Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
В заключение раздела приведем обобщенные показатели тренировочных нагрузок, применяемых для развития координационных способностей футболистов, участвующих в эксперименте.
Система
управления технико-тактической
Объем нагрузки, ч | ||||
Подготовительный период | ||||
Виды подготовки |
общеподготовительный этап |
специально-подготовительный этап |
предсоревновательный этап |
соревновательный период |
февраль |
март |
апрель |
май | |
Общая физическая подготовка (ОФП) |
24 |
12 |
7 |
6 |
Специальная физическая подготовка (СФП) |
8 |
17 |
10 |
6 |
Техническая подготовка |
20 |
23 |
25 |
24 |
Тактическая подготовка |
10 |
12 |
19 |
20 |
Тренировочные игры |
2 |
4 |
4 |
6 |
Соревновательные игры |
2 |
2 |
4 |
6 |
Всего часов |
66 |
70 |
69 |
68 |
Под координационной сложностью тренировочной нагрузки (КСТН) понималась степень соответствия цели выполнения упражнения интенсивности нагрузки, а также условиям соревновательной деятельности. Для оценки координационной сложности упражнений, применяемых в тренировке футболистов, использовалась трехуровневая шкала признаков, обоснованная в диссертационной работе Ю.В. Ковальха (2006). В частности, к упражнениям низкой координационной сложности (Н), независимо от их специализированности, относились те, которые выполнялись без сложных перемещений в пространстве, без сопротивления, с умеренной интенсивностью нагрузки и небольшим количеством участвующих спортсменов.
К упражнениям средней координационной сложности (С), независимо от их специализированности, относились те, которые выполнялись с небольшим количеством сложных перемещений в пространстве, с сопротивлением, с умеренной или большой интенсивностью нагрузки и небольшим количеством участвующих спортсменов.
К упражнениям высокой координационной сложности (В), независимо от их специализированности, относились те, которые выполнялись с большим количеством сложных перемещений в пространстве, с сопротивлением, с большой или максимальной интенсивностью нагрузки и со средним или большим количеством участвующих спортсменов. Условия их выполнения были приближены к игровым.
Неспециализированные средства подготовки юных футболистов можно подразделить на: общеразвивающие, беговые, прыжковые, акробатические, гимнастические упражнения, упражнения из легкой атлетики, разновидности спортивных и подвижных игр.
Анализ показывает, что величина срочного тренировочного эффекта этих упражнений обусловлена объемом и интенсивностью выполняемой нагрузки.
Для развития выносливости в зоне умеренной и субмаксимальной интенсивности нагрузки используют равномерный и переменный бег, кроссы и ОРУ. Очевидно, что координационная сложность таких упражнений невысока.
Для развития выносливости к скоростной работе применяют беговые нагрузки интервального характера, ОРУ для развития силы, игровые упражнения.
Координационная сложность игровых заданий и ряда акробатических упражнений была средней и высокой, других неспециализированных средств - низкой. Относительно низкой также была координационная сложность упражнений скоростно-силового характера (прыжки, ускорения, ОРУ с отягощениями и др.).
Таким образом, в рамках неспециализированных средств тренировки, которые применяют в учебно-тренировочном процессе футболистов, координационная сложность большинства упражнений невысока; они хорошо освоены и не включают элементов новизны. Объем нагрузки для развития координационных способностей не превышает 8-10% общего объема неспециализированных средств подготовки.
Под специализированностью нагрузки понималась степень сходства тренировочного упражнения с соревновательным. К специализированным средствам тренировки относились упражнения, включающие элементы соревновательного упражнения, их варианты, а также действия, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Остальные средства тренировки относились к неспециализированным. Соотношение времени выполнения специализированных упражнений и общего объема нагрузки (в процентах) и определяло уровень специализированности.
Специализированные средства
Специализированные средства подготовки занимают ведущее место в системе тренировки футболистов 15-16-летнего возраста.
Их объем составляет от 60% (подготовительный период) до 80% (соревновательный период) общего объема нагрузок.
Процентное распределение специализированных нагрузок по видам и средствам подготовки
Виды и средства подготовки |
Объем нагрузок (%) |
Техническая подготовка: |
|
- удары по мячу ногой; |
53 |
- удары головой; |
И |
- остановки (приемы) мяча; |
7 |
- ведение мяча; |
6 |
- обманные действия (финты); |
И |
- сочетания приемов |
12 |
Тактическая подготовка: |
|
- передачи мяча; |
32 |
- игровые упражнения («квадраты»); |
25 |
- стандартные упражнения (комбинации); |
15 |
- двухсторонние игры |
28 |
Соревновательная подготовка: |
|
- официальные матчи; |
52 |
- товарищеские игры |
48 |
Для отработки техники выполнения приемов используют средства технической подготовки (удары, остановки, ведение, обманные действия и передачи). При этом оптимальные для занимающихся условия выполнения технических приемов (в положении стоя или в движении на небольшой скорости, без сопротивления) необходимы для того, чтобы, по сложившемуся мнению специалистов, усвоить «правильный двигательный навык».
Очевидно, что все упражнения, указанные в планах подготовки, плюс передачи мяча выполняются в условиях низкой координационной сложности и составляют 50-55% общего объема технико-тактической подготовки.
Как уже отмечалось,
выделение средств тактической
подготовки весьма условно, поскольку
в игровых упражнениях, «квадратах»
и комбинациях одновременно совершенствуются
физические и психологические качества,
технико-тактическое
Одним из основных
специализированных средств подготовки
футболистов являются двухсторонние
игры, направленные на совершенствование
групповых и командных
Анализ большинства
двухсторонних игр позволяет
говорить о средней и высокой
степени координационной
Координационная сложность двухсторонних игр возрастает:
- по мере увеличения количества игроков;
- с введением персональной опеки;
- при ограничении площади ворот, касаний мяча ногами и т.п.
Кроме двухсторонних игр, в подготовке футболистов широко применяются такие упражнения, как «квадраты».
Отличительными
особенностями выполнения данной группы
специализированных упражнений являются
отсутствие ворот для их поражения
соперниками, а также необходимость
для одной команды-участницы
Контроль за содержанием тренировочной деятельности юных футболистов позволил установить структуру 40 разнообразных «квадратов», которые тренеры чаще всего включают в учебно-тренировочный процесс.
Данная группа упражнений используется прежде всего для совершенствования индивидуальных и групповых технико-такти-ческих взаимодействий футболистов, а также для улучшения функционального состояния систем энергообеспечения и развития физических качеств.
Большинство зарегистрированных
разновидностей «квадратов» имеют
четко выраженную направленность на
развитие специальной выносливости,
когда ЧСС у футболистов
Примерно Уз времени, отводимого на игровые упражнения, используется для выполнения «стоячих квадратов» (в разминке, в интервалах отдыха, а иногда - в основной части занятия). Отсутствие скоростных перемещений и единоборств дает основание оценивать степень их координационной сложности как низкую.
Большая часть времени (2/3) используется для выполнения сложных в координационном отношении игровых упражнений, к которым относятся разновидности квадратов (3x3, 4x4, 5x5, 6x6, 7x7, 8x8) со специальными заданиями, «взятие бровки», «квадраты» с удержанием мяча в одинаковых составах либо с одним-двумя нейтральными, где за счет изменения количества касаний мяча, размеров площадки и других управляющих воздействий варьируют темп нагрузки, а с введением персональной опеки и коллективного отбора увеличивают количество и жесткость единоборств и т.п.
Как показывают педагогические наблюдения, из указанных 2/3 времени примерно одинаковое время отводится на скоростные действия и на единоборства.