Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:18, дипломная работа
В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления и поддержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства, приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их охрану и защиту.
Введение
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
1.2 Принципы и функции местного самоуправления
1.3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти
Глава 2 Полномочия органов местного самоуправления
2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства
2.2 Полномочия органов местного самоуправления в Брянской области
2.3 Местные бюджеты
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные
системы местного
1.2 Принципы и функции местного самоуправления
1.3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти
2.1 Полномочия органов
местного самоуправления
2.2 Полномочия органов местного самоуправления в Брянской области
2.3 Местные бюджеты
Список используемой литературы
Введение
В
последние годы в нашей стране
заметно возросло значение юридических
знаний, повысился престиж
Проводимые
в нашей стране коренные преобразования
в различных сферах опираются (должны
опираться) на соответствующую
Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны1.
В ХХ столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ2.
Для выполнения функций, возложенных
на территориальные
В условиях демократии одной из важнейших
составных частей финансовой системы
государства являются территориальные
финансы, которые охватывают территориальные
бюджеты (в России это собственно
республиканские и местные
Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность местного самоуправления, проанализировать его принципы и функции, рассмотреть и изучить полномочия органов местного самоуправления.
Кроме того считаю необходимым
рассмотреть в работе такие полномочия
местных органов
При написании данной работы использовались Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, литература юристов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.
Глава 1. Местное управление и самоуправление
самоуправления
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ3.
Термин «самоуправление» многозначен. С.Ожегов, например, в толковом словаре так определяет семантическое значение этого слова:
«1. Право на внутренне управление своими местными силами.
2. Право решать дела
внутреннего управления по
Сходные понятия используются в разных европейских странах. Так, в Германии используется термин «selbstverwaltung» - самостоятельное управление. Во Франции наряду с местным самоуправлением, избираемым населением, существуют и органы управления, назначаемые центральной властью для осуществления ее интересов на местном уровне – префекты, супрефекты. Но термин «самоуправление» не используется и ему соответствует понятие «decentralisation» - децентрализация. Под ним обычно понимают процесс наделения местных коллективов правами юридического лица, выборы представителей от населения в местные органы и предоставления местным органам широкого круга полномочий5.
Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением понимает подразумевает право и действенную способность местных органов самоуправления регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел.
Анализ понятия местного самоуправления как формы и способа организации и осуществления власти на местах позволяет представить местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственность, исходя из интересов жителей данной территории6.
Можно представить, что для существования местного самоуправления на территории нужны определенные условия:
Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении.
Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение: местное самоуправление – это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.
В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством граждане осуществляют местное самоуправление в форме прямого волеизъявления (референдумы, выборы, собрания, сходы и др.) и через избираемые органы местного самоуправления7.
Наиболее эффективной и демократичной формой является местный референдум, когда гражданин осуществляет в полной мере и непосредственно свои властные полномочия8.
Реализация функций местного самоуправления на территории осуществляется через организационную структуру, которая должна обеспечивать наиболее эффективное их осуществление. Обязательным в структуре органов местного самоуправления является наличие предварительного органа или должностного лица, избираемого непосредственно жителями. Этим органом или должностным лицом формируются исполнительные структуры (администрация), которые реализуют решения представительного органа9.
Российский и мировой опты предлагает большое многообразие организационных форм местного самоуправления. Выделим основные и наиболее распространенные: земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.). Основным правовым документом органов местного самоуправления является устав (положение) о местном самоуправлении данной территории. В уставе указываются: границы и состав территории местного самоуправления, вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных органов и должностных лиц, сроки полномочий, виды и порядок принятия нормативных актов, ответственность органов местного самоуправления, статус избираемых лиц (депутатов, советников и т.д.), экономическая и финансовая основа местного самоуправления и другие положения.
В системе местного самоуправления России в соответствии со ст.27 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив10.
1.2 Принципы и функции местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:
Реализация перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.
Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).
Анализ законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет выделить ряд основных функций местного самоуправления: