Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Одним из основных способов организации занимающихся на занятиях по развитию координационных способностей является круговая тренировка в различных вариантах:
- на каждой «станции»
упражнения выполняются в
- на каждой «станции»
координационные упражнения
Согласно имеющимся рекомендациям, количество «станций» и упражнений варьируются в пределах 7-10. Длительность выполнения упражнений на каждой «станции» - 30-45 с. Интервалы отдыха между упражнениями и интервалы для перехода от одного упражнения к другому составляют около 30-50 с.
Главные задачи по
совершенствованию
Отдельные координационные
упражнения выполнялись во второй половине
или в конце основной части
занятия - это упражнения, направленные
на комплексное развитие координационных,
силовых и скоростно-силовых
Важное место
в системе координационной
В подготовительной части занятия использовались специально-подготовительные координационные упражнения -в частности, подводящие и развивающие координационные способности в беге, плавании, ходьбе на лыжах, беге на коньках, прыжках, спортивных играх. В этой же части занятия планировались ритмические упражнения, задания на равновесие.
При разработке средств и методов развития координационных способностей мы опирались на результаты исследований В.И. Ляха (2000) и 3. Витковского (2003), выполненных с участием футболистов, разных по возрасту и квалификации.
В частности, в качестве
средств координационной
- связаны с преодолением координационных трудностей;
- требуют от исполнителя
правильности, быстроты, рациональности
выполнения двигательных
- являются новыми, необычными для исполнителей;
- являются привычными,
но выполняются при изменении
либо самих двигательных
Исходя из этого, были выделены общеподготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения.
1) расширяющие запас жизненно важных умений и навыков;
2) обогащающие двигательный опыт;
3) предъявляющие
высокие требования к
4) преимущественно
направленные на развитие
Специально-подготовительные упражнения ограничивались спецификой соревновательной деятельности футболистов, к ним относились:
1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий;
2) развивающие способности
к пространственной ориентации,
дифференцированию параметров
Специально-подготовительные упражнения ограничивались спецификой соревновательной деятельности футболистов, к ним относились:
1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий;
2) развивающие способности
к пространственной ориентации,
дифференцированию параметров
Отдельную группу составили специфические упражнения, моделирующие соревновательную деятельность. Предполагалось, что они будут включать комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации в футболе. При этом применяли приемы, связанные с игрой в меньшем составе, ограничением площади ворот, уменьшением размеров поля и т.п.
В ходе педагогического эксперимента было реализовано три основных направления развития координационных способностей.
Первое направление
преимущественно связано с
Второе направление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих в процессе выполнения двигательных действий, в сочетании со способностью адекватно реагировать на внезапно изменяющиеся ситуации. Реализация второго направления осуществлялась на специально-подготовительном этапе (СП).
Третье направление
связано с выполнением
В рамках первого
направления развития координационных
способностей считаем целесообразным
выделить такие средства подготовки,
как акробатические, игровые и
технико-тактические
В группу акробатических
упражнений входили: кувырки вперед,
назад, через плечо; перекаты; прыжки
вперед и вверх с поворотом
на 90, 180, 270, 360° - на месте и в движении;
прыжки вверх с имитацией удара
головой - на месте и в движении;
перекаты вперед с мячом в руках;
удары ногой через себя в падении;
сальто вперед с разбега и т.д.
Упражнения выполнялись по отдельности,
а затем в различных
В группу игровых
упражнений входили разнообразные
«салки» с мячом и без него,
игры «День и ночь», «Пробежка
с выручкой», элементы гандбола, баскетбола
и т.д. На основе этих игр были сформированы
несколько вариантов
В группу технико-тактических упражнений входили различные модификации «квадратов» (5x2, 7x7, 4x2, 3x1) с одним и двумя мячами, с ограниченным числом касаний; игра в футбол в трое, четверо ворот; игра в футбол двумя, тремя мячами; игра в футбол с мячом для регби; игра с персональной опекой на маленькой площадке; ведение мяча на ограниченном пространстве; игра в футбол с ограниченным количеством касаний или с обязательным выходом игроков на чужую половину поля при взятии ворот.
На обще- и специально-подготовительном этапах существенное внимание уделялось закреплению и совершенствованию навыков выполнения отдельных технических приемов, сопряженных с развитием координационных и кондиционных способностей:
- ударов по летящему мячу различными способами;
- ведения мяча
с изменением направления
- передач мяча
на точность попадания в цель,
используя разнообразные
- ведения мяча в «коридоре» (шириной 1 м) правой и левой ногой - по прямой и с изменением направления движения (по кругу, «восьмеркой»);
- жонглирования мячом в парах (тройках), стараясь как можно дольше удерживать его в воздухе. Разрешалось наносить удары по мячу только ногами или только головой - кому как удобнее.
Говоря об особенностях развития координационных способностей у футболистов, следует выделить проблему оптимального соотношения повторного и переменного методов. Когда спортсмен научится уверенно выполнять упражнение повторным методом, он может переходить к переменному методу, т.е. к приемам строго регламентированного варьирования темпа или величины усилий.
В рамках второго направления развития КС важное место отводилось привнесению факторов неожиданности (внезапности) и необычности в выполнение освоенных технических приемов и технико-тактических действий.
Важным методическим положением в процессе освоения тренировочной программы на специально-подготовительном этапе являлось использование специальных координационных упражнений, направленных на развитие специфических КС и развитие отдельных психофизиологических функций.
В частности, предусматривались упражнения:
- вырабатывающие
«чувство пространства» (
- «чувство времени» (бег и прыжки в заданном темпе, пробега-ние коротких отрезков со скоростью от 30 до 90% от максимальной с определением времени бега самими футболистами);
- развивающие способность к дифференцированию мышечных усилий (чередование прыжков в длину с места в полную силу с прыжками в У2, в 3/4 силы, бросков и метаний различных предметов в цель, метание в цель мячей разной массы и формы и т.д.).
При этом доля общеподготовительных координационных упражнений снижалась за счет увеличения специально-подгото-вительных.
К менее значимым для эффективной соревновательной деятельности футболистов относят способности к равновесию и ритму. Однако, на наш взгляд, при выполнении ведений мяча «в шаге» и в борьбе с соперником эти координационные способности важны для успешной реализации технических приемов.
Для развития способности к равновесию предлагались различные упражнения на узкой опоре (например, на гимнастическом бревне), стойки на голове и на руках, ведение мяча по кругу, упражнения на неустойчивой опоре (мяче, валике), повороты на диске «Здоровье», прыжки с поворотом на 180, 360°.
Эти упражнения также оказывают воздействие на вестибулярный анализатор, поэтому необходима точная дозировка нагрузки, так как чрезмерное раздражение этого анализатора отрицательно сказывается на психофункциональном состоянии спортсменов.
Для развития способности к ритму использовались следующие упражнения:
- бег с изменением
частоты (темпа) и ритма
- прыжки со скакалкой, изменяя частоту (темп) ее вращения;
- бег через разноудаленные барьеры (4x30 м);
- бег с заданным временем пробегания отрезков 10, 20, 30 м (20 раз);
- пробегание отрезков с различным временем (15 раз);
- удары по мячу с полулёта после наброса партнера или отскока от стены (25-30 раз).
С помощью этих упражнений
развиваются также способности
к ощущению временных параметров
двигательных действий и точному
воспроизведению ритмической
Существенное влияние на развитие координационных способностей оказывает метод сопряженного воздействия на координационные и кондиционные способности в сочетании с совершенствованием технико-тактического мастерства. В рамках предсоревновательного этапа игровые упражнения большой координационной сложности, наряду с «квадратами», были основными в системе подготовки экспериментальной группы.
При планировании нагрузок
различной координационной
Этот факт, а также
педагогические наблюдения за способностью
к овладению сложными двигательными
действиями у футболистов 15-16-летнего
возраста послужили основанием для
смены комплексов упражнений и внесения
корректировок в систему
Основными методами организации упражнений при развитии кондиционных и координационных способностей юных футболистов были повторный и интервально-серийный. Последний, в зависимости от необходимости акцентированного воздействия на ту или иную систему энергообеспечения, использовался с постоянными, уменьшающимися или увеличивающимися интервалами отдыха. При комплексном совершенствовании технико-тактического мастерства, двигательных и координационных способностей, как правило, применялся переменный метод тренировки.