Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Повысить координационную сложность «квадратов» можно за счет: ограничения касаний мяча, персональной опеки; изменения размеров площадки; изменения количества участвующих в упражнении футболистов.
Для моделирования игровых ситуаций недостаток «квадратов» видится в отсутствии создания и реализации голевых ситуаций. В связи с этим данные упражнения должны сочетаться с другими заданиями, в которых главной целью будет взятие ворот. К таким средствам тренировки, наряду с двухсторонними играми, относятся стандартные упражнения. Для них характерна точная регламентация условий выполнения и деятельности игроков.
Содержание деятельности футболистов во время выполнения стандартных упражнений позволило классифицировать их по группам упражнений, включающих преимущественно:
• передачи мяча;
• ведение мяча;
• передачи мяча в движении с последующим ударом по воротам;
• взаимодействия двух, трех игроков и более;
• борьбу за мяч
двух, трех игроков и более
• совершенствование взаимодействий игроков в нападении и обороне;
• совершенствование завершающей фазы атаки (голевой передачи и взятия ворот) или оборонительных действий (противодействия голевой передаче соперника и взятия собственных ворот).
Тренировочный эффект стандартных упражнений во многом зависит от условий и энергетической направленности выполнения конкретного задания. Степень их координационной сложности, как правило, оценивается как низкая и средняя.
Количественные и качественные показатели технико-тактической подготовленности футболистов
Футбол относится к ситуационным видам спорта, где типовые игровые ситуации в условиях соревнований сочетаются с внезапными изменениями обстановки, требующими организации движений в соответствии с целесообразностью проявления определенных двигательных навыков - и особенно специальной ловкости. Мы определили специальную (интегральную) ловкость футболиста как способность адекватно реагировать на внезапно возникающие во время игры ситуации, принимать своевременные, целесообразные и продуктивные для соревновательной деятельности решения, обеспечивающие эффективность реализации технико-тактического потенциала спортсмена.
По-видимому, наиболее приемлемо оценивать проявления ловкости в соревновательной деятельности, которая является интегральной характеристикой уровня спортивного мастерства.
В футболе к наиболее широко распространенным критериям оценки эффективности соревновательной деятельности относятся количественные и качественные показатели выполнения технико-тактических приемов. При этом, если количественные показатели характеризуют в большей степени кондиционные способности игроков, то качественные показатели технического мастерства во многом обусловлены уровнем развития координационных способностей спортсменов.
Как правило, эффективность выполнения технико-тактического действий (ТТД) оценивается по проценту технического брака при их выполнении (отношение неточно выполненных приемов к их суммарному количеству за игру).
Нами проанализированы суммарные показатели количества ТТД и технического брака у футболистов четырех возрастных групп.
Количественно-качественные
показатели технико-тактической
Возрастные группы |
Показатели ТТД | |
количество |
% брака | |
10-11 лет |
448±4,5 |
39±0,4 |
12-13 лет |
539±3,8 |
37±0,3 |
14-15 лет |
601±9,6 |
32±0,3 |
16-17 лет |
736+11,9 |
28±0,6 |
Рассматривая полученные данные, можно говорить, что с возрастом происходит постоянное повышение количества ТТД за игру и точности их выполнения. Причем различия между показателями в возрастных группах достоверны при 99% уровне значимости.
Суммарный прирост количественных показателей ТТД с 10 до 17 лет составляет около 64%, в то время как качественных -около 40%.
Наиболее интенсивный прирост количества ТТД отмечен в возрастном периоде от 15 до 17 лет (24%). Качество выполнения ТТД повысилось: с 10 до 13 лет - на 5,4%; с 13 до 15 лет - на 16%; с 15 до 17 лет - на 14%.
Таким образом, проведенный
анализ позволяет определить, что
наибольшие темпы прироста количественных
показателей ТТД наблюдаются
после 15 лет, а качественных - после
13 лет. Если учитывать полученные нами
данные о сенситивном периоде
от 13 до 14 лет в развитии координационных
способностей футболистов, то можно
предположить, что повышение точности
выполнения ТТД на соревнованиях
после 13 лет обусловлено возрастными
особенностями формирования специфических
и специальных КС у юных футболистов.
В то же время точность выполнений
ТТД продолжает возрастать и после
15 лет, когда снижаются темпы прироста
основных проявлений отдельных КС.
Видимо, здесь следует говорить о
наличии достаточного резерва в
использовании средств
Как уже отмечалось,
темпы прироста количественных показателей
ТТД у юных футболистов значительно
выше, чем качественных. С одной
стороны, это свидетельствует об
определенных закономерностях возрастного
развития организма; с другой - может
характеризовать недостаточную
эффективность сложившейся
Поскольку в футболе счет матча не всегда объективно отражает состояние игроков, для оценки степени реализации двигательного потенциала спортсменов в игре принято анализировать количественные и качественные показатели технико-тактических действий.
В наших исследованиях сопоставлялись количественно-качественные показатели ТТД в официальных матчах первенства Москвы (8 игр) перед началом и после окончания педагогического эксперимента, направленного на развитие специальных координационных способностей, позволяющих успешно решать задачи технико-тактической подготовки .
Командные показатели ТТД в соревновательной деятельности юных футболистов на констатирующем (I) и формирующем (II) этапах педагогического эксперимента (х ± ш)
Технико-тактические действия с мячом |
Показатели ТТД |
Достоверность различий | ||
I этап |
II этап |
t |
Р | |
Короткие и средние передачи мяча назад и поперек |
78±8 11±1 |
117+10 8±0.8 |
3.0 2.5 |
<0,01 <0,05 |
Короткие и средние передачи мяча вперед |
65±6 26±1 |
72±8 21+1 |
0.7 2.8 |
>0,05 <0,05 |
Передачи мяча «на ход» |
24±6 39±4 |
30±5 28±3 |
1.0 2.2 |
>0,05 <0,05 |
Длинные передачи мяча |
22±2 63±4 |
26±0.7 50±4 |
2.1 2.3 |
>0,05 <0,05 |
Ведение мяча |
59±5 18±2 |
62±6 10+1 |
0.4 2.8 |
>0,01 <0,05 |
Обводка |
35±4 45±3 |
44±5 34±2 |
1.4 3.0 |
>0,05 <0,01 |
Отбор |
34±3 50±5 |
35±2 35±2 |
0.3 2.8 |
>0,01 <0,05 |
Перехват мяча |
74±4 25±3 |
82±2 19±2 |
1.3 1.7 |
>0,05 >0,05 |
Борьба за мяч вверху |
47±5 37±4 |
36±4 31±4 |
1.7 1.1 |
>0,05 >0,05 |
Борьба за мяч внизу |
24±4 49±3 |
16±4 40±3 |
1.4 2.2 |
>0,05 <0,05 |
Процентное соотношение технико-тактических действий в соревновательной деятельности юных футболистов на констатирующем (I) и формирующем (II) этапах педагогического эксперимента
Соотношение ТТД, | ||
Технико-тактические действия с мячом |
о |
|
I этап |
II этап | |
Короткие и средние передачи мяча назад и поперек |
15 |
20 |
Короткие и средние передачи мяча вперед |
И |
12 |
Передачи мяча «на ход» |
4 |
5 |
Длинные передачи мяча |
4 |
4 |
Ведение мяча |
9 |
И |
Обводка |
7 |
7 |
Отбор |
6 |
6 |
Перехват мяча |
14 |
14 |
Борьба за мяч вверху |
9 |
6 |
Борьба за мяч внизу |
8 |
7 |
Передачи мяча головой |
6 |
4 |
Удары по воротам |
3 |
3 |
Потери мяча |
4 |
4 |
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
- на II этапе увеличился
объем ТТД, выполненных за
- возросла эффективность выполнения передач мяча на различные расстояния (особенно длинных);
- достоверно снизился
процент технического брака
- повысилась точность ударов по воротам;
- не обнаружено достоверных изменений таких компонентов ТТД, как перехват мяча, борьба за мяч вверху, потери мяча.
Рассматривая процентный вклад отдельных ТТД в общую структуру игры, можно сказать о достаточной стабильности этого показателя у 15-16-летних футболистов. Исключение составили короткие и средние передачи на этапе исследования, что свидетельствует о повышении количества коллективных взаимодействий игроков, характерном для игры команд мастеров.
Определение
и обоснование учебных
Для обоснования
учебных нормативов технической
подготовленности футболистов была
разработана трехуровневая
В предварительных исследованиях была разработана нормативная база для педагогического контроля за юными футболистами, обучающимися в группах спортивного совершенствования. Нормативы составлялись для определенной группы (совокупности) людей - в данном случае для 16-19-летних футболистов. Затем была поставлена задача определить пригодность разработанных нормативов.
В исследованиях В.М. Зациорского, М.А. Годика, М.Я. На-батниковой отмечено, что если спортсмены данной совокупности выполняют норматив на 70% и выше, то этот норматив пригоден для применения в практической деятельности. Для этого был проведен годичный педагогический эксперимент с участием 30 спортсменов 16-19 лет (3-й год обучения в группах спортивного совершенствования), выбранных из большой совокупности футболистов, которые выполняли контрольно-переводные нормативы для оценки технической подготовленности.
Из всего многообразия тестов в наших исследованиях были выбраны только те, которые прошли проверку на соответствие критериям информативности и надежности.
Уровень базовой
технической подготовленности оценивался
в следующих контрольных
1) бег на 30 м с ведением мяча (с); необходимо выполнить не менее трех касаний мяча;
2) удар по неподвижному
мячу с разбега на дальность
(м); коридор -10 м; результат определяется
по сумме лучших попыток
3) вбрасывание мяча двумя руками из-за головы на дальность (м); коридор -2 м, разбег - не более 3 шагов;
4) удар по мячу
ногой на точность попадания
в цель (суммарное количество
попаданий правой и левой
5) ведение мяча (20 м) с обводкой четырех стоек и удар по воротам (гол); учитывается лучший результат (с);
6) жонглирование мячом в течение 1 мин (количество раз).
В среднем 22,6 человека выполнили все тесты, что составило 75,3%.
Контрольно-переводные нормативы для оценки технической подготовленности футболистов
Контрольные упражнения |
Уровни оценки / Возрастные группы | ||||||||
низкий |
средний |
высокий | |||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III | |
Бег на 30 м с ведением мяча, с (не менее трех касаний мяча) |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
4,99 |
4,75 |
4,9 |
4,75 |
4,55 |
Ведение мяча (20 м) с обводкой четырех стоек и удар по воротам, с |
7,9 |
7,7 |
7,5 |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
7,3 |
7Д |
6,8 |
Удар по мячу на точность попадания в цель, кол-во раз |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
8 |
7 |
8 |
9 |
Удар по мячу с разбега на дальность, м |
30,0 |
33,0 |
36,0 |
34,0 |
38,0 |
44,0 |
38,0 |
43,0 |
48,0 |
Жонглирование мячом в течение 1 мин, кол-во раз |
22 |
28 |
34 |
29 |
35 |
42 |
35 |
41 |
49 |
Вбрасывание мяча двумя руками из-за головы на дальность, м |
13 |
15 |
17 |
19 |
22 |
24 |
22 |
25 |
28 |
Для чистоты педагогического эксперимента все спортсмены были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную (по 15 человек в каждой). В процессе проведения исследований экспериментальным фактором являлся педагогический контроль, который был разработан для подготовительного и соревновательного периодов. Педагогический контроль осуществлялся в экспериментальной группе, и на его основе вносились коррективы в подготовку спортсменов; контрольная группа тренировалась согласно учебной программе.