Шпаргалка по "Социальная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная политика".

Работа содержит 1 файл

соц пол.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

22. Государственная жилищная политика – это сист.един.мер законод., исполнительного и котролирующего характера, осуществляемых правомочн. гос. учреждениями и обществ.оганизациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления сущетсвующ.соц.-эк.сист. к изменяющимся условиям. Гос. Жилищ. Полит. Одно из главн. направлений деят-ти гос-ых органов в центре и на местах. Реформа в жилищ. сфере одна из важн. гос-ых задач. 

  23. Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан. Общее число разновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.

  Реализация  социальных обязательств предполагает их установление, организацию и непосредственное исполнение- Установление социальных обязательств осуществляется законодательными органами Федерации и её субъектов, главная подготовительная часть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти.

  Организация исполнения социальных обязательств государства  осуществляются как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и общефункциональными министерствами (Минэконом развития РФ, Минфин РФ).

  Непосредственное  исполнение осуществляется конкретными  организациями, учреждениями и службами, в которых людей воспитывают, обучают и трудоустраивают, лечат, выдают пенсии и пособия, предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, региональные администрации, федеральные и региональные администрации, федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения и предприятия социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы) — это работа по исполнению социальных обязательств государства.

Реализация  социальных обязательств государства происходит в границах определенной территории.

  24. Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «социальная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаимодействия в социальных (общественных) системах от информационных процессов, протекающих в физических и технических системах.

  Социальная  информация обладает новыми свойствами по сравнению с той частью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл — это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содержание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации — это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо проблемы, является полезным). Достоверность — это истинность информации. Оперативность — это включение информации в коммуникативную систему общества непосредственно после возникновения данной информации. Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непосредственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике.    ,

  Социальная  информация выполняет следующие  функции: управленческую, организационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по передачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражательную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе принятия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

•     на относящуюся  к данному вопросу и не относящуюся (соответственно релевантная и нерелевантная);

на принятую во внимание и не принятую (релевантная  принятая во внимание информация называется используемой информацией; релевантная  не принятая во внимание информация называется информацией Кассандры; нерелевантная, но принятая во внимание информация называется путающей, нерелевантная и не принятая во внимание информация называется бюрократической).

Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

  • входная и выходная;
  • командная (с помощью которой субъект управляет системой);
  • шумы (информация, влияющая на управления системы независимо от субъекта).

  Социальную  информацию классифицируют по функциям управления на следующие типы:

  • исходную;
  • организационную; 
         регулирующую;
  • учетную;
  • контрольную.

  На  современном этапе у социальной информация выявлено еще одно свойство 
 структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии на 
копления информации и информационных процессов на структурные характери 
стики экономики и других ключевых социальных систем.
 

  25. По своей социально-экономической природе человек — это совокупный объект общественной жизни, имеюший многосложную структуру; будучи единым, он участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект:

  • экономический — производитель и потребитель благ;
  • биологический — носитель определенной телесной конструкции и физическо 
    го здоровья;
  • социальный — член определенной группы, семейно-родствеиной (член много 
    детной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и 
    т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник 
    и т.п.), стратификационной {носитель определенного социального, в том числе 
    профессионального, статуса или ранга), классовой (работник по найму или соб 
    ственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и Др.:
  • политический — гражданин государства, избиратель, член политической пар 
    тии, профсоюза, других групп интересов;
  • правовой — обладатель определенных прав и обязанностей;
  • культурный — носитель определенного менталитета, системы ценностей, со 
    циальных норм и традиций;
  • нравственный — разделяющий те или иные нравственные нормы и ценност 
    ные ориентации;
  • конфессиональный — исповедующий религию или атеист;
  • эмоционально-волевой — обладающий определенным характером и психоло 
    гическим складом в целом;
  • разумный — имеющий интеллект и определенную систему знаний.1

Отметить два полюса роли человека в общественном производстве:

  • человек как ресурс производственной системы — важный элемент процесса 
    производства и управления;
  • человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями 
    — главный субъект управления.

  Рассматривая  работников с позиции систем, можно  выделить две группы подсистем:

  • экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, рас 
    пределения и потребления материальных благ, а исходя из этого работник рас 
    сматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
  • социальные, в которых главенствуют вопросы отношений людей, социальные 
    группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности. Пер 
    сонал рассматривается как система, состоящая из неповторимых личностей.

  Переход России к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов, особенность которых в том, что:

  • во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, 
    тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем 
    меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных 
    задач, тем большую ценность они представляют для организации;
  • во-вторых, это сложнейший объект социального управления;
  • в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капита 
    лоемкости для становления профессионалов;
  • в-четвертых, высокая эффективность деятельности профессионалов в органи 
    зации достигается созданием рационального управления их возможностями.

Подход к персоналу  как ресурсу означает:

  • его персонал и зацию и индивидуальный подход ко всем работникам, осущест 
    вляемый в пределах совмещения интереса фирмы и работника (в случае рас 
    хождения интересов приводятся в действие стимулирующие и мотивирующие 
    рычаги и воздействия на человека, чтобы он связал свою деятельность с инте 
    ресами организации);
  • осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифициро 
    ванного персонала, что приводит к конкретной борьбе за знания, навыки, спо 
    собности на рынке труда;
  • переход к управлению персоналом (человеческими ресурсами) означает отход 
    от представлении о персонале как «даровом капитал», освоение которого не 
    требует ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных и 
    других затрат со стороны работодателя.

Концепция «человеческих ресурсов» признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из экономической целесообразности, имеющих своей целью привлечение более качественного в профессиональном плане работника, его обучение и поддержание в высоком трудоспособном состоянии, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей работников

26. Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального  конфликта являются индивиды, малые  и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агони-стические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление  может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также  по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут  возникать как по горизонтали  — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

¦        конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными 
субъектами конфликта возникших противоречий;

¦        эскалация (нарастание) конфликта;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная политика"