Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Одним из основных способов организации занимающихся на занятиях по развитию координационных  способностей является круговая тренировка в различных вариантах:

- на каждой «станции»  упражнения выполняются в пределах  заданного количества повторений, в произвольном темпе. По общему  сигналу игроки переходят на  следующие «станции», где выполняют  очередное упражнение в том  же порядке - и так до тех  пор, пока не будет пройден  весь круг;

- на каждой «станции»  координационные упражнения выполняются  с возможно большим числом  повторений - при условии правильного  выполнения движений.

Согласно имеющимся  рекомендациям, количество «станций»  и упражнений варьируются в пределах 7-10. Длительность выполнения упражнений на каждой «станции» - 30-45 с. Интервалы  отдыха между упражнениями и интервалы  для перехода от одного упражнения к другому составляют около 30-50 с.

Основная часть

Главные задачи по совершенствованию координационных  способностей футболистов решались в основной части занятия. Координационные  упражнения использовались в начале или середине этой части, пока у занимающихся сохранялся оптимальный уровень психической и общей работоспособности. Например, специально-подготовительные координационные упражнения и упражнения, требующие от спортсмена одновременного проявления координационных способностей и скоростных качеств, выполнялись сразу после подготовительной части.

Отдельные координационные  упражнения выполнялись во второй половине или в конце основной части  занятия - это упражнения, направленные на комплексное развитие координационных, силовых и скоростно-силовых способностей, специальной выносливости.

Важное место  в системе координационной тренировки занимал индивидуальный подход. Для  индивидуальных тренировок выделялось время в основной части занятий. Задания планировались с учетом уровня развития «отстающих» КС и  были направлены на их развитие в совокупности с повышением уровней двигательных способностей и технического мастерства футболистов.

Подготовительная часть 

В подготовительной части занятия использовались специально-подготовительные координационные упражнения -в частности, подводящие и развивающие координационные способности в беге, плавании, ходьбе на лыжах, беге на коньках, прыжках, спортивных играх. В этой же части занятия планировались ритмические упражнения, задания на равновесие.

Средства и методы развития координационных  способностей на различных этапах подготовительного  периода

При разработке средств  и методов развития координационных  способностей мы опирались на результаты исследований В.И. Ляха (2000) и 3. Витковского (2003), выполненных с участием футболистов, разных по возрасту и квалификации.

В частности, в качестве средств координационной тренировки рекомендовано использовать физические упражнения, если они:

- связаны с преодолением  координационных трудностей;

- требуют от исполнителя  правильности, быстроты, рациональности  выполнения двигательных действий, а также находчивости в использовании  этих действий в различных  условиях;

- являются новыми, необычными для исполнителей;

- являются привычными, но выполняются при изменении  либо самих двигательных действий, либо условий их применения.

Исходя из этого, были выделены общеподготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения.

Общеподготовительные упражнения

Общеподготовительные упражнения классифицировались на:

1) расширяющие запас жизненно важных умений и навыков;

2) обогащающие двигательный опыт;

3) предъявляющие  высокие требования к координации  движений (элементы гимнастики и  акробатики, упражнения в беге, прыжках  и метаниях, подвижные и спортивные  игры);

4) преимущественно  направленные на развитие отдельных  психофизиологических функций, обеспечивающих  оптимальное управление и регулирование  двигательных действий (выработка  «чувства пространства», повышение  степени развиваемых мышечных  усилий, улучшение сенсомоторных  реакций и двигательной памяти).

Специально-подготовительные упражнения ограничивались спецификой соревновательной деятельности футболистов, к ним относились:

1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий;

2) развивающие способности  к пространственной ориентации, дифференцированию параметров движений, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной  устойчивости.

Специально-подготовительные упражнения

Специально-подготовительные упражнения ограничивались спецификой соревновательной деятельности футболистов, к ним относились:

1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий;

2) развивающие способности  к пространственной ориентации, дифференцированию параметров движений, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной  устойчивости.

Отдельную группу составили  специфические упражнения, моделирующие соревновательную деятельность. Предполагалось, что они будут включать комплекс двигательных действий, являющихся предметом  спортивной специализации в футболе. При этом применяли приемы, связанные  с игрой в меньшем составе, ограничением площади ворот, уменьшением  размеров поля и т.п.

В ходе педагогического  эксперимента было реализовано три  основных направления развития координационных  способностей.

Первое направление  преимущественно связано с систематическим  обогащением двигательного опыта  юных футболистов при помощи новых  форм движений. Данное направление  реализо-вывалось на общеподготовительном этапе (ОП) в рамках общей и специальной физической подготовки, а также при закреплении и совершенствовании технических приемов владения мячом.

Второе направление  связано с преодолением координационных  трудностей, возникающих в процессе выполнения двигательных действий, в  сочетании со способностью адекватно  реагировать на внезапно изменяющиеся ситуации. Реализация второго направления  осуществлялась на специально-подготовительном этапе (СП).

Третье направление  связано с выполнением специализированных игровых упражнений, отнесенных к  нагрузкам высокой координационной  сложности (наличие большого количества игроков, большого сопротивления, высокой  интенсивности нагрузок и т.п.). Основной объем таких нагрузок планировался на предсоревновательном этапе (ПС).

В рамках первого  направления развития координационных  способностей считаем целесообразным выделить такие средства подготовки, как акробатические, игровые и  технико-тактические упражнения.

В группу акробатических упражнений входили: кувырки вперед, назад, через плечо; перекаты; прыжки вперед и вверх с поворотом  на 90, 180, 270, 360° - на месте и в движении; прыжки вверх с имитацией удара  головой - на месте и в движении; перекаты вперед с мячом в руках; удары ногой через себя в падении; сальто вперед с разбега и т.д. Упражнения выполнялись по отдельности, а затем в различных комбинациях.

В группу игровых  упражнений входили разнообразные  «салки» с мячом и без него, игры «День и ночь», «Пробежка  с выручкой», элементы гандбола, баскетбола и т.д. На основе этих игр были сформированы несколько вариантов упражнений, чтобы усложнить задания.

В группу технико-тактических  упражнений входили различные модификации  «квадратов» (5x2, 7x7, 4x2, 3x1) с одним  и двумя мячами, с ограниченным числом касаний; игра в футбол в трое, четверо ворот; игра в футбол двумя, тремя мячами; игра в футбол с  мячом для регби; игра с персональной опекой на маленькой площадке; ведение  мяча на ограниченном пространстве; игра в футбол с ограниченным количеством касаний или с обязательным выходом игроков на чужую половину поля при взятии ворот.

На обще- и специально-подготовительном этапах существенное внимание уделялось закреплению и совершенствованию навыков выполнения отдельных технических приемов, сопряженных с развитием координационных и кондиционных способностей:

- ударов по летящему  мячу различными способами;

- ведения мяча  с изменением направления движения (10-30 м);

- передач мяча  на точность попадания в цель, используя разнообразные методические  приемы: 1) «контрастные задания» (чередование  ударов по мячу на точность  попадания в цель с 20 и 10 м, с 18 и 9 м и т.д.); 2) «сближаемые  задания» (чередование ударов по  мячу или передач мяча в  цель с 20 и 15 м, с 19 и 16 м,  с18и17ми т.д.); 3) «смежные задания» (чередование ударов по мячу  на точность попадания в цель  с10, 15и20ми т.д.).

- ведения мяча в «коридоре» (шириной 1 м) правой и левой ногой - по прямой и с изменением направления движения (по кругу, «восьмеркой»);

- жонглирования  мячом в парах (тройках), стараясь  как можно дольше удерживать  его в воздухе. Разрешалось  наносить удары по мячу только  ногами или только головой  - кому как удобнее.

Говоря об особенностях развития координационных способностей у футболистов, следует выделить проблему оптимального соотношения  повторного и переменного методов. Когда спортсмен научится уверенно выполнять упражнение повторным  методом, он может переходить к переменному  методу, т.е. к приемам строго регламентированного  варьирования темпа или величины усилий.

В рамках второго  направления развития КС важное место  отводилось привнесению факторов неожиданности (внезапности) и необычности в  выполнение освоенных технических  приемов и технико-тактических  действий.

Важным методическим положением в процессе освоения тренировочной  программы на специально-подготовительном этапе являлось использование специальных  координационных упражнений, направленных на развитие специфических КС и развитие отдельных психофизиологических функций.

В частности, предусматривались  упражнения:

- вырабатывающие  «чувство пространства» (разновидности  бега, метания мяча в цель с  различного расстояния, прыжки);

- «чувство времени» (бег и прыжки в заданном  темпе, пробега-ние коротких отрезков со скоростью от 30 до 90% от максимальной с определением времени бега самими футболистами);

- развивающие способность  к дифференцированию мышечных  усилий (чередование прыжков в  длину с места в полную силу  с прыжками в У2, в 3/4 силы, бросков и метаний различных предметов в цель, метание в цель мячей разной массы и формы и т.д.).

При этом доля общеподготовительных координационных упражнений снижалась за счет увеличения специально-подгото-вительных.

К менее значимым для эффективной соревновательной деятельности футболистов относят способности к равновесию и ритму. Однако, на наш взгляд, при выполнении ведений мяча «в шаге» и в борьбе с соперником эти координационные способности важны для успешной реализации технических приемов.

Для развития способности  к равновесию предлагались различные  упражнения на узкой опоре (например, на гимнастическом бревне), стойки на голове и на руках, ведение мяча по кругу, упражнения на неустойчивой опоре (мяче, валике), повороты на диске «Здоровье», прыжки с поворотом на 180, 360°.

Эти упражнения также  оказывают воздействие на вестибулярный  анализатор, поэтому необходима точная дозировка нагрузки, так как чрезмерное раздражение этого анализатора  отрицательно сказывается на психофункциональном состоянии спортсменов.

Для развития способности  к ритму использовались следующие  упражнения:

- бег с изменением  частоты (темпа) и ритма движений;

- прыжки со скакалкой,  изменяя частоту (темп) ее вращения;

- бег через разноудаленные барьеры (4x30 м);

- бег с заданным  временем пробегания отрезков 10, 20, 30 м (20 раз);

- пробегание отрезков с различным временем (15 раз);

- удары по мячу  с полулёта после наброса партнера или отскока от стены (25-30 раз).

С помощью этих упражнений развиваются также способности  к ощущению временных параметров двигательных действий и точному  воспроизведению ритмической структуры  движения.

Существенное влияние  на развитие координационных способностей оказывает метод сопряженного воздействия  на координационные и кондиционные способности в сочетании с  совершенствованием технико-тактического мастерства. В рамках предсоревновательного этапа игровые упражнения большой координационной сложности, наряду с «квадратами», были основными в системе подготовки экспериментальной группы.

При планировании нагрузок различной координационной сложности  в системе тренировки юных футболистов  важно учитывать положение о  том, что применяемые упражнения эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое освоенное на уровне навыка и выполняемое в  одних и тех же условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего  развития координационных способностей.

Этот факт, а также  педагогические наблюдения за способностью к овладению сложными двигательными  действиями у футболистов 15-16-летнего  возраста послужили основанием для  смены комплексов упражнений и внесения корректировок в систему координационной  тренировки каждые две недели в рамках месячных модельных мезоциклов подготовительного периода.

Основными методами организации упражнений при развитии кондиционных и координационных  способностей юных футболистов были повторный и интервально-серийный. Последний, в зависимости от необходимости акцентированного воздействия на ту или иную систему энергообеспечения, использовался с постоянными, уменьшающимися или увеличивающимися интервалами отдыха. При комплексном совершенствовании технико-тактического мастерства, двигательных и координационных способностей, как правило, применялся переменный метод тренировки.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов