретико-методические положения  развития координационных способностей, включая исследования этой проблемы, выполненные с участием футболистов, разных по возрасту и квалификации.

Ключевым положением методики развития координационных  способностей футболистов является тесное взаимодействие КС с основными  физическими качествами, а также  с различными сторонами подготовленности (технической, тактической, психологической).

При планировании нагрузок, направленных на повышение уровня развития координационных способностей, учитывались  основные их параметры: координационная  сложность упражнения, интенсивность  работы, продолжительность выполнения одного задания (подхода), количество повторений, продолжительность и характер интервалов отдыха между повторениями и сериями.

Экспериментально  доказано: увеличение в тренировке юных футболистов объема средств, направленных на повышение координационных способностей (до 30% общего объема нагрузок, дифференцированных по степени сложности и в зависимости  от возраста), приводит к положительной  динамике большинства показателей  физической и технической подготовленности игроков.

Здесь следует отметить, что, согласно нашим данным, в практике подготовки футболистов 15-16-летнего  возраста лишь около 10-15% тренировочных  заданий имеют высокую координационную  сложность. При этом большинство  упражнений технико-тактического характера  хорошо освоены и не отличаются разнообразием и вариативностью.

Данное положение, а также ранее сформулированные рекомендации послужили основанием для увеличения объема сложных в  координационном отношении средств  подготовки (как неспециализированных, так и специализированных) до 20-25% общего объема практических занятий.

Процесс совершенствования  различных видов координационных  способностей протекает наиболее эффективно, когда сложность движений варьируется  в диапазоне 75-90% от максимального  уровня, т.е. такого уровня, превышение которого не позволяет спортсмену справиться с заданием. Данный диапазон координационной  сложности упражнений предъявляет  достаточно высокие требования к  адаптационным системам организма  и обеспечивает прирост координационных  способностей.

В рамках месячных мезоциклов подготовительного периода объем нагрузок различной координационной сложности в экспериментальной тренировочной программе составлял от 45 до 48 ч.

Если принять  весь объем координационной подготовки за 100%, то нагрузки на различных этапах подготовительного периода по степени  координационной сложности были распределены следующим образом:

- общеподготовительный этап: малая - 30-40%; средняя -25-30%; большая - 30-35%;

- специально-подготовительный  этап: малая - 20-25%; средняя - 32-35%; большая  - 40-48%;

- пред соревновательный этап: малая - 15-18%; средняя -30-32%; большая - 50-55%.

Такое распределение  нагрузок, по данным Ю.В. Ковальха (2006), оказывает положительное влияние на развитие кондиционных способностей футболистов и эффективность соревновательной деятельности.

На общеподготовительном этапе применялся принцип постепенного увеличения координационной сложности упражнений от микроцикла к микроциклу, а на специально-подготовительном и пред соревновательном этапах (как и на этапах соревновательного периода) использовалось ступенчатое увеличение объема средств повышенной координационной сложности через каждые два недельных микроцикла.

На начальных  этапах подготовительного периода  для развития координационных способностей выполнялись упражнения небольшой  интенсивности, которая постепенно повышалась по мере расширения технико-тактических  возможностей юных футболистов.

Педагогические  параметры тренировочной нагрузки, применяемой для развития координационных  способностей футболистов 15-16 лет, приведены  в табл. 32.

При изучении развития координационных способностей юных футболистов необходимо остановиться на методических приемах, применяемых  для их развития и совершенствования:

- необычные исходные  положения при выполнении упражнений;

- «зеркальное» выполнение  упражнений;

- изменение скорости  или темпа движений;

- изменение направления  движения;

- изменения условий  выполнения упражнения;

- изменение способа  выполнения упражнения;

- усложнение упражнений  посредством дополнительных движений;

- создание непривычных  условий выполнения упражнений.

Параметры тренировочной  нагрузки в координационных упражнениях  для юных футболистов 15 16 лет

Продолжительность выполнения упражнения

Интенсивность нагрузки

Интервалы отдыха между  повторениями

Число повторений в  серии

Количество серий

От 30 с до 3 мин

От средней до максимальной

От нескольких секунд до полного восстановления

От 8 до 40

От 2 до 6


Изменение внешних  условий, вынуждающих спортсменов  варьировать привычные формы  координации движений, предполагает:

- направленное варьирование  внешних предметов, отягощений;

- изменение пространственных  границ, в которых выполняется  движение;

- использование  различного оборудования и естественных  средовых условий для расширения  диапазона вариативности двигательных  навыков.

Что касается наиболее значимых в футболе координационных  способностей для спортивных достижений, то на их развитие отводилось различное  время: для способностей к ориентированию в пространстве, дифференцированию  параметров движений и перестроению двигательных действий - 80% общего времени  координационной подготовки, для  способностей к ритму, равновесию, реагированию - 20%.

Важное место  в системе координационной тренировки отводилось организационно-методическим формам организации учебно-тренировочных  занятий.

Заключительная часть

Упражнения для  одновременного развития координационных  способностей и гибкости использовались, как правило, в заключительной части  занятия, где традиционно представлены дыхательные упражнения, задания  на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц.

В этой части занятия  также применялись упражнения, вырабатывающие «чувство времени», способности к  ориентированию в пространстве и  дифференцированию силовых параметров движений.

Рассматривая способы  и формы организации учебно-трени-ровочных занятий, направленных на развитие и совершенствование координационных способностей, можно выделить:

- фронтальный способ - исключает индивидуальный подход  к спортсменам, но позволяет  задействовать большие группы  спортсменов при одновременном  выполнении того или иного упражнения. В подготовительной и заключительной частях занятий этот способ применяли при выполнении общеразвивающих координационных упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках;

- поточный способ - используется при выполнении  циклических и ациклических локомоций,  акробатических упражнений, при  освоении и совершенствовании  технических приемов игры. Этот  способ дает возможность тренеру  наблюдать за каждым спортсменом  и вносить своевременные коррективы  в выполнение того или иного  упражнения;

- групповая форма  организации занятий - используется  в тех случаях, когда команда  делится на несколько групп,  которые занимают «свои» места  занятий. Каждая группа выполняет  определенные координационные упражнения  заранее обусловленное количество  раз.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов