Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления и поддержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства, приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их охрану и защиту.

Содержание

Введение
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
1.2 Принципы и функции местного самоуправления
1.3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти
Глава 2 Полномочия органов местного самоуправления
2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства
2.2 Полномочия органов местного самоуправления в Брянской области
2.3 Местные бюджеты
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Полномочия органов местного самоуправления.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Местное управление и самоуправление

1.1 Понятие, виды, организационные  системы местного самоуправления

1.2 Принципы и функции местного  самоуправления

1.3. Особенности и взаимоотношения  органов местного управления  и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти

Глава 2 Полномочия органов  местного самоуправления

2.1 Полномочия органов  местного самоуправления согласно  федерального законодательства

2.2 Полномочия органов местного  самоуправления в Брянской области

2.3 Местные бюджеты

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических  знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления и поддержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства, приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их охрану и защиту.

Проводимые  в нашей стране коренные преобразования в различных сферах опираются (должны опираться) на соответствующую законодательную  базу. Ее ядро составляет Конституция  РФ.

Знание основополагающих конституционных  принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны1.

В ХХ столетии во всем мире ускорился  процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент  демократического государственного строя  – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ2.

Для выполнения функций, возложенных  на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в России это собственно республиканские и местные бюджеты) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность местного самоуправления, проанализировать его принципы и функции, рассмотреть  и изучить полномочия органов  местного самоуправления.

Кроме того считаю необходимым  рассмотреть в работе такие полномочия местных органов самоуправления, как утверждение, формирование и  распоряжение местным бюджетом, как  основного средства исполнения своих  функций органами местного самоуправления и проанализировать роль органов местного самоуправления при решении задач социальной политики и управлении социальной инфраструктурой.

При написании данной работы использовались Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы  РФ, литература юристов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

 

 

Глава 1. Местное управление и самоуправление

 

    1. Понятие, виды, организационные системы местного

самоуправления

 

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

В конституциях современных  государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ3.

Термин «самоуправление» многозначен. С.Ожегов, например, в толковом словаре так определяет семантическое значение этого слова:

«1. Право на внутренне  управление своими местными силами.

2. Право решать дела  внутреннего управления по собственным  законам, в пределах национально-территориальной  единицы, автономии»4.

Сходные понятия используются в разных европейских странах. Так, в Германии используется термин «selbstverwaltung» - самостоятельное управление. Во Франции наряду с местным самоуправлением, избираемым населением, существуют и органы управления, назначаемые центральной властью для осуществления ее интересов на местном уровне – префекты, супрефекты. Но термин «самоуправление» не используется и ему соответствует понятие «decentralisation» - децентрализация. Под ним обычно понимают процесс наделения местных коллективов правами юридического лица, выборы представителей от населения в местные органы и предоставления местным органам широкого круга полномочий5.

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением понимает подразумевает право и действенную способность местных органов самоуправления регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел.

Анализ понятия местного самоуправления как формы и способа организации и осуществления власти на местах позволяет представить местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственность, исходя из интересов жителей данной территории6.

Можно представить, что  для существования местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

  • круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами;
  • инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы;
  • правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление;
  • финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • согласование местных интересов с региональными и общегосударственными;
  • четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами4
  • наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовывать функции управления;
  • географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры, климатические условия и др.).

Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо  лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные  органы и чиновники при централизованном управлении.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение: местное самоуправление – это  самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в  соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством граждане осуществляют местное самоуправление в форме прямого волеизъявления (референдумы, выборы, собрания, сходы и др.) и через избираемые органы местного самоуправления7.

Наиболее эффективной  и демократичной формой является местный референдум, когда гражданин осуществляет в полной мере и непосредственно свои властные полномочия8.

Реализация функций  местного самоуправления на территории осуществляется через организационную  структуру, которая должна обеспечивать наиболее эффективное их осуществление. Обязательным в структуре органов местного самоуправления является наличие предварительного органа или должностного лица, избираемого непосредственно жителями. Этим органом или должностным лицом формируются исполнительные структуры (администрация), которые реализуют решения представительного органа9.

Российский и мировой  опты предлагает большое многообразие организационных форм местного самоуправления. Выделим основные и наиболее распространенные: земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.). Основным правовым документом органов местного самоуправления является устав (положение) о местном самоуправлении данной территории. В уставе указываются: границы и состав территории местного самоуправления, вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных органов и должностных лиц, сроки полномочий, виды и порядок принятия нормативных актов, ответственность органов местного самоуправления, статус избираемых лиц (депутатов, советников и т.д.), экономическая и финансовая основа местного самоуправления и другие положения.

В системе местного самоуправления России в соответствии со ст.27 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив10.

 

1.2 Принципы и функции  местного самоуправления

 

Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:

  • единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;
  • сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как главных способов осуществления самоуправленческих функций;
  • сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного самоуправления;
  • экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;
  • волеизъявление граждан через представительные и исполнительные (администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные референдумы, собрания, сходы и иные формы непосредственной демократии;
  • сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории;
  • самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня местного самоуправления;
  • многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления;
  • сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного законодательного регулирования с большим объемом актов локального нормотворчества.

Реализация перечисленных  принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.

Территориальной основой  местного самоуправления являются: муниципальная  собственность, финансовые ресурсы (местный  бюджет и внебюджетные фонды).

Анализ законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет выделить ряд основных функций местного самоуправления:

  1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации федерального и местного законодательства на территории. Реализация этой функции заключается в принятии нормативных документов, определяющих и регулирующих порядок решения местных вопросов, в первую очередь, принятие устава (положения) о местном самоуправлении на данной территории. Контрольная функция является особенно важной для представительного органа местного самоуправления по вопросам бюджета и плана социально-экономического развития территории.
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Финансово-бюджетные средства должны всегда соответствовать двум условиям: стабильности и достаточности. Это означает, что деньги в бюджет должны поступать регулярно и непрерывно, и этих денег должно хватать не реализацию всего объема полномочий органа местного самоуправления. В случае, если местные налоги не обеспечивают полного покрытия расходов местного самоуправления, то вышестоящий орган государственной власти обязан выделять дотации и субвенции из собственного бюджета для обеспечения минимального местного бюджета (ст.37 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории. Основой выполнения этой функции является эффективное и рациональное планирование и расходование бюджетных средств, доходов от муниципальной собственности, использования природных ресурсов на нужды жителей. Обязательным условием является комплексное развитие всех сфер жизнедеятельности местного населения, прогнозирование развития территории и последствий реализации тех или иных социально-экономических программ, реализуемых на территории.
  4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказание полного комплекса услуг населению. Эта функция является одной из основных функций местного самоуправления, так как в первую очередь реализует повседневные запросы и интересы населения. Содержание и развитие муниципального жилого фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы быта, обеспечение социальной помощи населению и другие – это те задачи, качеством решения которых определяется эффективность и способность избранных гражданами руководителей решать местные проблемы.
  5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности. Реализация этой функции в рамках местного самоуправления возложена на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). Так же для обеспечения правового режима в различных отраслях хозяйственной деятельности органов местного самоуправления могут создаваться, на средства местного бюджета, подразделения муниципальной и специальной (например, строительной) милиции.

Информация о работе Социальная политика