Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Повысить координационную  сложность «квадратов» можно  за счет: ограничения касаний мяча, персональной опеки; изменения размеров площадки; изменения количества участвующих  в упражнении футболистов.

Для моделирования  игровых ситуаций недостаток «квадратов»  видится в отсутствии создания и  реализации голевых ситуаций. В связи  с этим данные упражнения должны сочетаться с другими заданиями, в которых  главной целью будет взятие ворот. К таким средствам тренировки, наряду с двухсторонними играми, относятся  стандартные упражнения. Для них  характерна точная регламентация условий  выполнения и деятельности игроков.

Содержание деятельности футболистов во время выполнения стандартных упражнений позволило  классифицировать их по группам упражнений, включающих преимущественно:

• передачи мяча;

• ведение мяча;

• передачи мяча в  движении с последующим ударом по воротам;

• взаимодействия двух, трех игроков и более;

• борьбу за мяч  двух, трех игроков и более противоборствующих команд;

• совершенствование  взаимодействий игроков в нападении  и обороне;

• совершенствование  завершающей фазы атаки (голевой  передачи и взятия ворот) или оборонительных действий (противодействия голевой  передаче соперника и взятия собственных  ворот).

Тренировочный эффект стандартных упражнений во многом зависит  от условий и энергетической направленности выполнения конкретного задания. Степень  их координационной сложности, как  правило, оценивается как низкая и средняя.

Количественные  и качественные показатели технико-тактической  подготовленности футболистов

Футбол относится  к ситуационным видам спорта, где  типовые игровые ситуации в условиях соревнований сочетаются с внезапными изменениями обстановки, требующими организации движений в соответствии с целесообразностью проявления определенных двигательных навыков - и  особенно специальной ловкости. Мы определили специальную (интегральную) ловкость футболиста как способность  адекватно реагировать на внезапно возникающие во время игры ситуации, принимать своевременные, целесообразные и продуктивные для соревновательной деятельности решения, обеспечивающие эффективность реализации технико-тактического потенциала спортсмена.

По-видимому, наиболее приемлемо оценивать проявления ловкости в соревновательной деятельности, которая является интегральной характеристикой  уровня спортивного мастерства.

В футболе к наиболее широко распространенным критериям  оценки эффективности соревновательной деятельности относятся количественные и качественные показатели выполнения технико-тактических приемов. При  этом, если количественные показатели характеризуют в большей степени кондиционные способности игроков, то качественные показатели технического мастерства во многом обусловлены уровнем развития координационных способностей спортсменов.

Как правило, эффективность  выполнения технико-тактического действий (ТТД) оценивается по проценту технического брака при их выполнении (отношение  неточно выполненных приемов  к их суммарному количеству за игру).

Нами проанализированы суммарные показатели количества ТТД  и технического брака у футболистов  четырех возрастных групп.

Количественно-качественные показатели технико-тактической подготовленности футболистов разных возрастных групп  в условиях соревновательной деятельности (х ± ш)

Возрастные группы

Показатели ТТД

количество

% брака

10-11 лет

448±4,5

39±0,4

12-13 лет

539±3,8

37±0,3

14-15 лет

601±9,6

32±0,3

16-17 лет

736+11,9

28±0,6


Рассматривая полученные данные, можно говорить, что с  возрастом происходит постоянное повышение  количества ТТД за игру и точности их выполнения. Причем различия между показателями в возрастных группах достоверны при 99% уровне значимости.

Суммарный прирост  количественных показателей ТТД  с 10 до 17 лет составляет около 64%, в  то время как качественных -около 40%.

Наиболее интенсивный  прирост количества ТТД отмечен  в возрастном периоде от 15 до 17 лет (24%). Качество выполнения ТТД повысилось: с 10 до 13 лет - на 5,4%; с 13 до 15 лет - на 16%; с 15 до 17 лет - на 14%.

Таким образом, проведенный  анализ позволяет определить, что  наибольшие темпы прироста количественных показателей ТТД наблюдаются  после 15 лет, а качественных - после 13 лет. Если учитывать полученные нами данные о сенситивном периоде  от 13 до 14 лет в развитии координационных  способностей футболистов, то можно  предположить, что повышение точности выполнения ТТД на соревнованиях  после 13 лет обусловлено возрастными  особенностями формирования специфических  и специальных КС у юных футболистов. В то же время точность выполнений ТТД продолжает возрастать и после 15 лет, когда снижаются темпы прироста основных проявлений отдельных КС. Видимо, здесь следует говорить о  наличии достаточного резерва в  использовании средств координационной  тренировки для дальнейшего повышения  спортивного мастерства футболистов.

Как уже отмечалось, темпы прироста количественных показателей  ТТД у юных футболистов значительно  выше, чем качественных. С одной  стороны, это свидетельствует об определенных закономерностях возрастного  развития организма; с другой - может  характеризовать недостаточную  эффективность сложившейся системы  многолетней подготовки и координационной  тренировки, в частности.

Поскольку в футболе  счет матча не всегда объективно отражает состояние игроков, для оценки степени  реализации двигательного потенциала спортсменов в игре принято анализировать  количественные и качественные показатели технико-тактических действий.

В наших исследованиях  сопоставлялись количественно-качественные показатели ТТД в официальных  матчах первенства Москвы (8 игр) перед  началом и после окончания  педагогического эксперимента, направленного  на развитие специальных координационных способностей, позволяющих успешно решать задачи технико-тактической подготовки .

Командные показатели ТТД в соревновательной деятельности юных футболистов на констатирующем (I) и формирующем (II) этапах педагогического  эксперимента (х ± ш)

Технико-тактические  действия с мячом

Показатели ТТД

Достоверность различий

I этап

II этап

t

Р

Короткие и средние  передачи мяча назад и поперек

78±8 11±1

117+10

8±0.8

3.0 2.5

<0,01 <0,05

Короткие и средние  передачи мяча вперед

65±6 26±1

72±8 21+1

0.7

2.8

>0,05 <0,05

Передачи мяча «на  ход»

24±6 39±4

30±5 28±3

1.0

2.2

>0,05 <0,05

Длинные передачи мяча

22±2 63±4

26±0.7

50±4

2.1 2.3

>0,05 <0,05

Ведение мяча

59±5 18±2

62±6 10+1

0.4 2.8

>0,01 <0,05

Обводка

35±4 45±3

44±5 34±2

1.4 3.0

>0,05 <0,01

Отбор

34±3 50±5

35±2 35±2

0.3 2.8

>0,01 <0,05

Перехват мяча

74±4 25±3

82±2 19±2

1.3 1.7

>0,05 >0,05

Борьба за мяч  вверху

47±5 37±4

36±4 31±4

1.7 1.1

>0,05 >0,05

Борьба за мяч  внизу

24±4 49±3

16±4 40±3

1.4 2.2

>0,05 <0,05


Процентное соотношение  технико-тактических действий в  соревновательной деятельности юных футболистов  на констатирующем (I) и формирующем (II) этапах педагогического эксперимента

 

Соотношение ТТД,

Технико-тактические  действия с мячом

о

 
 

I этап

II этап

Короткие и средние  передачи мяча назад и поперек

15

20

Короткие и средние  передачи мяча вперед

И

12

Передачи мяча «на  ход»

4

5

Длинные передачи мяча

4

4

Ведение мяча

9

И

Обводка

7

7

Отбор

6

6

Перехват мяча

14

14

Борьба за мяч  вверху

9

6

Борьба за мяч  внизу

8

7

Передачи мяча головой

6

4

Удары по воротам

3

3

Потери мяча

4

4


Анализ полученных данных позволил сделать следующие  выводы:

- на II этапе увеличился  объем ТТД, выполненных за игру, а также повысились точность  выполнения технических приемов;

- возросла эффективность  выполнения передач мяча на  различные расстояния (особенно  длинных);

- достоверно снизился  процент технического брака при  выполнении ведения мяча, отбора, обводок и борьбы за мяч  внизу;

- повысилась точность  ударов по воротам;

- не обнаружено  достоверных изменений таких  компонентов ТТД, как перехват  мяча, борьба за мяч вверху, потери  мяча.

Рассматривая процентный вклад отдельных ТТД в общую  структуру игры, можно сказать  о достаточной стабильности этого  показателя у 15-16-летних футболистов. Исключение составили короткие и средние  передачи на этапе исследования, что  свидетельствует о повышении  количества коллективных взаимодействий игроков, характерном для игры команд мастеров.

Определение и обоснование учебных нормативов технической подготовленности футболистов

Для обоснования  учебных нормативов технической  подготовленности футболистов была разработана трехуровневая шкала  оценки техники базовых двигательных действий с мячом в исследуемых  возрастных группах. При этом учет индивидуальных и возрастных критериев имел принципиальное значение для управления учебно-тренировочным  процессом и соревновательной деятельностью.

В предварительных  исследованиях была разработана  нормативная база для педагогического  контроля за юными футболистами, обучающимися в группах спортивного совершенствования. Нормативы составлялись для определенной группы (совокупности) людей - в данном случае для 16-19-летних футболистов. Затем была поставлена задача определить пригодность разработанных нормативов.

В исследованиях  В.М. Зациорского, М.А. Годика, М.Я. На-батниковой отмечено, что если спортсмены данной совокупности выполняют норматив на 70% и выше, то этот норматив пригоден для применения в практической деятельности. Для этого был проведен годичный педагогический эксперимент с участием 30 спортсменов 16-19 лет (3-й год обучения в группах спортивного совершенствования), выбранных из большой совокупности футболистов, которые выполняли контрольно-переводные нормативы для оценки технической подготовленности.

Из всего многообразия тестов в наших исследованиях  были выбраны только те, которые  прошли проверку на соответствие критериям  информативности и надежности.

Уровень базовой  технической подготовленности оценивался в следующих контрольных испытаниях:

1) бег на 30 м с  ведением мяча (с); необходимо выполнить  не менее трех касаний мяча;

2) удар по неподвижному  мячу с разбега на дальность  (м); коридор -10 м; результат определяется  по сумме лучших попыток правой  и левой ногой;

3) вбрасывание мяча  двумя руками из-за головы на  дальность (м); коридор -2 м, разбег - не более 3 шагов;

4) удар по мячу  ногой на точность попадания  в цель (суммарное количество  попаданий правой и левой ногой  в заданную часть ворот);

5) ведение мяча (20 м) с обводкой четырех стоек  и удар по воротам (гол); учитывается  лучший результат (с);

6) жонглирование  мячом в течение 1 мин (количество  раз).

В среднем 22,6 человека выполнили все тесты, что составило 75,3%.

Контрольно-переводные нормативы для оценки технической  подготовленности футболистов

Контрольные упражнения

Уровни оценки / Возрастные группы

низкий

средний

высокий

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Бег на 30 м с ведением мяча, с (не менее трех касаний мяча)

5,5

5,4

5,3

5,1

4,99

4,75

4,9

4,75

4,55

Ведение мяча (20 м) с  обводкой четырех стоек и удар по воротам, с

7,9

7,7

7,5

7,6

7,4

7,2

7,3

6,8

Удар по мячу на точность попадания в цель, кол-во раз

4

5

6

6

7

8

7

8

9

Удар по мячу с  разбега на дальность, м

30,0

33,0

36,0

34,0

38,0

44,0

38,0

43,0

48,0

Жонглирование мячом  в течение 1 мин, кол-во раз

22

28

34

29

35

42

35

41

49

Вбрасывание мяча двумя  руками из-за головы на дальность, м

13

15

17

19

22

24

22

25

28


Для чистоты педагогического  эксперимента все спортсмены были разделены  на две группы - экспериментальную  и контрольную (по 15 человек в  каждой). В процессе проведения исследований экспериментальным фактором являлся педагогический контроль, который был разработан для подготовительного и соревновательного периодов. Педагогический контроль осуществлялся в экспериментальной группе, и на его основе вносились коррективы в подготовку спортсменов; контрольная группа тренировалась согласно учебной программе.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов