Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Анализ полученных
данных свидетельствует, что развитие
отдельных координационных
В то же время, при выполнении теста «ведение мяча стопой, двигаясь спиной вперед» (способность к ритму) худший результат отмечен в возрасте 11 лет, а лучший, как и в предыдущем случае, - в 14 лет. Наконец, в тесте «удержание мяча стопой, стоя на одной ноге» (способность к статическому равновесию) наиболее низкие показатели обнаружены у футболистов 12-летнего возраста, а самые высокие характерны для игроков 14 и 15 лет.
Анализ графиков позволяет говорить о том, что имеются как общие, так и специфические закономерности возрастной динамики развития специфических КС. Так, наиболее интенсивный прирост всех координационных способностей наблюдается в возрасте от 13 до 14 лет, который принято относить к препубертатному периоду полового созревания. В период непосредственно полового созревания (пубертатный период) показатели способностей к кинестетическому дифференцированию и ритму имеют тенденцию к снижению, в то время как способность к равновесию продолжает улучшаться вплоть до 15-летнего возраста.
Как правило, к 16 годам период полового созревания в основном завершается; в это время наблюдается стабилизация уровня развития координационных способностей. При видимом снижении результатов в тестах «удар по мячу на точность» и «удержание мяча стопой» изменения не имели достоверного характера (Р>0,05).
На основании анализа экспериментального материала попытаемся определить наиболее благоприятные (сенситивные) периоды развития рассмотренных выше координационных способностей у юных футболистов. Это можно сделать на основании оценки темпов прироста (в %) показателей в ближайших возрастных группах.
В тесте «удар
по мячу на точность попадания в
цель» сенситивным следует
При выполнении теста «ведение мяча стопой, двигаясь спиной вперед» наибольшие приросты результатов характерны для периодов 11-12 лет (21%) и 13-14 лет (27%). В качестве консервативного выделим период от 14 до 15 лет (-28%).
В тесте «удержание мяча стопой, стоя на одной ноге» существенный прирост результатов наблюдался с 12 до 15 лет. При этом к консервативным можно отнести периоды от 11 до 12 лет (-32%) и от 15 до 16 лет (-46%).
Определенный интерес для теории и методики спортивной тренировки представляют данные о возрастных периодах, в которых юные футболисты показывают абсолютно лучшие результаты в тестах на ловкость относительно выборки рассматриваемых показателей координационных способностей (средних данных по всем возрастам).
Для этих целей были
рассчитаны изменения показателей,
характерных для каждого
Результаты исследования, отраженные на рисунке, дополняют и углубляют данные о сенситивных периодах развития координационных способностей юных футболистов в учебно-тренировочных группах.
В частности, показатели
способности к
Наконец, способность к статическому равновесию, не являющаяся приоритетной в структуре КС футболистов, имеет наиболее высокие показатели в 14 и 15 лет.
Следует сказать, что
координационные способности не
связаны с проявлением
Специфика игровой деятельности в футболе предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей спортсменов.
Польский специалист 3. Витковский (2003) к наиболее характерным для футболистов координационным способностям (в порядке их значимости) относит следующие: способность к перестроению двигательных действий, способность к кинестетическому дифференцированию, способность к пространственной ориентации, способность к ритму, статическое равновесие. Кроме того, в структуре координационных способностей футболистов выделяют быстроту реагирования и динамическое равновесие.
Таким образом, можно
говорить о многокомпонентности
структуры координационных
В качестве основных критериев оценки координационных способностей выделяют: правильность, быстроту, рациональность и надежность двигательных действий, которые имеют количественные и качественные характеристики (рис. 1).
При оценке координационных способностей широко используются комплексные критерии, включающие несколько признаков их развития.
В системе физического
воспитания и в спорте в числе
таких комплексных критериев
используют показатели результативности
выполнения целенаправленных двигательных
действий - по отдельности или в
совокупности. Например, координационные
способности оценивают по: времени
челночного бега 3*10 м или 3x15 м; времени
ведения мяча руками или ногами в
беге с изменением направления движения;
эффективности атакующих и
Критерии оценки координационных способностей
человека (В.И. Лях, 2000)
Методические положения и принципы организации координационной тренировки
За основу разработки тренировочной программы были взяты теоретико-методические положения развития координационных способностей, включая исследования этой проблемы, выполненные с участием футболистов, разных по возрасту и квалификации.
Ключевым положением методики развития координационных способностей футболистов является тесное взаимодействие КС с основными физическими качествами, а также с различными сторонами подготовленности (технической, тактической, психологической).
При планировании нагрузок, направленных на повышение уровня развития координационных способностей, учитывались основные их параметры: координационная сложность упражнения, интенсивность работы, продолжительность выполнения одного задания (подхода), количество повторений, продолжительность и характер интервалов отдыха между повторениями и сериями.
Экспериментально
доказано: увеличение в тренировке
юных футболистов объема средств, направленных
на повышение координационных
Здесь следует отметить,
что, согласно нашим данным, в практике
подготовки футболистов 15-16-летнего
возраста лишь около 10-15% тренировочных
заданий имеют высокую
Данное положение,
а также ранее сформулированные
рекомендации послужили основанием
для увеличения объема сложных в
координационном отношении
Процесс совершенствования
различных видов
В рамках месячных мезоциклов подготовительного периода объем нагрузок различной координационной сложности в экспериментальной тренировочной программе составлял от 45 до 48 ч.
Если принять
весь объем координационной
- общеподготовительный этап: малая - 30-40%; средняя -25-30%; большая - 30-35%;
- специально-подготовительный этап: малая - 20-25%; средняя - 32-35%; большая - 40-48%;
- пред соревновательный этап: малая - 15-18%; средняя -30-32%; большая - 50-55%.
Такое распределение нагрузок, по данным Ю.В. Ковальха (2006), оказывает положительное влияние на развитие кондиционных способностей футболистов и эффективность соревновательной деятельности.
На общеподготовительном этапе применялся принцип постепенного увеличения координационной сложности упражнений от микроцикла к микроциклу, а на специально-подготовительном и пред соревновательном этапах (как и на этапах соревновательного периода) использовалось ступенчатое увеличение объема средств повышенной координационной сложности через каждые два недельных микроцикла.
На начальных этапах подготовительного периода для развития координационных способностей выполнялись упражнения небольшой интенсивности, которая постепенно повышалась по мере расширения технико-тактических возможностей юных футболистов.
Педагогические
параметры тренировочной
При изучении развития координационных способностей юных футболистов необходимо остановиться на методических приемах, применяемых для их развития и совершенствования:
- необычные исходные
положения при выполнении
- «зеркальное» выполнение упражнений;
- изменение скорости или темпа движений;
- изменение направления движения;
- изменения условий выполнения упражнения;
- изменение способа выполнения упражнения;
- усложнение упражнений
посредством дополнительных
- создание непривычных условий выполнения упражнений.
Параметры тренировочной нагрузки в координационных упражнениях для юных футболистов 15 16 лет
Продолжительность выполнения упражнения |
Интенсивность нагрузки |
Интервалы отдыха между повторениями |
Число повторений в серии |
Количество серий |
От 30 с до 3 мин |
От средней до максимальной |
От нескольких секунд до полного восстановления |
От 8 до 40 |
От 2 до 6 |
Изменение внешних условий, вынуждающих спортсменов варьировать привычные формы координации движений, предполагает:
- направленное варьирование внешних предметов, отягощений;
- изменение пространственных границ, в которых выполняется движение;
- использование
различного оборудования и
Что касается наиболее значимых в футболе координационных способностей для спортивных достижений, то на их развитие отводилось различное время: для способностей к ориентированию в пространстве, дифференцированию параметров движений и перестроению двигательных действий - 80% общего времени координационной подготовки, для способностей к ритму, равновесию, реагированию - 20%.
Важное место
в системе координационной
Упражнения для одновременного развития координационных способностей и гибкости использовались, как правило, в заключительной части занятия, где традиционно представлены дыхательные упражнения, задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц.
В этой части занятия
также применялись упражнения, вырабатывающие
«чувство времени», способности к
ориентированию в пространстве и
дифференцированию силовых
Рассматривая способы
и формы организации учебно-
- фронтальный способ
- исключает индивидуальный
- поточный способ
- используется при выполнении
циклических и ациклических
- групповая форма
организации занятий - используется
в тех случаях, когда команда
делится на несколько групп,
которые занимают «свои» места
занятий. Каждая группа