Техническая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение процесса технической подготовки футболистов.


Задачи:

1. Изучить содержание технической подготовки футболистов.

2. Изучить методические особенности обучения техники выполнения элементов в футболе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. ………...…3
Глава 1. Структура технической подготовки футболистов…………………..5
1.1. Спортивная техника, техническая подготовленность и направления технической подготовки…………………………………………………………….5
1.2. Изучение сущности и основных теоретико-методических положений футбольной техники…………………………………………………………………8
Глава 2. Современные методические аспекты технической подготовки юных футболистов……………………………………………………………..…19


2.1. Методы совершенствования техники владения мячом………...…………19


2.2. Процесс обучения техники…………………………………………….……20


Заключение…………………………………………………………………....…...28


Список литературы………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Техника футбола (курсач).doc

— 166.50 Кб (Скачать)
 

  Министерство  образования и науки Российской Федерации

  (МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

  ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

  Факультет физической культуры

  Кафедра Гимнастики и спортивных игр 
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  Техническая подготовка футболистов

  Козубец Виктор Николаевич 
 
 
 

                      Руководитель

                    канд.пед.наук, доцент _________Л.М. Беженцева

                             подпись

                    «____»____________2010 г.

                      Студент группы №2381

                    _________Козубец В.Н..

                             подпись 
                   
                   
                   
                   

  Томск 2010 
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………….. ………...…3

Глава 1. Структура технической подготовки футболистов…………………..5

1.1.  Спортивная техника, техническая подготовленность и направления технической подготовки…………………………………………………………….5

1.2. Изучение сущности и основных теоретико-методических положений футбольной техники…………………………………………………………………8

Глава 2. Современные методические аспекты технической подготовки юных футболистов……………………………………………………………..…19 

2.1.    Методы совершенствования техники  владения мячом………...…………19 

2.2.    Процесс обучения техники…………………………………………….……20 

Заключение…………………………………………………………………....…...28 

Список  литературы………………………………………………………………29 

 

Введение

      Современный футбол во многом изменил функции  игроков и требования к уровню подготовленности спортсменов.

      Основой спортивного мастерства футболистов является техническая и тактическая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры.

      Специалисты футбола отмечают определенное отставание российских спортсменов от лучших зарубежных в технике владения мячом, которое намечается уже на начальных этапах подготовки. При этом в качестве отдельных компонентов отставания отмечается, в частности, способность эффективно выполнять действия, связанные с обработкой мяча и контролем над ним в усложненных условиях.

      Опыт Чемпионатов Мира, Европы, континентальных Кубков клубных команд свидетельствует о низком качестве технического мастерства российских спортсменов в условиях повышения интенсивности игры и ужесточившихся единоборств за мяч. Подтверждением этому, зачастую, является неумение обыграть соперника в ситуации “один против одного”, что выступает в качестве обязательного требования в таких спортивных играх, как, например, баскетбол, гандбол, хоккей.

      Характерно, что подобное положение отмечается при равном, а зачастую, и превышающем показатели ведущих команд мира, суммарном объеме технико-тактических действий. То есть, двигательная активность наших спортсменов находится на оптимальном уровне при неадекватном исполнительском мастерстве. Одни специалисты видят причину этого в недостаточно высоком уровне процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчетах в методике технической подготовки, в отсутствии у определенной части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами. Другие отмечают, что ограниченные возможности исполнителей в отечественном футболе — это результат многолетнего обоснования в нем приоритета атлетизма при подготовке резерва.

      Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют рациональной техникой и сочетают её с быстротой передвижения. В этой связи некоторые специалисты футбола используют термин «скоростная техника».1

      Борьба  между нападением и защитой может  быть решена в пользу нападения только с помощью отточенной техники, основой которой являются финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи. По мнению отечественных и зарубежных специалистов, при массированной защите могут быть созданы голевые положения только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух-трех соперников игрок с мячом или его партнеры могут выйти на ударную позицию.

      Это доступно лишь футболистам, обладающим необычайно высоким индивидуальным мастерством, особенно в финтах, обводке. Поэтому технико-тактическая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, имеющего свои конкретные цели и задачи на каждом возрастном этапе. Отмечаемое отставание в усвоении игровых приемов на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшее совершенствование футболистов. 

Цель: изучение процесса технической  подготовки футболистов. 

Задачи:

     1.   Изучить содержание технической  подготовки футболистов. 

    2. Изучить  методические особенности обучения техники выполнения элементов в футболе. 

Глава 1. Структура технической подготовки футболистов

  1.1. Спортивная техника,  техническая подготовленность  и направления  технической подготовки. 

      Под техникой в спорте обычно понимается способ выполнения движений. Каждый вид спорта требует специфической техники. Она касается не только специальных, необходимых для пего, движений, но и общих (бег, прыжки и т. п.).

      На  основании вышесказанного под техникой футбола мы понимаем способы выполнения всех движений, которые могут быть применены при игре.

      Техника футбола имеет решающее значение в познаниях о нем. Прежде всего  необходимо знание движений, производимых с мячом. Недостаток физической подготовки можно до поры до времени скрыть. Знание тактики (науки о рациональной борьбе в футболе) тоже не является первоочередным. Чтобы быть футболистом, необходимо освоить технику. Но, чтобы быть хорошим футболистом, участвовать в ответственных соревнованиях, безусловно, необходимо иметь хорошую физическую, а также морально-волевую подготовленность, обладать теоретическими и практическими познаниями тактики и стратегии футбола и т. д.

      В то время как физическое состояние, тонкости тактических вариантов  может заметить лишь специалист, степень  технической подготовленности игрока оценит и неискушенный болельщик — по точности направления мяча, по расстоянию его полета при ударе ногой или головой, по тому, как вратарь берет мяч, и т. д. Поскольку технику можно сразу увидеть, футболисты охотно ее осваивают и развивают. Игроки с удовольствием манипулируют с мячом, в противоположность, например, тактическим или физическим упражнениям, которыми они, признавая их необходимость, тем не менее, занимаются неохотно: такие упражнения не всегда приносят им радость. Поэтому правильно поступают тренеры, старающиеся достичь тактической и даже физической подготовленности своих питомцев частично путем выполнения упражнений с мячом.

      В недалеком прошлом в спорах был  решен вопрос, «рождаются» ли футболистами. Нельзя отрицать того, что некоторые  склонности и свойства наследуются, что ребенок рождается с какими-то способностями. Однако развить эти способности можно лишь при определенных условиях. Регулярными, планомерными упражнениями и тренировкой со временем вырабатываются качества, необходимые футболисту и предоставляющие возможность для максимального проявления его способностей. Кое-кого может ввести в заблуждение то, что отдельные игроки относительно рано становятся зрелыми спортсменами, имеющими хорошую технику. Но эти навыки футболист получил не с рождения. Очевидно, с малых лет, без какого бы то ни было плана, чаще всего для удовольствия, ежедневно гонял он мяч со сверстниками и незаметно для себя развил свои спортивные способности, освоил технику.2

      Освоение  техники футбола — задача нелегкая, может быть, именно потому, что связана с необычными в обыденной жизни действиями ногами и головой. Трудность освоения техники усугубляется тем, что нередко помехи вызываются неровностями грунта, а также тем, что футболист встречается с мячом и контролирует его считанные мгновения.

      Упражнениями  можно со временем довести владение отдельными техническими элементами едва ли не до совершенства, однако для футболиста этого недостаточно. Есть немало спортсменов, показывающих чуть ли не аттракционы с мячом, пока дело не дойдет до игры. Но в матче эти «способности» исчезают, и только что вызывавший восхищение «жонглер» становится заурядным игроком. Занятия техникой не могут и не должны быть самоцелью. Техникой нужно овладевать для того, чтобы уметь ею пользоваться в игре.

      Нередко тренеры замечают, как тот или  иной игрок на тренировках блестяще бьет по воротам ногами и головой, как вратарь отлично берет  трудные мячи. Однако в условиях жесткой матчевой борьбы с соперниками  нападающий не попадает в ворота, а  вратарь пропускает, казалось бы, простые мячи. Так происходит потому, что тренировочные занятия проводились независимо от условий, встречающихся на матчах. Техническая подготовленность футболиста не соответствует неожиданным обстоятельствам матча, возникающим в нем задачам.

      Основным  фактором, влияющим на развитие любой  спортивной игры, является борьба между  нападением и защитой. Эта борьба и стимулирует постоянное развитие тактики футбола.3

      Наиболее  подвижна в своем развитии индивидуальная тактика. Появляются новые технические приемы: резаные удары, остановки, финты, которые становятся средствами индивидуальной тактики. Здесь смена средств осуществления тактических решений происходит относительно часто. Появляется новое средство атаки — и через некоторое время находят способ его нейтрализации с помощью нового средства обороны.

      Современный футбол характеризуется тем, что  атака и оборона носят массированный  характер и хорошо сочетаются с индивидуальными методами ведения игры. Такой «сбалансированный» футбол дает высокую эффективность и зрелищность. Четкая взаимозаменяемость игроков различных линий позволяет без ущерба для обороны успешно использовать в атаке полузащитников и защитников.

      Индивидуальные  действия отдельных «звезд» в современном футболе все больше и больше подчиняются коллективной игре. Однако это вовсе не умаляет роли индивидуально сильных игроков, которые становятся лидерами команды. Да и импровизация носит теперь не только индивидуальный, но и коллективный характер, что делает неожиданными командные действия и дезорганизует соперников. 
 

1.2. Изучение сущности и основных теоретико-методических положений футбольной техники

      Движения  в футболе сложные, их трудно систематизировать, так как отдельные движения, элементы техники, по сути дела, складываются в  сложном процессе игры. Изолированно они наблюдаются редко.

      Техника футбола подразделяется на два основных раздела: движения без мяча и движения с мячом.

      К движениям без мяча относятся:

      1) бег (в том числе и с изменением  направления),

      2) прыжки,

      3) финты без мяча (туловищем).

      Отмечая важность техники игры без мяча, было бы, однако, неправильно переоценивать  ее значение. Для футболиста в первую очередь характерна игра с мячом. Высокий уровень ее техники и  правильное применение увеличивают  класс спортсмена. Все же, имея в виду постоянное развитие футбола, нельзя упускать и явлений, кажущихся иногда незначительными. Именно поэтому мы столь подробно останавливаемся на движениях без мяча. На занятиях секции, на тренировках надо обращать внимание на правильные движения без мяча. В то же время излишне, ссылаясь на единичные примеры, пытаться довести технику бега и прыжка футболиста до уровня их выполнения легкоатлетами: такое стремление может привести как раз к противоположному результату. Особенно не следует требовать этого от опытных игроков с уже сформировавшейся техникой бега и прыжков.4

      Если  футболист в течение игры довольно часто бегает без мяча, прыжки он во всех случаях совершает для  получения или передачи его. Однако, поскольку во время прыжка начинается борьба за то, чтобы хоть на мгновение раньше соперника прикоснуться к мячу, исход которой часто решает правильная техника прыжка, необходимо и теоретически рассмотреть это движение без мяча. Бесспорно, что в борьбе в воздухе большое преимущество обеспечивают хорошее чувство ритма, мгновенный правильный расчет дуги полета мяча и соответственно ей место и время прыжка или же соответствующее применение физической силы. Однако было бы неправильно при этом недооценивать технику отталкивания от грунта и эластичность прыжка.

Информация о работе Техническая подготовка футболистов