Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

В заключение раздела  приведем обобщенные показатели тренировочных  нагрузок, применяемых для развития координационных способностей футболистов, участвующих в эксперименте.

Система управления технико-тактической подготовкой  футболистов

  • Виды и средства подготовки футболистов
  • Количественные и качественные показатели технико-тактической подготовленности футболистов
  • Определение и обоснование учебных нормативов технической подготовленности футболистов
  • Виды и средства подготовки футболистов
  • В соответствии с действующей программой по футболу для детско-юношеских спортивных школ в рамках годичного цикла принято выделять подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
  • С учетом специфики тренировочного процесса футболистов актуальным является рассмотрение используемых физических нагрузок в подготовительном периоде, когда закладывается фундамент физической работоспособности и технико-тактического мастерства игроков.
  • Продолжительность подготовительного периода, включающего общеподготовительный, специально-подготовительный и предсоревновательный этапы, составляет 3-3,5 месяца (с середины января до середины апреля). Соревновательный период, как правило, начинается в конца апреля и заканчивается к концу ноября; затем начинается переходный период спортивной тренировки.
  • Педагогические наблюдения за процессом подготовки в экспериментальной группе осуществлялись на протяжении 5 месяцев, включая 3 месяца подготовительного и 2 месяца соревновательного периодов.
  • Суммарный объем нагрузок в месячных мезоциклах варьировался в пределах 66-70 ч и отличался относительно равномерным их распределением по видам подготовки на протяжении макроцикла. Исключение составил общеподготовительный этап, где объем общей физической подготовки был существенно выше, чем в остальных мезоциклах.
  • Распределение объема нагрузки по видам подготовки в рамках мезоциклов подготовительного и соревновательного периодов для футболистов 15 16 лет

 

Объем нагрузки, ч

 

Подготовительный  период

Виды подготовки

общеподготовительный этап

специально-подготовительный этап

предсоревновательный этап

соревновательный  период

 

февраль

март

апрель

май

Общая физическая подготовка (ОФП)

24

12

7

6

Специальная физическая подготовка (СФП)

8

17

10

6

Техническая подготовка

20

23

25

24

Тактическая подготовка

10

12

19

20

Тренировочные игры

2

4

4

6

Соревновательные  игры

2

2

4

6

Всего часов

66

70

69

68


  • Рассматривая полученные данные, отметим, что технико-такти-ческая подготовка (включая тренировочные и соревновательные игры) составляла в среднем около 85-87% общего объема нагрузок.
  • Известно, что в технико-тактических упражнениях провести четкую грань между техникой и тактикой очень сложно. Как подчеркивает М.А. Годик (1977), «научные» споры вокруг этого вопроса - какова доля техники или тактики в том или ином упражнении? - бессодержательны. Поэтому тренеры, исходя из задач занятия и собственных взглядов, одни и те же упражнения могут отнести либо к технике, либо к тактике. В нашем примере тренеры при планировании нагрузок такие технические приемы, как передачи мяча, причисляют к тактическим, справедливо считая, что при выполнении передач в определенных условиях
  • требуются известные тактические умения. Однако никто не может опровергнуть, что тактические умения нужны при выполнении и других приемов, особенно в сложных игровых ситуациях.
  • Время, отведенное отдельно на технику и тактику, дает весьма приблизительное представление о соотношении объемов нагрузок в этих видах подготовки. Более точным является распределение нагрузок по средствам специальной подготовки. Однако даже при условии достаточно высокого уровня точности подобного распределения, без учета координационной сложности выполняемых упражнений оно не будет способствовать эффективному управлению тренировочным процессом. К примеру, можно довольно много тренировать удары по воротам с места, с удобной скоростью разбега, и при этом не достичь значительного повышения эффективности реализации голевых моментов в сложных ситуациях. То же относится и к другими техническим приемам.
  • С учетом сказанного была предпринята попытка проанализировать нагрузки, применяемые в процессе подготовки юных футболистов 15-16 лет, по их специализированное™ и координационной сложности.

Координационная сложность 

Под координационной  сложностью тренировочной нагрузки (КСТН) понималась степень соответствия цели выполнения упражнения интенсивности нагрузки, а также условиям соревновательной деятельности. Для оценки координационной сложности упражнений, применяемых в тренировке футболистов, использовалась трехуровневая шкала признаков, обоснованная в диссертационной работе Ю.В. Ковальха (2006). В частности, к упражнениям низкой координационной сложности (Н), независимо от их специализированности, относились те, которые выполнялись без сложных перемещений в пространстве, без сопротивления, с умеренной интенсивностью нагрузки и небольшим количеством участвующих спортсменов.

К упражнениям средней  координационной сложности (С), независимо от их специализированности, относились те, которые выполнялись с небольшим количеством сложных перемещений в пространстве, с сопротивлением, с умеренной или большой интенсивностью нагрузки и небольшим количеством участвующих спортсменов.

К упражнениям высокой  координационной сложности (В), независимо от их специализированности, относились те, которые выполнялись с большим количеством сложных перемещений в пространстве, с сопротивлением, с большой или максимальной интенсивностью нагрузки и со средним или большим количеством участвующих спортсменов. Условия их выполнения были приближены к игровым.

Неспециализированные средства

Неспециализированные  средства подготовки юных футболистов  можно подразделить на: общеразвивающие, беговые, прыжковые, акробатические, гимнастические упражнения, упражнения из легкой атлетики, разновидности спортивных и подвижных игр.

Анализ показывает, что величина срочного тренировочного эффекта этих упражнений обусловлена  объемом и интенсивностью выполняемой  нагрузки.

Для развития выносливости в зоне умеренной и субмаксимальной интенсивности нагрузки используют равномерный и переменный бег, кроссы и ОРУ. Очевидно, что координационная сложность таких упражнений невысока.

Для развития выносливости к скоростной работе применяют беговые  нагрузки интервального характера, ОРУ для развития силы, игровые  упражнения.

Координационная сложность  игровых заданий и ряда акробатических упражнений была средней и высокой, других неспециализированных средств - низкой. Относительно низкой также  была координационная сложность  упражнений скоростно-силового характера (прыжки, ускорения, ОРУ с отягощениями и др.).

Таким образом, в  рамках неспециализированных средств тренировки, которые применяют в учебно-тренировочном процессе футболистов, координационная сложность большинства упражнений невысока; они хорошо освоены и не включают элементов новизны. Объем нагрузки для развития координационных способностей не превышает 8-10% общего объема неспециализированных средств подготовки.

Специализированая нагрузка

Под специализированностью нагрузки понималась степень сходства тренировочного упражнения с соревновательным. К специализированным средствам тренировки относились упражнения, включающие элементы соревновательного упражнения, их варианты, а также действия, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Остальные средства тренировки относились к неспециализированным. Соотношение времени выполнения специализированных упражнений и общего объема нагрузки (в процентах) и определяло уровень специализированности.

Специализированные  средства

Специализированные  средства подготовки занимают ведущее  место в системе тренировки футболистов 15-16-летнего возраста.

Их объем составляет от 60% (подготовительный период) до 80% (соревновательный период) общего объема нагрузок.

Процентное распределение  специализированных нагрузок по видам  и средствам подготовки

Виды и средства подготовки

Объем нагрузок (%)

Техническая подготовка:

 

- удары по мячу  ногой;

53

- удары головой;

И

- остановки (приемы) мяча;

7

- ведение мяча;

6

- обманные действия (финты);

И

- сочетания приемов

12

Тактическая подготовка:

 

- передачи мяча;

32

- игровые упражнения («квадраты»);

25

- стандартные упражнения (комбинации);

15

- двухсторонние  игры

28

Соревновательная  подготовка:

 

- официальные матчи;

52

- товарищеские игры

48


Для отработки техники  выполнения приемов используют средства технической подготовки (удары, остановки, ведение, обманные действия и передачи). При этом оптимальные для занимающихся условия выполнения технических приемов (в положении стоя или в движении на небольшой скорости, без сопротивления) необходимы для того, чтобы, по сложившемуся мнению специалистов, усвоить «правильный двигательный навык».

Очевидно, что все  упражнения, указанные в планах подготовки, плюс передачи мяча выполняются в  условиях низкой координационной сложности  и составляют 50-55% общего объема технико-тактической  подготовки.

Как уже отмечалось, выделение средств тактической  подготовки весьма условно, поскольку  в игровых упражнениях, «квадратах»  и комбинациях одновременно совершенствуются физические и психологические качества, технико-тактическое мастерство. Такие  средства скорее можно отнести к  интегральной подготовке.

Одним из основных специализированных средств подготовки футболистов являются двухсторонние  игры, направленные на совершенствование  групповых и командных тактических  взаимодействий. Использование большого количества двухсторонних игр приводит к существенным колебаниям показателей  ЧСС (от 150 до 200 уд./мин.). Это свидетельствует о возможности эффективно развивать различные виды выносливости.

Анализ большинства  двухсторонних игр позволяет  говорить о средней и высокой  степени координационной сложности  нагрузки.

Координационная сложность  двухсторонних игр возрастает:

- по мере увеличения  количества игроков;

- с введением  персональной опеки;

- при ограничении  площади ворот, касаний мяча  ногами и т.п.

Кроме двухсторонних  игр, в подготовке футболистов широко применяются такие упражнения, как  «квадраты».

Отличительными  особенностями выполнения данной группы специализированных упражнений являются отсутствие ворот для их поражения  соперниками, а также необходимость  для одной команды-участницы как  можно дольше удерживать мяч (путем  его передач и перемещений  игроков) в пределах квадратной или  прямоугольной площадки конкретных размеров. Игроки другой команды (с  аналогичным или меньшим количественным составом) должны отобрать мяч у  соперников и организовать собственное  удержание.

Контроль за содержанием тренировочной деятельности юных футболистов позволил установить структуру 40 разнообразных «квадратов», которые тренеры чаще всего включают в учебно-тренировочный процесс.

Данная группа упражнений используется прежде всего для совершенствования индивидуальных и групповых технико-такти-ческих взаимодействий футболистов, а также для улучшения функционального состояния систем энергообеспечения и развития физических качеств.

Большинство зарегистрированных разновидностей «квадратов» имеют  четко выраженную направленность на развитие специальной выносливости, когда ЧСС у футболистов варьируется  в диапазоне 150-180 уд./мин, а также среднюю или высокую степень координационной сложности.

Примерно Уз времени, отводимого на игровые упражнения, используется для выполнения «стоячих квадратов» (в разминке, в интервалах отдыха, а иногда - в основной части  занятия). Отсутствие скоростных перемещений  и единоборств дает основание  оценивать степень их координационной  сложности как низкую.

Большая часть времени (2/3) используется для выполнения сложных в координационном отношении игровых упражнений, к которым относятся разновидности квадратов (3x3, 4x4, 5x5, 6x6, 7x7, 8x8) со специальными заданиями, «взятие бровки», «квадраты» с удержанием мяча в одинаковых составах либо с одним-двумя нейтральными, где за счет изменения количества касаний мяча, размеров площадки и других управляющих воздействий варьируют темп нагрузки, а с введением персональной опеки и коллективного отбора увеличивают количество и жесткость единоборств и т.п.

Как показывают педагогические наблюдения, из указанных 2/3 времени примерно одинаковое время отводится на скоростные действия и на единоборства.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов