Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Согласно распространенной точке зрения, в тренировочном  процессе особое внимание уделяется  развитию «отстающих» физических качеств. Однако практика показывает, что такой, казалось бы, логический подход часто  дает неожиданный результат - особенно при подготовке спортсменов, обладающих яркой индивидуальностью. Тренер стремится развивать те качества спортсмена, которые лимитированы наследственностью или исключительно высоким уровнем развития других качеств. В этом случае тренировка не только неэффективна, но и «сглаживает» наиболее сильные стороны подготовленности, которые являются залогом успеха.

Исходя из этого, тренировочный процесс должен строиться  с учетом максимального использования  индивидуальных возможностей спортсменов

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) это процесс целенаправленного  развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, осуществляемый в соответствии со спецификой вида спорта и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.

Задачами СФП  являются: овладение техникой игровых  приемов; повышение эффективности  тактических действий; достижение хорошей  спортивной формы, совершенствование  психологической подготовленности футболистов.

Для решения этих задач используются специальные  подготовительные упражнения с характерными для основного упражнения координацией, темпом и ритмом движений.

В современном спорте, в том числе в футболе, все  большее значение приобретает высокий  уровень физической работоспособности  организма, или специальная выносливость, при различных режимах мышечной деятельности.

Исследования физической работоспособности футболистов  показали, что с возрастом она  увеличивается и достигает максимума  к 20-22 годам.

Ряд исследований посвящен определению корреляционных взаимосвязей общей физической работоспособности  с показателями развития основных физических качеств футболистов на различных  этапах многолетней тренировки. Установлено, что в основном уровень физической работоспособности связан с показателями морфофункционального статуса организма. На этапе спортивного совершенствования  у футболистов отмечается достоверная взаимосвязь обшей физической работоспособности с показателями практически всех физических качеств.

Каждая игра требует  проявления различных качеств (скоростной выносливости, скоростно-силовых, силовых) и координационных способностей, что необходимо учитывать при  выборе тренировочных средств.

Силовые качества обеспечивают высокую эффективность игровых  действий - особенно завершающих ударов. Наибольшую ценность представляет динамическая взрывная сила, являющаяся результатом  совершенствования межмышечной  и внутримышечной координации.

Краткосрочная программа тренировки для совершенствования физической подготовленности

Представленная  программа тренировки прошла экспериментальную  проверку и может быть рекомендована  для совершенствования физической подготовленности футболистов при  подготовке к соревнованиям. Ее можно  достаточно эффективно использовать как  на подготовительном, так и на специально-подготовительном этапах соревновательного периода. Отличительная особенность данной программы - широкое использование средств и методов скоростно-силовой подготовки, которой в футболе до сих пор уделяется недостаточное внимание

Основы построения тренировочных  микроциклов в процессе спортивной тренировки

Структурной единицей тренировочного процесса в футболе, как и в других видах спорта, является микроцикл. В практике футбола  наибольшее распространение получил  семидневный тренировочный микроцикл.

Согласно данным лаборатории футбола ВНИИФКа, основной фактор, лимитирующий специальную подготовленность футболистов, - низкий уровень развития скоростно-силовых качеств. Компенсировать этот лимит можно лишь с помощью акцентированного тренировочного воздействия. В то же время это воздействие не должно отрицательно отражаться на других компонентах подготовленности - тем более, если тренировочная программа нацелена на подготовку к успешному выступлению в конкретных ответственных соревнованиях.

В обычных условиях футболисты тренируются 1 -2 раза в день; продолжительность тренировочных  занятий - от 90 до 120 мин. В условиях учебно-тренировочного сбора тренерам предоставляются  большие возможности для качественного  проведения процесса подготовки. В  зависимости от состояния спортсменов  и задач учебно-тренировочного процесса микроциклы могут быть «развивающими» и «поддерживающими» (В.Н. Платонов, 1985, 1986).

Согласно существующему  мнению специалистов, «развивающими» в футболе являются микроциклы, в  которых применяются занятия  с большой нагрузкой (С.А. Савин, 1969; М.А. Годик, 1980). Исследование восстановительных  процессов у высококвалифицированных  футболистов при различных вариантах  сочетания нагрузок в микроциклах  показали, что в соревновательном периоде оптимальны микроциклы 6+1 (5 тренировочных дней, 6-й день - календарная  игра, 7-й день - выходной). Если межигровые циклы имеют один или два тренировочных дня, то в них нельзя применять большие нагрузки (Н.Д. Граевская с соавт., 1958, 1964, 1969).

При организации  футбольных турниров у нас в стране и за рубежом игры проводятся с  различными интервалами. В связи  с этим перед тренерами ставится задача: не только достичь высокого уровня командной подготовленности к началу турнира, но и сохранить  его в течение определенного  времени

С целью проверки эффективности управления подготовкой  футболистов при помощи микроциклов  преимущественно скоростно-силовой  направленности был проведен педагогический эксперимент. Разработаны и экспериментально проверены два варианта микроциклов: семидневный («развивающий») - 7Р и  трехдневный («поддерживающий») - ЗП.

Последовательность применения тренировочных  микроциклов в зависимости от продолжительности учебно-тренировочного сбора

В зависимости от продолжительности централизованной подготовки сочетания семидневного «развивающего» (7Р) и трехдневного «поддерживающего» (ЗП) микроциклов  могут быть различными. Как правило, продолжительность учебно-тренировочного сбора для футболистов не превышает 20 дней.

Согласно нашим  данным, в соревновательном периоде  достоверное повышение уровня физической подготовленности достигается не менее  чем за 14-18 дней. При такой подготовке после двух 7Р микроциклов следует  один ЗП микроцикл. Эффект от тренировочных  занятий реализуется в процессе соревнований. В перерывах между  играми следует тренироваться в  поддерживающем режиме. Причем, если игры проводятся через день, то в перерывах  между матчами применяется вариант  распределения нагрузки, характерный  для 1-го дня «поддерживающего» микроцикла (см. табл. 29). При 2-дневных интервалах между играми применяется вариант распределения нагрузки, характерный для вечернего занятия 2-го дня «поддерживающего» микроцикла.

Если продолжительность  учебно-тренировочного сбора не превышает 15 дней, то сочетание «развивающих»  и «поддерживающих» микроциклов  во многом зависит от стратегии тренера  и состава участвующих в турнире  команд. Если соперники на первом этапе  недостаточно сильны и ставится задача совершенствования игры в ходе турнира, то применяют два 7Р микроцикла. В  случае необходимости играть в полную силу уже в первых матчах турнира  применяют один 7Р и два ЗП микроцикла. Такое распределение позволяет  реализовать накопленный функциональный потенциал к началу соревнований.

При продолжительности  учебно-тренировочного сбора 10 дней ставить  перед футболистами задачу повышения  уровня физической подготовленности неправомерно. В этом случае целесообразно применять  сокращенный метод повышения  уровня физической и технической  подготовленности, работая в режиме «один 7Р и один ЗП».

Структура и содержание «поддерживающего»  микроцикла

«Поддерживающий»  тренировочный микроцикл состоит  из двух тренировочных дней и одного игрового. Выходные дни отсутствуют: такой график бывает в основном в  футбольных турнирах, и после игры спортсмены могут подольше поспать. В связи с этим на следующий  после игры день утреннее занятие  не проводится. Дневное занятие организуется вне стадиона. При проведении соревнований в других городах участникам не обязаны  предоставлять время в бассейне, поэтому тренировку лучше проводить за городом: после непродолжительного кросса (25 мин) выполняются игровые упражнения (10-15 мин).

В этом микроцикле не выполняются прыжки в глубину, но остаются упражнения изометрического  характера и бег под уклон. Причем нагрузки скоростно-силовой  направленности применяются только на утренних занятиях и частично - во время разминки на дневных и вечерних занятиях. Если общее время, отведенное на практические занятия, составляет 3 ч 45 мин, то на скоростно-силовые упражнения отводится около 25%.

Структура и содержание «развивающего» микроцикла

В структуре семидневного «развивающего» микроцикла, предусмотрено  проведение 18 практических занятий  за 6 рабочих дней. Объем тренировочной  нагрузки в микроцикле составляет свыше 17 ч, не считая теории (10 ч) и восстановительных  мероприятий. На шестой день микроцикла обязательно проводится товарищеская игра.

Практически все  утренние занятия (за исключением 1-го дня) проводят с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств (анаэробная алактатная направленность); четыре из них выпол

няются повторным методом, а два - серийным. Скоростно-силовые упражнения применяют после 10-минутной разминки, которая состоит из легкого бега (5 мин) при пульсе 120-135 уд./мин и серии общеразвивающих упражнений (наклонов, приседаний, пружинящих покачиваний, прыжков и 2-3 ускорений по 30-40 м). В целом на выполнение нагрузок скоростно-силовой направленности отводят около 50% общего времени; преимущественно аэробной направленности - 19 %; остальное время занимают упражнения анаэробной гликолитической и аэробно-анаэробной направленности (специальная выносливость).

Следует добавить, что в отдельных тренировочных  занятиях используют нагрузки равной направленности. Например, в дневном  занятии 2-го дня и в вечернем занятии 3-го дня микроцикла нагрузка имеет  смешанную направленность, но первая половина занятия посвящена развитию быстроты (анаэробная алактатная), а вторая часть связана с совершенствованием аэробно-анаэробных процессов.

Параметры и содержание тренировочной нагрузки в экспериментальном  семидневном микроцикле отражены в  табл. 28.

Первый день микроцикла считается послеигровым - нагрузки утреннего и дневного занятий имеют преимущественно аэробную направленность. Основная задача этих занятий - ускорить процессы восстановления ведущих функциональных систем организма. Дневное занятие целесообразно проводить в бассейне.

Практические занятия  проводят в следующие часы: утром -8.00-8.30; днем - 11.30-13.30; вечером - 18.00-19.30.

Со 2-го дня начинается целенаправленное развитие скоростно-силовых  качеств. В утреннем занятии в  течение примерно 20 мин футболисты выполняют прыжки через мячи, положенные в ряд (7-8 м), на одной и обеих  ногах. Через барьеры спортсмены прыгают только с толчком двумя  ногами.

Самая тяжелая работа проводится в дневном занятии 3-го дня. Футболисты выполняют 10 прыжков  в глубину с тумбы высотой 70 см с последующим выпрыгиванием  вверх толчком двумя ногами. После  этого дается 3-минутный отдых, во время  которого прыжки выполняет другая группа футболистов.

После выполнения серии  из двух 10-кратных повторений дается 10-минутный отдых, во время которого спортсмены совершенствуют технику (жонглирование  мячом и передачи мяча в парах).

Вечернее занятие 3-го дня начинается с работы скоростно-силовой  направленности, но с применением  изометрических упражнений. Комплекс состоит из последовательных воздействий  на мышечные группы: передней и задней поверхностей бедра, приводящих и отводящих  мышц бедра.

Упражнения выполняют  в парах, сидя и лежа на газоне. Футболист, выполняющий задание, развивает  максимальное мышечное усилие; партнер  противодействует перемещению конечности в течение 8 с. Например, спортсмен лежит на спине, ноги разведены в стороны (на 45-50 см), и упирается стопами в расставленные ноги партнера. Суть задания состоит в том, чтобы напрягать приводящие мышцы бедра при попытке соединить ноги. Продолжительность комплекса изометрических упражнений (с учетом последовательной смены работы в парах) составляет около 50 мин.

Необходимо также  обратить внимание на нетрадиционные беговые упражнения - бег в гору и под уклон (3-5°). Бег в гору применяют для того, чтобы научить  футболистов высоко выносить бедро  и одновременно развивать силу мышц передней поверхности бедра. Бег  под уклон способствует увеличению частоты (темпа) движений ногами, что  для футболистов имеет существенное значение.

Развитие  координационных способностей футболистов

  • Возрастные особенности развития координационных способностей
  • Динамика показателей специальных координационных способностей у юных футболистов
  • Динамика показателей специфических координационных способностей у юных футболистов
  • Критерии оценки координационных способностей
  • Методические положения и принципы организации координационной тренировки
  • Средства и методы развития координационных способностей на различных этапах подготовительного периода

Возрастные особенности развития координационных способностей

Учет возрастных особенностей развития координационных  способностей (КС) футболистов является обязательным условием рационального  планирования и построения учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки. Результаты проведенных исследований с участием юных футболистов свидетельствуют, что наиболее благоприятный для  развития КС - период от 7 до 14 лет. В  то же время нет оснований утверждать, что в дальнейшем процесс улучшения  координационных способностей (по крайней  мере, некоторых из них) прекращается.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов