Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

В России на сегодняшний день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться и функционировать общество в условиях рыночной экономики.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 49.86 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В России на сегодняшний  день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться  и функционировать общество в  условиях рыночной экономики.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных  ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных  инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных  социальных и экономических программ. Государственное регулирование  экономики ставит своей главной  целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения и о правах личности в частности.

Наряду с необходимостью решения традиционных социальных проблем, таких как безработица, обеспечение  самых бедных семей, образование  и т.п., на передний план выдвигаются  так же проблемы, связанные с инновациями - проблемы социальной безопасности, социальной экологии, нейтрализации негативных последствий глобализации. Можно  констатировать факт изменения наполнения социальной политики. Ее задача - не только поддержка наиболее социально ущемленных групп общества, но и предоставление возможности для каждого реализоваться, внести свой вклад в создание общественного  богатства, имея гарантии обеспечения  своих интересов.

Модели социальной политики стран Западной Европы - объект пристального внимания, тщательного анализа, порой  критики. Основные принципы, на которые  они опираются: социальная справедливость, социальная безопасность, социальное сплочение, конкурентоспособная экономика. Следует признать, что пока нет  единой, четко сформулированной концепции  европейской социальной политики, а  социальная интеграция в Европейском  Союзе отстает от интеграции экономической. Принципы социальных моделей Западной Европы позволяют на их основе строить систему организации общества, где были бы обозначены задачи каждого из социальных партнеров.

Реализация данных моделей  предполагает совершенствование структуры  общества и управления им. Важную роль здесь играют совместные усилия, как  институтов государственной власти, так и политических партий, профсоюзов, неправительственных организаций.

Модели социальной политики - это не есть нечто застывшее, сформулированное раз и навсегда. Это скорее идеал, к которому стремится общество, в который вносятся изменения, соответствующие вызовам времени. Не случайно, что социальные модели стран Западной Европы вызывают такой интерес и за пределами континента. Ведь они простроены в соответствии с непреходящими человеческими и цивилизованными ценностями.

Наша страна вступила в  широкую полосу демократических  реформ и не только в социальной сфере. Далеко не всегда и не все  сразу получается, так же, как  и не все идеи моделей социальной политики, могут быть у нас использованы. Говорить просто об экспорте социальных моделей каких-либо стран не приходится.

В частности, когда речь идет о социальном государстве и его  роли в социальной политике, решающую роль играют особенности страны и  ее традиции. Если последние европейские  реформы в социальной сфере направлены на сокращение ответственности государства  и привлечение иных источников финансирования социальных услуг, то перед Россией  встал вопрос: нужна ли либеральная  политика в социальной сфере? В течение  многих десятилетий государство  в России выступало практически  монополистом в области социальной политики. Преждевременное увлечение  либерализмом привело ко многим трудностям и провалам при реформировании социальной сферы. Региональные дисбалансы и ослабление централизованного подхода привели к серьезным негативным последствиям при реализации национальных социальных проектов.

При этом изучение опыта  стран Западной Европы, его реальные достижения в области социально-экономического развития могут послужить серьезным  поводом для размышлений и  стать возможностью извлечь реальную пользу для разработки концепции  социального государства в России и ее стратегии в области социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема справедливого распределения

    1. Концепция справедливого распределения доходов

Наличие неравенства между  людьми является непременной чертой человеческого общества на любой  стадии его развития. На всем протяжении истории человечества не существовало единой социальной структуры, только отличались критерии социального деления в  разные эпохи. Социальное расслоение –  это процесс образования слоев  и его результат.

Для рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства  в распределении национального  дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется  социальное расслоение населения. В  свободной рыночной экономике богатство  достается только собственникам  экономических факторов – труда, капитала и земли. Те же многочисленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставшие  работать по найму, инвалиды, дети), а  так же лица, имеющие рабочую силу, но не способные найти ей применение в какой-либо период (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни), не имеют возможностей для обеспечения  своего достойного уровня жизни.

В условиях становления рыночной экономии в России существенно усилилась  дифференциация населения по доходам  и материальной обеспеченности - до таких масштабов, которые свидетельствуют  об остром социальном неблагополучии. Низкая оплата труда значительной части  работников явилась важнейшей причиной падения в России престижа профессиональной компетенции, квалификации и качества работы. В сложившихся условиях уровень  дохода работников фактически не зависит  непосредственно от личных способностей, квалификации и самоотдачи. Больше сказывается, в каком секторе экономики трудится человек, и какова его степень близости к тому или иному каналу привилегированного распределения.

Низкий средний уровень  доходов свидетельствует о почти  полном отсутствии в России так называемого  «среднего класса». С момента  начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов  населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации.

Сложившаяся на сегодняшний  день в России модель социальной стратификации  характеризует в высшей степени  дифференцированное общество, на одном  полюсе которого находится небольшой  по численности слой предпринимателей, сосредоточивший в своих руках  значительную часть собственности  и дохода, а на другом – большая  часть населения страны, живущая  в бедности.

Произошедшие изменения  в доходах населения и углубление его имущественного расслоения породили следующие негативные социальные процессы:

    • создаются значительные слои населения, находящиеся за «чертой бедности» (прежде всего пенсионеры старших возрастов, многодетные семьи, инвалиды);
    • происходит отток квалифицированных кадров из обрабатывающей промышленности, социальной сферы и науки в сферы приложения труда, не требующих соответствующих знаний (мелкая торговля, ремонтные работы и т.п.);
    • ухудшается состояние здоровья населения, выраженное в первую очередь в снижении продолжительности его жизни и т.д.

Данные изменения, большое  неравенство и реакция людей  на такие изменения могут стать  барьером на пути дальнейшего социально  – экономического развития страны. Именно поэтому одной из важнейших функций государства является проведение социальной политики, обеспечение необходимого уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. Вмешательство государства должно быть активным в те важные области, где рыночные структуры не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является не справедливым. Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщей доступности.

Главный ориентир социальной политики на современном этапе –  всемерное стимулирование экономической  активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой  и талантом обеспечивать достаточные  условия жизни для себя и своей  семьи. Это отвечает как требованиям  эффективности, так и принципу социальной справедливости общества.

Социальная политика – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Таким образом, можно так  представить концепцию социально  ориентированного государства –  государство несет ответственность  за обеспечение достойных условий  жизни его граждан.

Эффективность реализации социальной политики во многом зависит от экономики, финансовых ресурсов государства. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, социальной защиты населения и других механизмов жизнеобеспечения граждан. С одной стороны проведение социальной политики в условиях становления рыночной экономики, в последние годы ослабленной мировым финансовым кризисом, ложиться большим налоговым бременем на реальный рыночный сектор. С другой стороны, без эффективной занятости, систем образования, здравоохранения, невозможно на современном уровне развивать производство, внедрять новейшие инновационные разработки, тем самым понижая конкурентную способность отечественной продукции на мировом рынке. В этой связи, важным рычагом перераспределения доходов населения является налоговая система государства. В социально ориентированной экономике значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных.

1.2 Задачи социальной политики

Социальная политика направлена на социальное выравнивание, уменьшение социальных разрывов в доходах и  доступности социальных благ. Основное содержание социальной деятельности государства  заключается в целенаправленном перераспределении доходов, главным  образом через налогообложение  и систему социальных трансфертов, и обеспечении социальных услуг. Социальная защита, гарантированная  государством, характеризуется всеобщностью и вседоступностью. Принцип универсальности предполагает право всех граждан на пользование благами общенациональной системы социальных услуг и социальной защиты.

Основными задачами социальной политики являются:

      1. Увеличение оплаты труда занятых в государственном секторе (социальной сфере, управлении, армии и т.д.);
      2. Увеличение на основе стимулировании деловой активности отечественных товаропроизводителей заработной платы, особенно сельского хозяйства;
      3. Постепенная легализация деятельности теневой экономики и перераспределение части доходов занятых в ней лиц в пользу широких слоев населения страны.
      4. Улучшение условий жизни пенсионеров, прежде всего за счет повышения минимальных пенсий;
      5. Увеличения льгот лицам, имеющим детей до трудоспособного возраста, особенного многодетным семьям;
      6. Реформа налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени с низкодоходных на высокодоходные группы;
      7. Сохранение бесплатного или льготного обслуживания широких слоев населения учреждениями социально-бытового назначения.

Выполнение поставленных задач позволит создать в России систему распределительных отношений, соответствующих требованиям социально-ориентированной  экономики. Государству необходимо создать условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. В первую очередь, это содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее  и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального  производства и услуг. В социально  ориентированной экономике государство  должно с помощью налогов перераспределять личные доходы граждан – от самых  богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению государство  дает средства к существованию тем, кого рыночная экономика бросает  на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.).

Так же в социально ориентированной  экономике возникает социальная опора гражданского общества на так  называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса:

    • богатый класс – 10 – 15% ,
    • средний класс – 70 – 80%,
    • бедный класс – 15 – 20%.

В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Следует согласиться с утверждением, что «средний класс играет в обществе особую роль. Образно ее можно уподобить  функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому организм сохраняет равновесие и устойчивость. Там, где нет среднего класса или  он еще не сформировался, общество не стабильно». В странах с развитой экономикой достаточно весомую часть  среднего класса составляют работники  таких сфер как образование, наука, медицина, юриспруденция и т.п.

Информация о работе Социальная политика