Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Согласно распространенной точке зрения, в тренировочном процессе особое внимание уделяется развитию «отстающих» физических качеств. Однако практика показывает, что такой, казалось бы, логический подход часто дает неожиданный результат - особенно при подготовке спортсменов, обладающих яркой индивидуальностью. Тренер стремится развивать те качества спортсмена, которые лимитированы наследственностью или исключительно высоким уровнем развития других качеств. В этом случае тренировка не только неэффективна, но и «сглаживает» наиболее сильные стороны подготовленности, которые являются залогом успеха.
Исходя из этого, тренировочный процесс должен строиться с учетом максимального использования индивидуальных возможностей спортсменов
Специальная физическая подготовка (СФП) это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, осуществляемый в соответствии со спецификой вида спорта и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Задачами СФП
являются: овладение техникой игровых
приемов; повышение эффективности
тактических действий; достижение хорошей
спортивной формы, совершенствование
психологической
Для решения этих задач используются специальные подготовительные упражнения с характерными для основного упражнения координацией, темпом и ритмом движений.
В современном спорте, в том числе в футболе, все большее значение приобретает высокий уровень физической работоспособности организма, или специальная выносливость, при различных режимах мышечной деятельности.
Исследования физической
работоспособности футболистов
показали, что с возрастом она
увеличивается и достигает
Ряд исследований посвящен
определению корреляционных взаимосвязей
общей физической работоспособности
с показателями развития основных физических
качеств футболистов на различных
этапах многолетней тренировки. Установлено,
что в основном уровень физической
работоспособности связан с показателями
морфофункционального статуса организма.
На этапе спортивного
Каждая игра требует
проявления различных качеств (скоростной
выносливости, скоростно-силовых, силовых)
и координационных
Силовые качества обеспечивают высокую эффективность игровых действий - особенно завершающих ударов. Наибольшую ценность представляет динамическая взрывная сила, являющаяся результатом совершенствования межмышечной и внутримышечной координации.
Представленная
программа тренировки прошла экспериментальную
проверку и может быть рекомендована
для совершенствования
Структурной единицей
тренировочного процесса в футболе,
как и в других видах спорта,
является микроцикл. В практике футбола
наибольшее распространение получил
семидневный тренировочный
Согласно данным лаборатории футбола ВНИИФКа, основной фактор, лимитирующий специальную подготовленность футболистов, - низкий уровень развития скоростно-силовых качеств. Компенсировать этот лимит можно лишь с помощью акцентированного тренировочного воздействия. В то же время это воздействие не должно отрицательно отражаться на других компонентах подготовленности - тем более, если тренировочная программа нацелена на подготовку к успешному выступлению в конкретных ответственных соревнованиях.
В обычных условиях
футболисты тренируются 1 -2 раза в день;
продолжительность
Согласно существующему
мнению специалистов, «развивающими»
в футболе являются микроциклы, в
которых применяются занятия
с большой нагрузкой (С.А. Савин, 1969;
М.А. Годик, 1980). Исследование восстановительных
процессов у
При организации футбольных турниров у нас в стране и за рубежом игры проводятся с различными интервалами. В связи с этим перед тренерами ставится задача: не только достичь высокого уровня командной подготовленности к началу турнира, но и сохранить его в течение определенного времени
С целью проверки
эффективности управления подготовкой
футболистов при помощи микроциклов
преимущественно скоростно-
В зависимости от
продолжительности
Согласно нашим
данным, в соревновательном периоде
достоверное повышение уровня физической
подготовленности достигается не менее
чем за 14-18 дней. При такой подготовке
после двух 7Р микроциклов следует
один ЗП микроцикл. Эффект от тренировочных
занятий реализуется в процессе
соревнований. В перерывах между
играми следует тренироваться в
поддерживающем режиме. Причем, если игры
проводятся через день, то в перерывах
между матчами применяется
Если продолжительность
учебно-тренировочного сбора не превышает
15 дней, то сочетание «развивающих»
и «поддерживающих» микроциклов
во многом зависит от стратегии тренера
и состава участвующих в
При продолжительности учебно-тренировочного сбора 10 дней ставить перед футболистами задачу повышения уровня физической подготовленности неправомерно. В этом случае целесообразно применять сокращенный метод повышения уровня физической и технической подготовленности, работая в режиме «один 7Р и один ЗП».
«Поддерживающий»
тренировочный микроцикл
В этом микроцикле не выполняются прыжки в глубину, но остаются упражнения изометрического характера и бег под уклон. Причем нагрузки скоростно-силовой направленности применяются только на утренних занятиях и частично - во время разминки на дневных и вечерних занятиях. Если общее время, отведенное на практические занятия, составляет 3 ч 45 мин, то на скоростно-силовые упражнения отводится около 25%.
В структуре семидневного «развивающего» микроцикла, предусмотрено проведение 18 практических занятий за 6 рабочих дней. Объем тренировочной нагрузки в микроцикле составляет свыше 17 ч, не считая теории (10 ч) и восстановительных мероприятий. На шестой день микроцикла обязательно проводится товарищеская игра.
Практически все утренние занятия (за исключением 1-го дня) проводят с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств (анаэробная алактатная направленность); четыре из них выпол
няются повторным методом, а два - серийным. Скоростно-силовые упражнения применяют после 10-минутной разминки, которая состоит из легкого бега (5 мин) при пульсе 120-135 уд./мин и серии общеразвивающих упражнений (наклонов, приседаний, пружинящих покачиваний, прыжков и 2-3 ускорений по 30-40 м). В целом на выполнение нагрузок скоростно-силовой направленности отводят около 50% общего времени; преимущественно аэробной направленности - 19 %; остальное время занимают упражнения анаэробной гликолитической и аэробно-анаэробной направленности (специальная выносливость).
Следует добавить, что в отдельных тренировочных занятиях используют нагрузки равной направленности. Например, в дневном занятии 2-го дня и в вечернем занятии 3-го дня микроцикла нагрузка имеет смешанную направленность, но первая половина занятия посвящена развитию быстроты (анаэробная алактатная), а вторая часть связана с совершенствованием аэробно-анаэробных процессов.
Параметры и содержание тренировочной нагрузки в экспериментальном семидневном микроцикле отражены в табл. 28.
Первый день микроцикла считается послеигровым - нагрузки утреннего и дневного занятий имеют преимущественно аэробную направленность. Основная задача этих занятий - ускорить процессы восстановления ведущих функциональных систем организма. Дневное занятие целесообразно проводить в бассейне.
Практические занятия проводят в следующие часы: утром -8.00-8.30; днем - 11.30-13.30; вечером - 18.00-19.30.
Со 2-го дня начинается целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств. В утреннем занятии в течение примерно 20 мин футболисты выполняют прыжки через мячи, положенные в ряд (7-8 м), на одной и обеих ногах. Через барьеры спортсмены прыгают только с толчком двумя ногами.
Самая тяжелая работа проводится в дневном занятии 3-го дня. Футболисты выполняют 10 прыжков в глубину с тумбы высотой 70 см с последующим выпрыгиванием вверх толчком двумя ногами. После этого дается 3-минутный отдых, во время которого прыжки выполняет другая группа футболистов.
После выполнения серии из двух 10-кратных повторений дается 10-минутный отдых, во время которого спортсмены совершенствуют технику (жонглирование мячом и передачи мяча в парах).
Вечернее занятие 3-го дня начинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применением изометрических упражнений. Комплекс состоит из последовательных воздействий на мышечные группы: передней и задней поверхностей бедра, приводящих и отводящих мышц бедра.
Упражнения выполняют в парах, сидя и лежа на газоне. Футболист, выполняющий задание, развивает максимальное мышечное усилие; партнер противодействует перемещению конечности в течение 8 с. Например, спортсмен лежит на спине, ноги разведены в стороны (на 45-50 см), и упирается стопами в расставленные ноги партнера. Суть задания состоит в том, чтобы напрягать приводящие мышцы бедра при попытке соединить ноги. Продолжительность комплекса изометрических упражнений (с учетом последовательной смены работы в парах) составляет около 50 мин.
Необходимо также
обратить внимание на нетрадиционные
беговые упражнения - бег в гору
и под уклон (3-5°). Бег в гору
применяют для того, чтобы научить
футболистов высоко выносить бедро
и одновременно развивать силу мышц
передней поверхности бедра. Бег
под уклон способствует увеличению
частоты (темпа) движений ногами, что
для футболистов имеет
Развитие координационных способностей футболистов
Учет возрастных
особенностей развития координационных
способностей (КС) футболистов является
обязательным условием рационального
планирования и построения учебно-тренировочного
процесса на этапах многолетней подготовки.
Результаты проведенных исследований
с участием юных футболистов свидетельствуют,
что наиболее благоприятный для
развития КС - период от 7 до 14 лет. В
то же время нет оснований